Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дипломная записка Шалимовой .Свидание..doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
11.81 Mб
Скачать

1.2.2. Идеология пейзажей Клода Лоррена и Камиля Коро.

Если Пуссен был художником всеобъемлющего дарования и в его творчестве нашли глубокое претворение различные жанры - историческая и мифологическая картина, портрет и пейзаж, - то другие мастера классицизма работали главным образом в каком-либо одном жанре. В качестве примера можно назвать Клода Лоррена (1600 - 1682) - крупнейшего, наряду с Пуссеном, представителя классицистического пейзажа.

Лоррен вдохновлялся мотивами реальной итальянской природы, но в его произведениях эти мотивы преобразованы в идеальный образ, соответствующий нормам классицизма. В отличие от Пуссена, у которого природа воспринималась в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. Его произведения не обладают глубиной мысли и широтой охвата явлений действительности - качествами, присущими пейзажам Пуссена. У Лоррена более непосредственно выражено живое чувство, оттенок личного переживания. Он любил изображать безграничные дали моря (Лоррен часто писал морские гавани, широкие горизонты, переливы света в часы восхода или заката, предрассветный туман, сгущающиеся сумерки).

Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, Лоррен старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него.

В отличие от Пуссена Лоррена не увлекали героические сцены истории Рима, его сфера — созерцательное состояние человека в природе. При почти неизменной композиции пейзажи Лоррена, подобно вариациям одной музыкальной темы, неповторимы, внимание его сосредоточено на тончайших градациях меняющегося в течение суток солнечного освещения. Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, — замыкающие вид с боков «кулисы» деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно — главный герой его искусства. В солнечных лучах, исходящих из глубины, теряет очертания земной мир, тают силуэты зданий, деревьев, и наоборот, вместе со светом они обретают реальность, становятся осязаемыми, материальными — картина превращается в анфиладу светового пространства. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» (1651-72), составив как бы единый цикл. Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы («Пейзаж с похищением Европы», 1655, Музей изобразительных искусств, Москва; «Пейзаж с Иезекиилем»; «Психея у дворца Амура»). Для образованного зрителя 17 столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. «Герои» сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль).

Картины зрелого Лоррена не изображают - за немногими исключениями - какого-либо конкретного пейзажного мотива. Они создают как бы обобщенный образ природы. Природа и люди в картинах даны в определенной образной взаимосвязи (например, в таком прекрасном полотне, как "Ацис и Галатея" Дрезденской картинной галереи, 1657.) Полотно «Ацис и Галатея» (прил. 1, Рис. 8) в настоящее время хранится в Дрезденской галерее. Произведение написано в классическом стиле, требующем соблюдения строгости, разделения пространства на ряд планов, в картине тщательно выверены пропорции, композиции деревьев обрамляют картину с обеих сторон, словно кулисы или рамка. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил лишь основой для написания морской панорамы. Сюжетные эпизоды, которые Лоррен в основном заимствовал из античной мифологии или из Библии, были порой написаны не самим мастером, а другими художниками. Прекрасно выстроенная композиция пейзажа позволила Лоррену создать ощущение пространства, простора и световой гаммы, восхищающее поклонников его творчества. Листва деревьев слева выглядит легкой, как будто пронизанной солнечным светом. Маленькие лодочки, лес, очертания гор вдалеке – все это окружено мягкой воздушной дымкой. Тщательное световое освещение придает ей своеобразный лиризм, вся картина дышит гармонией и счастливым покоем.

Входя в антитезу "классицизм" – "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.

Пейзажная живопись Камиля Коро, исполненная в лучших традициях эпохи романтизма, но композиционные приёмы построения и передачи воздушной перспективы весьма схожи с классическими пейзажами Клода Лоррена.

Коро Жан-Батист Камиль французский живописец, рисовальщик, мастер портрета и пейзажа, один из предшественников импрессионизма.

Становление художественного метода происходило в основном в результате непосредственных наблюдений за природой, а также под влиянием достижений передовых художников. Новый подход к изображаемой действительности позволил К.Коро не только точно запечатлеть вид зданий, но и передать окутывающую их световоздушную среду. Интерес художника к материальной стороне окружающего мира явился шагом вперед на пути к созданию реалистического пейзажа, расцвет которого наблюдается в творчестве художников барбизонской школы.

Новаторство К.Коро особенно ярко проявилось в его летних, наполненных светом и воздухом этюдах, отражающих разное состояние природы. Их основные мотивы - городские виды, архитектурные памятники, итальянские города ("Шартрский собор", 1830, Лувр, Париж;"Утро в Венеции", ок. 1834, ГМИИ, Москва).

Особым очарованием наполнены фигурные композиции К.Коро. В ранних работах, отличающихся пластичностью и материальностью, человеческие фигуры в некоторой степени противопоставлены окружающей среде.

В 1850-1860-е гг. изображение природы на пейзажах Коро приобретает более обыденный характер, но интерес художника к изменениям ее состояний возрастает.

Одним из средств передачи лирического содержания пейзажа становится световоздушная среда. Меняющееся в зависимости от времени суток освещение, окутывающее ветви деревьев, легкая туманная дымка размывают контуры, придавая предметам призрачную невесомость.

Коро постепенно отходит от темной живописи, используя более светлую палитру и систему валеров - различных по светосиле "пятен" одного цвета. Невероятно широкий диапазон валеров включает в себя до двадцати градаций одного и того же тона. Особое настроение и определенный ритм пейзажу придают соотношение темных и светлых "пятен", композиционное расположение деревьев и ветвей, расстояние между  ними и различный наклон стволов. [11, c.211]

Известная картина «Воспоминание о Мортефонтене» (прил. 1, Рис. 9) принадлежит к числу поздних произведений мастера. Произведения Коро 1860-1870 гг., несмотря на растворяющиеся контуры форм, отличается замкнутой, ясно построенной композицией.  Фигуры девушек составляют органическую часть природы, дышащей глубокой гармонией, несмотря на то, что изображенный здесь пейзаж по своему характеру далек от итальянских ландшафтов, обязательных в пейзажной живописи предыдущих эпох. Коро с романтизмом роднит только лиризм, его не захватили ни героизм, ни драматизм романтической живописи.

Проводя параллель между произведением Лоррена «Ацис и Галатея» и работой Камиля Коро «Воспоминание о Мортефонтене» можно заметить самые яркие отличия в пейзаже классицизма и романтизма, но так же выявить сходства, и понять как развивалась пейзажная живопись и образ человека в искусства в XVII-XIX веков. Работа Лоррена в лучших традициях классицизма обращена к мифологическому сюжету, природа декоративна, условна и не названа. Ацис и Галатея отделены от происходящего шатром из ткани, они существуют в своём мире, изолированном от природы. Человек никак не взаимодействует с окружающей средой, хотя и живёт в ней. Общность работ состоит в построение воздушной перспективы, решение плавно. И в работе «Ацис и Галатея» и в «Воспоминании о Мортефонтене» она переднем плане изображён берег реки ровно по краю холста. Планы строятся чётко горизонтально. Всё такая же пышная растительность на берегу, высокие стволы деревьев и пышная растительность роднит эти произведения. Но главное отличие природа Коро, в том, что она живёт и являет индивидуальные черты местности, с которой делал зарисовки художник. Крону деревьев колышет ветер, их стволы и ветки не статичны, а согнуты под дуновением, что добавляет напряжения в работе. Человек взаимодействует с окружающей средой, он является неотъемлемой его частью – девушка прильнула к изящному, но увядающему стволу деревца, другие же две девочки заняты его подножие, возможно в поисках ягод.

Колорит работ тоже является существенным различием и ярко демонстрирующий стилистику эпох. Одним из средств передачи лирического содержания пейзажа Коро стала световоздушная среда, меняющееся в зависимости от времени суток освещение, окутывающее ветви деревьев, легкая туманная дымка размывают контуры, придавая предметам призрачную невесомость. Коро отошёл от темной живописи, используя более светлую палитру различных по светосиле пятен одного золотисто- коричневого цвета. Коро не использует синих оттенков, от чего в его работа наполняется теплой и вечерней негой, когда прогретая зелень ещё не успела охладится сумерками ночи. [9, c.340]