Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кусовая Сони.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
59.72 Кб
Скачать

§2. Исключения страха смерти на основе учения об удовольствии Эпикура

Для Эпикура блаженство через исключение страха было одним из важнейших аспектов философии. Так, Эпикур разработал четыре правила для избавления от страха, так называемый тетрафармакон:

  • Не надо бояться богов;

  • Не надо бояться смерти;

  • Можно переносить страдания;

  • Можно достичь счастья.

Насчет страха перед богами и смертью было сказано уже достаточно. Исключив эти элементы, требуется также чем-либо заполнить их место. Идеальным заполнением для Эпикура является удовольствие. Удовольствию у Эпикура посвящается достаточно много внимания. И тем не менее до сих пор ведутся споры, на счет того, является ли некоторые элементы учения подлинно эпикурейскими. Так, например, одна из наиболее значимых частей учения – разделение удовольствий на статические и кинетические. Ситуацию осложняет то, что у ученых нет единодушия в том, какие именно наслаждения Эпикур причислял к кинетическим. Согласно традиционной точке зрения, кинетическими Эпикур называл те наслаждения, которые сопутствуют процессу удовлетворения желаний, под статическим же наслаждением он понимал состояние, наступающее, когда желания удовлетворены29.

Тем не менее, возникает определенная неясность: Цицерон приводит цитату Эпикура, в которой говорится о наслаждениях, сопутствующих приятным вкусовым, слуховым и зрительным ощущениям, и рассматривает как кинетические на этот раз уже эти наслаждения. Кроме того, традиционная интерпретация кинетического наслаждения противоречит идее Эпикура о том, что невозможно испытывать одновременно наслаждение и страдание: например, если человек получает удовольствие, утоляя голод, то в этот момент, по-видимому, удовольствие должно сопровождаться страданием от не до конца утоленного голода.

Другая часть исследователей придерживается следующего мнения: статическое наслаждение не вытекает из кинетического, а обязательно должно предшествовать ему — статическое наслаждение происходит от того, что наш организм здоров и не испытывает боли, кинетическое же наслаждение возникает тогда, когда к этому хорошему состоянию самого организма присовокупляется приятное внешнее воздействие30. Противопоставление процесса и результата удовлетворения таких желаний, как голод и жажда, согласно этой теории, следует представить иначе, чем это делалось в традиционной науке. Кинетическое наслаждение от еды и питья уже не может описываться просто как наслаждение от утоления голода и жажды — ведь оно непременно должно предполагать предшествующее ему статическое наслаждение.

Таким образом, мы вплотную подходим к третьему постулату Эпикура – страдания можно переносить. Среди «Ватиканских сентенций» есть одно изречение Эпикура, в котором «хорошее состояние» тела объясняется тремя примерами — «не голодать, не жаждать, не мерзнуть». Может сложиться впечатление, что речь идет просто об отсутствии страдания, т. е. о нейтральном состоянии. Однако, если повнимательнее посмотреть на то, как объясняет подобные примеры Эпикур, окажется, что он понимает это состояние совершенно иначе. Что касается первых двух названных здесь условий — «не голодать» и «не жаждать», — то они неотделимы от процесса утоления голода и жажды и от того внешнего воздействия на организм, благодаря которому человек удовлетворяет эти желания, т. е. от еды и питья. Например, в «Письме Менекею» Эпикур утверждает, что высшее наслаждение могут принести даже хлеб и вода, если дать их тому, кто голоден.

Таким образом, получается, что страдание (или по-крайней мере, определенное неудовлетворение) является непременным предшествующим условием для того, чтобы испытать в результате удовольствие.

Тем более, что Эпикур не разделяет удовольствия по силе – любое наслаждение, по мнению Эпикура, достигает своей максимальной величины тогда, когда приводит к полному устранению боли. Например, независимо от того, что мы едим — хлеб или роскошные яства, если нам удастся удовлетворить голод, мы получим в обоих случаях одинаковое по своей величине наслаждение. Когда мы отдыхаем, величина испытываемого нами наслаждения не зависит от того, делаем ли мы это на плебейской подстилке или на узорных коврах31.

Отсюда можно сделать вывод, что главным для получения удовольствия является контраст удовольствия и неудовольствия.

Но есть и другой, более значимый для нас момент – Эпикур полагает удовольствием отсутствия негативного фактора. Так, удовольствие от тепла – это отсутствие холода. Но можем ли мы здесь провести параллель со смертью? Удовольствие от жизни – это есть отсутствие смерти? А если к этому присоединить тот факт что со смертью мы никогда не встретимся – наша жизнь сплошное удовольствие.

Таким образом, из учения Эпикура об удовольствиях мы можем сделать тот главный вывод, что страх смерти в его учении вытесняется и замещается удовольствием от жизни. И это является самой лучшей терапией от страха смерти.