Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20-24.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
131.58 Кб
Скачать

Практика

Цели

Главная цель гештальт-консультанта — помочь клиенту перестать постоянно нуждаться в поддержке со стороны окружающей среды и перейти к независимости. Клиенты, обратившиеся к гештальт-консультанту впервые, заинтересованы, главным образом, в решении своих проблем. Гештальт-консультанты помогают клиентам не только находить поддержку в самих себе при реше­нии текущих проблем, но и жить более «подлинно». Для того чтобы клиенты были само­стоятельными, они должны находиться в контакте со своими организмическими экзи­стенциальными центрами (я — это то, чем я являюсь). Люди, которые находятся в кон­такте со своим организмическим «Я» или со своими чувствами, являются самоактуали­зирующимися, или самостоятельными.

Перле предпочитал заниматься гештальт-консультированием на семинарах, кото­рые в Эсалене включали в себя, как дополнение, общие купания. Перле считал, что для его выступления необходимы шесть следующих элементов: «1) мое умение; 2) "кли-некс" (косметическая салфетка); 3) "горячий стул"; 4) пустой стул; 5) сигареты; 6) пе­пельница» (Peris, 1969b, p. 227).

Техника осознания

Гештальт-консультирование является скорее эмпирическим, чем вербальным или интерпретирующим подходом. В процессе совместной работы консультантов и клиен­тов накапливаются сведения о том, как клиенты нарушают свой контакт с жизнью. Гештальт-консультанты требуют от клиентов, чтобы они как можно полнее ощущали себя в «здесь-и-теперь» и старались осознать как смысл своих манипуляций в настоящем, так и нарушения на границе контакта, а также чтобы они заново пережили не разрешенные в прошлом проблемы и полученные травмы. Перле (Peris, 1973) считал, что в основе его подхода лежит простая фраза «Теперь я осознаю». Слово «теперь» важно потому, что оно удерживает консультантов и клиентов в настоящем и подтверждает тот факт, что данное переживание (опыт) может иметь место только в настоящем; слово «осознаю» имеет большое значение потому, что оно дает и консультантам, и клиентам наилучшее пред­ставление о ресурсах, которые в данный момент имеются у клиентов. Осознание всегда имеет место в настоящем и открывает возможности для действия. ;,- ,.,,.

Симпатия и фрустрация

Сопереживания клиенту недостаточно, поскольку, сопереживая, консультант от­казывается от себя и, в худшем случае, допускает слияние. Одна лишь симпатия вре­дит клиенту. Что действительно необходимо, так это комбинация симпатии и фрустра­ции. Клиенты должны испытывать фрустрацию при предпринимаемых ими попытках 'контролировать консультанта посредством невротического манипулирования, клиен­та^ следует учиться использовать свое умение манипулировать с целью удовлетворе­ния своих реальных потребностей. Консультант сосредоточивается на том, чтобы за­ставить клиента глубже осознавать себя, а не приобретать фобии, когда клиент начи­нает чувствовать дискомфорт.

Работа со сновидениями

Перлс (Peris, 1970b) считал сны королевской дорогой к интеграции. Сновидения — это экзистенциальные сообщения, а не только отражения незаконченных ситуаций, текущих проблем или симптомов. Если определенные сновидения повторяются, осо­бенно велика вероятность того, что подразумевается очень важная для клиента экзистенциальная проблема. В работе со сновидениями можно выделить четыре этапа. Сначала клиент пересказывает содержание своего сна. На втором этапе клиент повтор­но пересказывает сон или его часть, представляя его как драму, меняя при этом про­шедшее время на настоящее; например фраза: «Я поднимался в гору» превращается в предложение: «Я поднимаюсь в гору». На третьем этапе клиент становится театральным режиссером, формирует сцену и разговаривает с различными актерами.

На четвертом этапе работу со сновидениями можно облегчить с помощью техники пустого стула, при этом становится возможным диалог между различными людьми, объектами или частями Эго, которые сталкиваются друг с другом.

22. Перенос

Таким образом, психоанализ рассматривается как процесс научения, в ре-зультате которого индивид возобновляет и доводит до конца процесс развития, который был прерван неврозом. Основной принцип, который реализуется в данном процессе, заключается в том, чтобы вновь вернуть пациента, но только при более благоприятных обстоятельствах, в те эмоциональные ситуации, с которыми невозможно было справиться в прошлом. На подобный возврат к прошлому сильное влияние оказывают отношения переноса, или трансфера, и развитие трансферного невроза. Термин перенос (transference) относится к развитию у пациента определенного отношения к своему аналитику: оно формируется на основе ранее сложившегося отношения к родительским фигурам. Если понимать перенос как искажение реальности, основанное на прошлом опыте, то он постоянно присутствует и в повседневной жизни, и во всех видах психотерапии. Например, имеются экспериментальные подтверждения того, что у людей есть ассоциирующиеся с эмоциями психические образы, сформировавшиеся в результате межличностных отношений в раннем возрасте. Эти эмоционально окрашенные психические образы влияют на то, каким образом мы будем воспринимать других людей и реагировать на них. Часто это влияние осуществляется автоматически, бессознательно (Andersen & Baum, 1994; Andersen, Glassman, Chen & Cole, 1995).

Выражая перенесенное эмоциональное отношение к своему аналитику (т.е. осуществляя трансфер), пациент воспроизводит в терапии свои взаимоотноше-ния с людьми, сложившиеся в течение жизни, а также свои прошлые взаимо-отношения со значимыми фигурами. Например, если пациенты считают, что тот факт, что аналитик записывает их слова, может привести к их эксплуатации со стороны аналитика, то тем самым они скорее всего выражают установки, которые сложились у них по отношению к другим людям — к тем, с которыми они повседневно встречаются, и к значимым фигурам из прошлого. В своих свободных ассоциациях индивиды орального типа могут беспокоиться, дают ли они достаточно «пищи», чтобы «насытить» аналитика, и достаточно ли аналитик дает им взамен; индивиды с анальным характером будут беспокоиться о том, кто контролирует ситуацию во время сеансов; индивиды с фаллическим характером могут быть обеспокоены тем, кто выиграет в конкурентной борьбе. Подобные установки, составляющие часть бессознательного существования пациента в повседневной жизни, выходят на свет в процессе психоанализа.

Хотя перенос — всего лишь часть многообразных форм терапии и возникающих в ее процессе взаимоотношений, психоанализ отличается тем, что активно использует его как движущую силу в изменении поведения. Множество формальных характеристик психоаналитической ситуации подобраны так, что-бы стимулировать развитие переноса. То, что пациент лежит на кушетке, помогает развитию отношений зависимости. Режим частых встреч (до пяти-шести раз в неделю) усиливает эмоциональную значимость аналитических взаимоот-ношений в повседневной жизни пациента. И наконец, тот факт, что пациенты привязываются к своим психоаналитикам, мало что зная о них как о людях, означает, что их реакции почти полностью определяются их невротическими конфликтами. Аналитик служит зеркалом или пустым экраном, на который индивид проецирует свои желания и тревоги.

Провоцирование переноса или создание обстановки, которая позволяла бы его развить, часто приводит к возникновению трансферного невроза. Именно тогда пациент разыгрывает по полной схеме все свои старые конфликты. Па-циенты наделяют свои отношения с аналитиком желаниями и тревогами про-шлого. Цель уже видится не в том, чтобы выздороветь, а в том, чтобы получить от аналитика то, без чего они вынуждены были обходиться в детстве. Вместо того чтобы искать выход из конкурентных отношений, они могут желать кастрации аналитика; вместо того чтобы стремиться стать более независимыми от других, они могут стремиться к тому, чтобы заставить аналитика удовлетворить их потребность в зависимости. Тот факт, что эти установки развиваются внутри психоаналитического процесса, позволяет и пациентам, и их аналитикам увидеть и понять инстинктивные и защитные компоненты исходных детских конфликтов. Так как пациент вносит в ситуацию нешуточные эмоции, углубление ее понимания также является эмоционально значимым. Изменение происходит, когда наступает инсайт, когда пациент начинает понимать как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне природу своего конфликта и чувствовать себя достаточно свободным, чтобы удовлетворять свои инстинкты продуктивным, бесконфликтным способом в рамках нового восприятия себя и мира.

В то время как чувство вины и тревога мешали в прошлом развитию лично-сти, аналитическая ситуация позволяет индивиду по-новому среагировать на старые конфликты. Почему реакция на этот раз будет иной? В основном благо-даря трем психотерапевтическим факторам. Во-первых, в анализе конфликт не такой интенсивный, как это было в исходной ситуации. Во-вторых, аналитик относится к пациенту не так, как относились его родители. И, наконец, в-третьих, пациенты к моменту анализа стали старше и взрослее, они теперь спо-собны использовать те стороны своего Я, которые достигли достаточного развития, чтобы справиться с теми сторонами своего функционирования, которые остались неразвитыми. Эти три фактора, обеспечивая возможность переучива-ния, создают базис для того, что Александер и Френч (Alexander, French, 1946) назвали «корректирующим эмоциональным опытом». Психоаналитическая тео-рия полагает, что благодаря проникновению внутрь старых конфликтов, благо-даря пониманию своего желания удовлетворять потребность инфантильным способом и в то же время благодаря осознанию своих потенциальных возможностей удовлетворить ее зрелым способом, а также благодаря пониманию застарелых тревог и осознанию того, что они никак не связаны с текущей реальностью, пациенты могут достичь максимально полного удовлетворения инстинктов, ограниченного только реальностью и собственными моральными убеждениями

23. РЭПТ

Фундаментальные и первичные цели

Фактически все люди имеют три фундаментальных цели (ФЦ): выжить, быть относительно свободными от боли и быть разумно удовлетворенными или довольными. РЭПК рассматривает эти основные цели скорее как выбор или предпочтение, а не как нужды или потребности. Рациональная жизнь состоит из мышления, чувств и поведения, осуществляемых способами, которые вносят вклад в достижение выбранных целей, в то время как нерациональность состоит из мышления, чувств и поведения, осуществляемых способами, которые блокируют или мешают достижению этих целей. Рациональная жизнь состоит из установления разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, или между удовольствиями "здесь и теперь" и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем. Таким образом, рациональность может быть определена как использование разума в следовании выбранному краткосрочному или долгосрочному гедонизму.

Эмоции, когниции и поведение

В ранней научной статье о “рациональной психотерапии” Эллис (Ellis, 1958b) предложил три фундаментальных гипотезы. Во-первых, мышление и эмоции близко связаны. Во-вторых, мышление и эмоции так тесно связаны, что они обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений "причина и следствие", и в некоторых (хотя едва ли во всех) отношениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью. В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, и для всех практических целей предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоциями. Таким образом, внутренние самовысказывания людей способны и генерировать, и изменять их эмоции.

Кроме того, Эллис (Ellis, 1988, 1989, 1991b) подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействует с поведением. Например, люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на то, как они думают и чувствуют. Короче говоря, когниции, эмоции и поведение редко являются полностью разделимыми и чистыми, если это вообще возможно.

Холодные, теплые и горячие когниции (cool, warm and hot)

Разделение Эллисом (Ellis, 1988, 1991b) когниций на холодные, теплые и горячие иллюстрирует то, каким образом чувства объединяются в когниции. Горячие когниции влияют на более интенсивные чувства и создают более интенсивные чувства, чем теплые или холодные когниции. Холодные когниции являются дескриптивными и могут предполагать наличие небольшого чувства или его отсутствие. Теплые когниции - это предпочтительные мысли или рациональные верования.

Подходящие (уместные) и неподходящие (неуместные) эмоции

РЭПК - это не подход, отрицающий эмоции; скорее, он делает упор на подходящие эмоции. Неподходящими эмоциями являются те, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом.

Разумный баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных гедонистических целей предполагает баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных уместных приятных эмоций.

Биологические тенденции

У всех людей существует напряженность между двумя противостоящими врожденными творческими тенденциями (Ellis, 1993b). С одной стороны, люди имеют тенденции создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели человеческих существ. У них большой потенциал, чтобы быть рациональными и порождающими удовольствие. С другой стороны, у них имеется склонность создавать, развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, несоответствующие эмоции и дисфункциональное поведение. РЭПК теоретически предсказывает, что часто люди “биологически предрасположены к тому, чтобы ревностно, неистово и непреклонно создавать и держаться за свои долженствования (musts) и другие иррациональные верования, порождающие нарушение душевного равновесия” (Ellis, 1993b. p. 199). Таким образом, они обладают огромным потенциалом для разрушения самих себя и других, нелогичности и непрерывного повторения одних и тех же ошибок.

Биологическое основание выбора

Люди не только рождаются и воспитываются иррациональными, они также обладают элементом свободного выбора в том, будут ли они сами себя эмоционально выводить из состояния душевного равновесия и в какой степени они это будут делать. Наследственность, окружающая среда и выбор взаимодействуют. Люди могут использовать свою биологическую тенденцию к обладанию некоторой степенью свободного выбора как для того, чтобы помочь, так и для того, чтобы навредить самим себе. Во-первых, они могут предпочесть думать по-другому и более эффективно о том, что происходит. Во-вторых, поскольку они обладают способностью думать о том, как они думают, они могут пожелать приобрести и сохранить когнитивные навыки для подавления и противодействия тенденции к нелогичности.

АВП-теория личности (“Азбучная” теория личности) (ABC theory of personality)*

У Эллиса имеется АВП-теория личности (ABC), к которой он добавил Д (D) и Э (E), чтобы охватить изменение и желательный результат изменения. Кроме того, первой может быть поставлена буква Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих АВП (ABC).

Ц (G - Goals) Цели, фундаментальные и первичные А (A - Activating) Активизирующие события в жизни человека В (B - Beliefs) Верования (верования), рациональные и иррациональные П (C - Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие Д (D - Disputing) Дискутирование иррациональных верований Э (E - Effective) Эффективная новая философия жизни

Азбука” (АВП-схемы) рационального мышления и жизни

Рационально размышляя относительно активизирующих событий (А), которые либо помогают или подтверждают, либо блокируют или саботируют их цели (Ц), люди занимаются предпочтительным мышлением. Предпочтительное мышление в противовес жестко требовательному предполагает или явное и/или молчаливое реагирование с помощью систем верований (В) реалистическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практики ориентированных на цель поведенческих последствий (П).

Часто иррациональные системы верований действуют, по крайней мере, на четырех уровнях: первичное требовательное верование(я), производные первичного требовательного верования(ий), вторичное требовательное верование(я), и производные вторичного требовательного верования(ий).

  1. Первичное жестко требовательное верование(я). Первичное жестко требовательное верование или верования включают в себя главные требования и команды людей относительно активизирующего события. Эти верования обычно выражаются как различные формы и степени долженствования (“должен”, “нужно”, “обязан” и т.п.).

  2. Производные первичных жестко требовательных верований. Люди обычно создают крайне нереалистичные и сверхгенерализованные умозаключения и приписывания как производные своих должнонанистических (должнонанизменных) (musturbatory) и абсолютистских требований.

Нагнетание страха, ужаса, кошмара

(Заболевание под лозунгом) “Я не смогу этого выдержать-ит” (по типу отит, менингит)

Предсказания постоянных неудач

  1. Вторичные жесткотребовательные верования (верования). Как только люди делают себя несчастными в П, они склонны углублять свое страдание, делая себя несчастными из-за того, что они несчастны. Другими словами, они преобразовывают отрицательные последствия (П) первичной жестко требовательной верования АВП в активизирующее событие (А) для вторичного уровня жестко требовательного верования АВП.

  2. Производные вторичных жестко требовательных верований. Теперь люди могут предпочесть создавать и извлекать нагнетание страха, болезнь типа “я не могу этого выдержать”, ощущения никчемности и предсказания неудачи на основании как вторичных, так и первичных должнонанистических верований. Теперь у них два отрицательных последствия и их производные за одну цену. Они могут также путем постоянного идущего по спирали цикла усиливать несчастье, которое создают своими прекрасными жалобами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]