Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nov_vr_shp.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
937.47 Кб
Скачать
  1. Освободительное движение в Западной Европе в 20-е - 30-е г. ХгХв.

Буржуазные революции 1820 г. в Испании и Португалии.

Начавшийся в 1816 г. новый подъем революционно-освободи­тельной войны американских колоний за независимость лишал испанскую буржуазию колониальных рынков. Место испанской торговли в Америке заняла английская. К 1820 г. большая часть Южной Америки вковь сбросила с себя испанское иго. Развал испанской колониальной империи нанес сильнейший удар абсолютизму и сыграл значительную роль в назревании революционной ситуации в Испании. Потеря колониальных рынков обострила для испанской буржуазии вопрос о расширении рынка и буржуазных преобразований внутри страны. Либераль­ные помещики и буржуазия желали ограничения королевской власти, отмены майоратов, права «мертвой руки», уменьшения церковной десятины, ликвидации цехов, введения полной свобо­ды капиталистического предпринимательства.

Крестьянство стремилось освободиться от гнета помещиков и церкви. В провинциях Арагон и Галисия начались крестьянские восстания. Крестьяне и ремесленники жестоко страдали от про­извола властей и желали уменьшения налогов.

1 января 1820 г. подполковник Рафаэль де Риэго со своим ба­тальоном поднял восстание вблизи Кадиса и провозгласил кон­ституцию 1812 г. К нему присоединился отряд полковника Км-рога. С 1500 человек они двинулись в соседнюю Андалузию, но крестьянское население находилось под влиянием духовенства и не оказало им активной поддержки. Риэго и Кирога и сами не собирались призывать крестьян к вооруженному захвату поме­щичьих земель. Их отряд потерпел поражение и постепенно рас­сеялся. Но весть об их выступлении послужила сигналом к вос­станиям по всей стране.

В крупных городах создавались революционные хунты. 7 мар­та разразилось восстание в Мадриде. 9 марта король вынужден был согласиться на восстановление конституции 1812 г. и назна­чить новое правительство из умеренных либералов. Политические заключенные были освобождены. Для охраны завоеваний рево­люции создавалась национальная милиция.

В июле 1820 г. состоялись заседания кортесов. Большинство депутатов в кортесах составляли «умеренные» («модерадос»), опи­равшиеся на либеральных помещиков и крупную буржуазию. Конституцию 1812 г. они считали слишком радикальной и боя­лись решительных революционных мер. Представители городской средней и мелкой буржуазии и обедневших помещиков образо­вали политическое течение «восторженных» («эксальтадос»). Их возглавляли Риэго и некоторые другие деятели революции. Они видели в конституции 1812 г. только начало дальнейших рево­люционных преобразований.

Правительство «умеренных» и кортесы вели трусливую поли­тику и пытались задержать развитие революции. Их деятельность в основном свелась к упразднению цехов и гильдий, отмене второ­степенных поборов в пользу церкви и уменьшению десятины, разрешению свободного открытия фабрик и других промышлен­ных предприятий. Был введен единый таможенный тариф, отме­нена государственная монополия на табак и соль. Кортесы объявили также об упразднении майоратов, закрытии монасты­рей и секуляризации их земель. Но основной вопрос об отмене феодальных повинностей в пользу помещиков и церкви и о пере­даче земли крестьянам оставался нерешенным и даже сколько-нибудь последовательно не ставился.

Трусливая политика «умеренных» привела к попытке контрре­волюционного переворота. В 1821 г. король назначил минист­ров из своих сторонников. Крайние роялисты образовали <апостолическую хунту», создавшую вооруженные банды для разгрома революционного движения. «Апостолическая хунта» была недовольна лавированием и уступками короля Ферди­нанда VII и добивалась передачи престола его младшему брату Дон Карлосу — непримиримому абсолютисту.

Но внутри страны роялисты оказались слишком слабыми дли того, чтобы подавить революцию. В Мадриде и других городах начались бурные выступления народа под руководством коммуне-ров. Муниципалитеты не подчинялись приказам правительства. Но и на этот раз «востор­женные» не решились на крайние революционные меры в поль­зу крестьян и ограничились законом о разделе пустошей между увольняемыми со службы солдатами, офицерами и деревенски­ми бедняками. Колебание и разброд среди «восторженных» и коммунеров ослабляли революцию.

Революция в Испании послужила толчком к револю­ционным событиям в Португалии. Феодально-абсолютистский строй давно уже стал помехой на пути ее капиталистического развития. Наполеоновские войны привели Португалию к разоре­нию и экономическому упадку. Французские, испанские и анг­лийские войска по очереди грабили и опустошали страну. Зависи­мость от Англии мешала росту португальской промышленности и торговли. Английские оккупанты поддерживали феодальную реакцию и превратили Португалию в рынок для английских то­варов и в поставщика дешевых вин для английской буржуазии. Либеральные помещики, буржуазия и народные массы стреми­лись к свержению абсолютизма и национальной независимости. Главным очагом португальского освободительного движения, как и в Испании, была армия, насчитывавшая в своих рядах много передовых, прогрессивно настроенных офицеров. 24 августа 1820 г. под предводительством полковника Кабрейра и при под­держке народа восстал гарнизон Опорто. В сентябре революция вспыхнула в Лиссабоне. Власть в стране перешла к Временной хунте. Были созваны кортесы и провозглашена конституция. Но земля осталась в руках помещиков. Сеньориальные права и феодальные повинности крестьян не были уничтожены.

Основным в испанской и португальской революции был аг­рарный вопрос, но он остался нерешенным. Народные массы при­няли участие в этих революциях, но не смогли наложить на их развитие ясного отпечатка своих требований. Слабость и нереши­тельность буржуазии привели к тому, что во главе этих револю­ций стояли дворянские революционеры, мало связанные с на­родом. Революция 1820 г. в Испании имела «военный, династн-чэский и буржуазно-либеральный характер»1. Такой же была и португальская революция. В отличие от французской революции конца XVIII в. эти революции не были буржуазно-демократи­ческими.

Буржуазная революция 1820 г. в Италии.

Как и на Пиренейском полуострове, главным средоточием патриотических революционных сил в итальянских государствах была армия. Революционную борьбу вели тайные ячейки карбо­нариев. После свержения французского ига главной целью кар­бонариев стало уничтожение абсолютизма. В тайных «вентах» (двадцатках) карбонариев преобладали офицеры армии и флота, по в них входили и представители интеллигенции, примыкавшие к либеральной буржуазии и дворянству. Большинство карбонари­ев стояло за конституционную монархию и умеренно-либераль­ные реформы. Они были далеки от крестьянских масс и городской бедноты и рассчитывали совершить революцию посредством заго­воров и военных переворотов. Карбонарии желали освобождения Италии от австрийского гнета, но оформившейся программы на­ционального объединения страны у них в 20-х годах не было. Главными центрами деятельности карбонариев стали Неаполи­танское королевство и Пьемонт.

2 июля 1820 г. офицеры гарнизона города Нола вблизи Неапо­ля подняли восстание. Высланные навстречу повстанцам войска генерала Пепе перешли на их сторону. В Неаполе начались бур­ные народные демонстрации. Перепуганный король Ферди­нанд IV был вынужден провозгласить конституцию по образцу испанской 1812 г. и образовал кабинет из либеральных минист­ров. Войска Пепе вступили в столицу.

Вслед за Неаполем революция охватила о. Сицилию. 14 июля восстание вспыхнуло в Палермо. Революционеры создали Вре­менную хунту и требовали самоуправления, а некоторые из них даже стремились к полному отделению Сицилии и образованию из нее самостоятельного королевства со своей конституцией. Местные помещики и буржуазия не желали сносить налоговый гнет правительства Бурбонов и хотели восстановить былую обо­собленность Сицилии от Неаполя. Но в сентябре 1820 г. восстание было подавлено королевскими войсками.

Осенью 1820 г. в Неаполе открылся парламент. Дальнейшему углублению революции мешали трусость и непоследовательность либеральной буржуазии, не желавшей поднять крестьян на борь­бу за уничтожение феодального гнета. Но без вмешательства из­вне король и реакционная знать оказались не в силах восстано­вить абсолютизм.

Революция 1821 г. в Пьемонте и подавление ее австрийскими интервентами. В то время как австрийские интервенты были за­няты удушением революции в Неаполе, вспыхнула революция в главной составной части Сардинского королевства— Пьемонте. 10 марта 1821 г. там поднял восстание гарнизон крепости Алек­сандрия во главе с отдельными офицерами. Повстанцы требовали конституции по примеру испанской 1812 г. Через день восстание охватило войска, расположенные в столице королевства Турине. Король Виктор-Эммануил I отрекся от престола.

Во главе туринского восстания стояли граф Санта-Роза и дру­гие участники движения карбонариев. Они возглавили революци­онную хунту. Часть войск перешла в лагерь контрреволюции. Пьемонтские революционеры не реши­лись порвать с монархическим строем и ничего не сделали для привлечения крестьянства и широких масс городского населения на защиту революции. Оторванность дворянских революционеров от народа ослабила революцию.

Тем временем королевский двор обратился за поддержкой к Австрии и «Священному союзу». В Пьемонт были двинуты авст­рийские войска. 9 апреля в коротком сражении они совместно с королевской армией разбили отряды восставших. В Турине про­изошел контрреволюционный переворот. Вскоре после этого австрийские войска заняли город. Руководители пьемонтской революции успели скрыться. В Пьемонте начались массовые ре­прессии.

Буржуазные революции 1820 г. в Италии, как и в Испании, не были демократическими. Возглавлявшие их дворянские револю­ционеры были оторваны от народа и равнодушно относились к нуждам широких масс трудящихся, что ослабляло революцион­ные силы. Важную роль в поражении этих революций сыграла интервенция «Священного союза».

Победа национально-освободительной революции в странах Ла­тинской Америки (1816—1826). В 1815 г. Испании на короткое время удалось восстановить свою власть над отпавшими колония­ми, за исключением Ла-Платы. Испанский и португальский гнс-т оставался основным препятствием для капиталистического разви­тия стран Латинской Америки и мешал превращению их в само­стоятельные национальные государства. Освободительное движе­ние нарастало. Новый решающий подъем его начался уже в 181G г., когда была провозглашена независимость «Соединенных провинций Ла-Платы». В апреле 1818 г. Чили было провозглашено независимой республикой.

В 1820 г. армия Сан-Мартина погрузилась на корабли и отплыла из Чили к берегам Перу. При их приближении население восстало. Независимость Перу была провозглашена 21 июля 1821 г. Испанские войска удерживались только на севере страны.

На северо-западе Южной Америки руководящая роль в оезобо-дительной войне принадлежала популярному деятелю освободи­тельной войны Симону Боливару (1783—1830) из Венесуэлы. Он использовал в борьбе с испанцами поддержку народа, хотя сам придерживался умеренных взглядов.

В 1817 г. началось освобождение Венесуэлы. Конгресс, собравшийся в г. Ангостуре (ныне Боливаре), провозгласил образование новой независимой республики — Великой Колумбии. Вскоре, 21 июня 1821 г., Боливар разгромил испанские войска в Венесуэле.

Победы освободительных армий облегчались тем, что револю­ция лишила испанское правительство возможности послать в Америку новые войска. 24 декабря 1824 г. на плоскогорье Аяку-чо (на севере Перу) испанские войска были разбиты. В 1825 г. было провозглашено создание нового независимого государства, в честь Боливара названного Боливией. В 1826 г. в Южной Амери­ке сдались последние испанские гарнизоны.

Только в 1821 г. полков­ник Итурбиде, опиравшийся на реакционные круги помещиков, совершил переворот и провозгласил независимость Мексики.

В 1824 г. Мексика была объявлена республикой.

После буржуазной революции в Португалии в 1820 г. Жуан VI по требованию кортесов вернулся на родину, а в Бразилии на­местником остался его сын Педро. В 1822 г. была провозглашена независимость Бразилии. В стране сохранилась монархия. Педро, не желая подчиняться лиссабонским либералам, стал конститу­ционным императором.

Начало восстания греков против турецкого ига и филэллины. Греческие патриоты надеялись на поддержку России, но царь Александр I, как и Меттерних, считали греков бунтовщиками.

Еще в 1821 г. восстание против турецкого господства охватило всю Грецию. В начале 1822 г. греческое Национальное собрание провозгласило независимость страны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]