Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 9.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
72.45 Кб
Скачать

Глава 9.

3.5.2. Прагматизм

Мир есть то, что мы из него делаем. Уильям Джеймс

В предыдущих главах шел разговор о европейской филосо­фии. Прагматизм же появился в Северной Америке и превратил­ся в одну из наиболее популярных там философских школ. Само название этой школы произошло от греческого слова «pragma» — дело, действие и говорит о тесной связи данной философии с практикой. Для представителей этой школы философия — не метафизические размышления о мире и человеке, а метод разре­шения проблемных ситуаций.

Родоначальником прагматизма стал Чарлз Сандерс Пирс (1839—1914) — крупный математик, астроном, логик, философ, читавший лекции в Гарвардском университете.

Теория «сомнения веры»

На формирование взглядов Пирса самое глубокое влияние оказал Кант, которого он считал гениальным мыслителем. Так же, как и Кант, Пирс хотел примирить науку и христианство. В конце XIX в., после публикации трудов Чарлза Дарвина, рели­гиозные споры приобрели особую остроту: казалось, что наука несовместима более с религией, ее выводом является атеизм. Но Пирс так не считал и попытался создать философскую систему, которая учитывала бы новейшие научные результаты, но в то же время была совместима с христианством.

Опираясь на эволюционную теорию Дарвина, Пирс рассмат­ривал мышление как вид приспособительной функции организма.

Получалось, что задачей мышления является не отражение мира, а регуляция отношений между организмом и средой. Человек, живя в мире, вырабатывает различные привычки, свойственные ему типы действий и т. п., которые заменяют ему инстинкты и, будучи осознанными, образуют верования (веру). По Пирсу, вера — это готовность действовать определенным образом. Если мы верим, что завтра — наступит, то мы планируем свой завтраш­ний день, если верим, что не умеем летать, — пользуемся лестни­цей, чтобы спуститься с третьего этажа, а не прыгаем с балкона, и т.д. Но в процессе жизни мы сталкиваемся с противоречащими нашим верованиям фактами и явлениями, это порождает сомне­ние, а сомнение вызывает психологический дискомфорт, беспо­койство. Тогда мы исследуем сложившуюся ситуацию — делаем усилие, направленное на преодоление сомнения, чтобы достичь нового верования. Как считал Пирс, единственной целью исследо­вания и познания является достижение верования, устранение со­мнения: «Деятельность мысли возбуждается раздражением, вы­званным сомнением, и прекращается, когда верование достигну­то, таким образом, достижение верования есть единственная функция мысли».

Пирс выделил четыре основных метода преодоления сомне­ния:

1) метод упорства;

2) метод авторитета;

3) априорный метод;

4) метод науки.

Одним из методов преодоления сомнения является метод упорства. Иногда человек предпочитает придерживаться сложив­шихся взглядов, несмотря ни на что. Представьте себе, напри­мер, религиозных фанатиков: для них любые аргументы против их веры не будут иметь никакого значения. Но и обычные люди зачастую упрямо держатся привычных взглядов, отвергая любую, даже обоснованную критику.

Метод авторитета — самый распространенный в истории человечества, мы обращаемся к нему чаще всего. Ребенок, столкнувшись с непонятным явлением, обращается за разъясне­ниями к родителям, студент изучает различные дисциплины по учебникам, ученый при возникновении вопросов прибегает к помощи научной литературы или коллег, специализирующихся в

определенной области, — все это обращение к авторитету. Именно так происходит обучение: ведь мы не открываем каж­дый раз заново законы физики, химии, биологии, а опираемся на то, что было сделано авторитетными учеными в этой облас­ти — Ньютоном, Менделеевым, Дарвином.

Априорный метод тоже достаточно часто используется для пре­одоления сомнения. Столкнувшись с необъяснимым с точки зре­ния наших старых верований явлением, мы не всегда беремся за учебники или начинаем научное исследование. Иногда мы выра­батываем объяснение без каких-либо доказательств и фактов (ап­риорно), потому что оно кажется нам логичным и правильным, согласуется с нашими взглядами и установками. По сути, мы про­извольно принимаем те объяснения, которые нам нравятся.

Самым сложным, но и самым обоснованным, является пре­одоление сомнения методом науки. В этом случае новое верова­ние, к которому мы пришли, зависит уже не от нашего произво­ла, а от некоторого постоянного внешнего фактора (окружающе­го мира), с которым мы должны считаться. При таком подходе полученные верования будут устойчивыми, так как научное ве­рование (то, что обычно называют научной истиной) возникает в процессе исследования, это такое мнение, к которому пришло сообщество ученых, — людей наиболее компетентных в данной области. Тем не менее, для Пирса наука, по сути, остается лишь средством преодоления сомнения, пусть и привилегированным, своеобразной психотерапией, задачей которой является не по­стижение мира, а достижение уверенности.

Более того, по Пирсу, ученый (и любой человек) говорит не об объективных вещах, а о значениях для него тех или иных слов, знаков. Если я говорю вам «корова», то это слово (знак) может означать для вас молоко для каши, йогурт по утрам, возмож­ность погладить теплый коровий нос во время прогулки на даче, а может — опасные рога. В любом случае это слово означает для вас определенную совокупность практических последствий: «Рас­смотрите, каковы практические последствия, которые могут быть произведены объектом нашего понятия. Понятие об этих следствиях есть полное понятие объекта», — писал Пирс. Прин­цип Пирса звучал так: «Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета». Получалось, что речь идет не о соответствии наших представлений реальному

объекту, а о соответствии этих представлений нашей (всегда ог­раниченной) практике. Истина это то, во что я верю, а верю я в то, что полезно, что «работает» в моей жизненной ситуации.

Но как в каждый конкретный момент времени отличить ис­тину от лжи? Древние мореплаватели верили, что Земля плоская, и прокладывали свои маршруты, исходя из этого верования. За­тем практика мореплавания, открытие новых территорий и дру­гие факты заставили принять другие верования, исходить из того, что Земля кругла. Утверждение, что Земля плоская, было исти­ной в Древнем мире, оно «работало», было полезно и эффектив­но для того уровня человеческой практики. Сегодня работоспо­собным является другое верование, истиной для нас стало иное утверждение. Процесс изменения истин — бесконечен, человече­ство постоянно будет переходить от одного верования к другому, но на каждом этапе этого движения единственным критерием бу­дет практика, полезность верования, возможность достигнуть ус­пеха в действии благодаря тому или иному верованию. ■

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]