Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен женщины в политике.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
196.22 Кб
Скачать

15. Фран. Королевы и фаворитки и их роль в полит. Процессах.

Маркиза де Помпадур — самая известная фаворитка

Официа́льная фавори́тка (фр. Maîtresse en titre) — статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалась в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии.

Екатерина Медичи (13 апреля 1519, Флоренция — 5 января 1589, Блуа), королева и регентша Франции, жена Генриха II, короля Франции из Ангулемской линии династии Валуа.

Родители Екатерины умерли в первый же месяц её жизни — мать на 15-й день после родов (в девятнадцатилетнем возрасте), а отец пережил супругу всего на шесть дней, оставив новорождённой в наследство герцогство Урбино и графство Овернь.

После этого о новорожденной до своей смерти в 1520 году заботилась её бабушка Альфонсина Орсини.

Екатерину вырастила её тётя, Кларисса Строцци, вместе со своими детьми, которых Екатерина любила, как родных братьев и сестёр, всю свою жизнь.

Смерть папы римского Льва X в 1521 году привела к перерыву власти Медичи на Святом престоле, пока в 1523 году кардинал Джулио де Медичи не стал Климентом VII. В 1527 Медичи во Флоренции были свергнуты, и Екатерина стала заложницей. Клименту пришлось признать и короновать Карла Габсбурга императором Священной Римской империи взамен на его помощь в возвращении Флоренции и освобождении юной герцогини.

В октябре 1529 года войска Карла V осадили Флоренцию. Во время осады появились призывы и угрозы убить Екатерину и вывесить на городских воротах или послать в бордель, чтобы обесчестить её. Хотя город и сопротивлялся осаде, но 12 августа 1530 года голод и чума вынудили Флоренцию к сдаче. Климент встретил Екатерину в Риме со слезами на глазах. Тогда-то он и приступил к поиску жениха для неё, рассматривая многие варианты, но когда в 1531 году французский король Франциск I предложил кандидатуру своего второго сына Генриха, Климент сразу же ухватился за этот шанс: молодой герцог Орлеанский был выгоднейшей партией для его племянницы Екатерины.

В возрасте 14-ти лет Екатерина стала невестой французского принца Генриха де Валуа, будущего короля Франции Генриха II.

Екатерину нельзя было назвать красивой. один венецианский посол описал её как «рыжеволосую, небольшого роста и худую, но с выразительными глазами» — типичная внешность семьи Медичи. Но Екатерина смогла произвести впечатление на избалованный роскошью, утончённый французский двор, обратившись к помощи одного из самых знаменитых флорентийских мастеров, изготовившего для юной невесты туфельки на высоком каблуке. Её появление при французском дворе вызвало фурор. Свадьба, состоявшаяся в Марселе, 28 октября 1533 года, стала большим событием, отмеченным экстравагантностью и раздачей подарков. На церемонии присутствовал сам папа Климент VII в сопровождении многих кардиналов. Четырнадцатилетние молодожёны покинули торжество в полночь, чтобы выполнить свои свадебные обязанности. После свадьбы последовали 34 дня непрерывных пиршеств и балов. На свадебном пиру итальянские повара впервые познакомили французский двор с новым десертом из фруктов и льда — это было первое мороженое.

25 сентября 1534 года неожиданно умер Климент VII. Сменивший его Павел III расторг союз с Францией и отказался выплатить приданое Екатерины. Политическая ценность Екатерины внезапно улетучилась, ухудшив этим её положение в незнакомой стране. Король Франциск жаловался, что «девочка приехала ко мне совершенно голой».

В 1536 году неожиданно умер восемнадцатилетний дофин Франциск, и муж Екатерины стал наследником французского престола. Теперь Екатерине предстояло заботиться о будущем трона. Смерть деверя положила начало домыслам о причастности флорентийки к его отравлению для скорого восшествия «Екатерины-отравительницы» на французский престол. По официальной же версии, дофин умер от простуды, тем не менее придворный, итальянский граф Монтекукколи, подавший ему, разгоряченному азартной игрой, чашу с холодной водой, был казнен.

Рождение в 1537 году внебрачного ребёнка у мужа подтвердило слухи о бесплодии Екатерины. Многие советовали королю аннулировать брак. Под давлением мужа, желавшего закрепить своё положение рождением наследника, Екатерина долго и тщетно лечилась у всевозможных магов и целителей с одной-единственной целью — забеременеть. Были использованы все возможные средства для удачного зачатия, в том числе питьё мочи мула и ношение навозa коровы и оленьих рогов на нижней части живота.Наконец 20 января 1544 года Екатерина родила сына. Мальчика назвали Франциском в честь деда, правящего короля (тот даже прослезился от счастья, узнав об этом). После первой беременности у Екатерины, казалось, больше не было проблем с зачатием. Рождением ещё нескольких наследников Екатерина упрочила своё положение при французском дворе. Долгосрочное будущее династии Валуа, казалось, было гарантировано.

Внезапное чудодейственное излечение от бесплодия связывают с знаменитым врачом, алхимиком, астрологом и предсказателем Мишелем Нострадамусом — одним из немногих, входивших в тесный круг доверенных лиц Екатерины.

Генрих часто играл с детьми и даже присутствовал при их рождении. В 1556 году, при очередных родах, Екатерину спасли от смерти хирурги, обломав ножки одной из двойняшек, Жанне, которая пролежала в утробе матери мёртвой шесть часов. Впрочем, и второй девочке, Виктории суждено было прожить всего лишь шесть недель. В связи с этими родами, которые прошли очень сложно и едва не стали причиной смерти Екатерины, врачи посоветовали королевской чете больше не думать о рождении новых детей; после этого совета Генрих прекратил посещать спальню своей супруги, проводя всё свободное время со своей фавориткой Дианой де Пуатье.

Диана де Пуатье 3 сентября 1499 (по другим сведениям, 9 января 1500) — 26 апреля 1566) — возлюбленная и официальная фаворитка короля Генриха II Французского.

Фаворитка Генриха II, вдова Диана де Пуатье, была старше своего возлюбленного на 20 лет, но обладала необычайной красотой, которая с годами не увядала, а всё более расцветала. Современники сравнивали её с богиней, сошедшей с Олимпа, чтобы очаровать принца. Сама Диана культивировала образ божества и всячески эксплуатировал этот образ для того, чтобы добиться почитания и любви могущественных особ и народа

Диана де Пуатье родилась 3 сентября 1499 года. Старшая дочь Жана де Пуатье, сеньора де Сен-Валье, она принадлежала к числу последних представителей Аквитанского владетельного дома. В тринадцатилетнем возрасте ее выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольврье (мать которого была плодом незаконной любви Карла VII и Агнессы Сорель). Её супруг умер 23 июля 1531 года, оставив Диану вдовой в возрасте 31 года. Она поставила своему супругу величественную усыпальницу в соборе Нотр-Дам в Руане, до конца своих дней не переставая носить по нему траур. Ее цвета, даже в то время, когда она сделалась фавориткой короля, всегда ограничивались белым и черным.

Встреча Дианы и герцога Орлеанского, будущего Генриха II, состоялась в 1539 году, когда ей было уже тридцать девять лет, а ему всего двадцать, что не помешало юному принцу страстно влюбиться в неё. К сожалению для Дианы, Генрих был младшим сыном короля, что не давало ему возможности претендовать на корону. Но вскоре после смерти малолетнего Франциска Дофином Франции стал герцог Орлеанский, и Диана, его возлюбленная, разделила власть при дворе с герцогиней д’Этамп, фавориткой Франциска I. Напрасно герцогиня д’Этамп и её сторонники шутили по поводу возраста прекрасной вдовы, наградив ее прозвищем «Старый гриб»: влияние Дианы возрастало с каждым днем. Став верным рыцарем Дианы, Генрих носил цвета владычицы своего сердца: белый и черный, — до самого последнего вздоха и украшал свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (Диана — Генрих).

Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Приход к власти Генриха обернулся триумфом Дианы, вознесенной при новом дворе к заоблачным вершинам. Генрих осыпал ее бесценными подарками: к самым завидным драгоценностям короны он присовокупил и огромный бриллиант, изъятый у поверженной фаворитки умершего короля, герцогини д’Этамп. Диане достались и все ее замки, а также парижский особняк своей соперницы. Вскоре Диане было оказано еще одно благодеяние. В соответствии с традицией при смене царствования должностные лица обязаны были платить налог «за подтверждение полномочий». На этот раз все средства поступили не в королевскую казну, а лично Диане де Пуатье. Также она должна была получать часть налога на колокольни.

Придя к власти, Генрих II позволил возлюбленной осуществлять полный контроль над делами королевства. Как отмечает историк Ги Шоссинан Ногаре, никогда в истории монархии никакой фаворитке не удавалось достичь такого абсолютного и эффективного воздействия на особу короля, а тем более убедить иностранных государей в своем всемогуществе. Послы адресовали ей свою корреспонденцию, и она переписывалась с самим Папой римским. Король ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ней.

Началом политической деятельности Дианы стало проведение новой кадровой политики. Не удовольствовавшись изгнанием герцогини д’Этамп, Диана подвергла чистке весь королевский совет, министерство и парламент.. В то же время сторонники Дианы стали получать высшие государственные должности. Как только Генрих стал королем, он вспомнил своих старых друзей и повелел вверить Монморанси высший государственный пост. Диана не возражала против такого решения, так как выбор этого человека наилучшим образом соответствовал ее собственным интересам, и она поддерживала коннетабля — он не внушал ей опасений. Однако вскоре она решила, что Монморанси забрал слишком большую власть и недостаточно считается с ее мнением. Она попыталась создать для него конкурента. Лотарингский дом пользовался расположением короля и благоволил к ней. Она добилась назначения кардинала Шарля Лотарингского на пост главы личного королевского Совета, а чтобы узы признательности стали еще крепче, выдала свою младшую дочь, Луизу де Брезе, за Клода Лотарингского, герцога Майенского. Она также добилась для своего второго зятя, Робера де Ла Марка, должности маршала Франции.

Ещё одним человеком, недовольным «правлением» Дианы был Монморанси, чьё влияние уменьшалось пропорционально возрастанию доверия к Лотарингскому дому и ближайшему окружению. Чтобы избавиться от Дианы и ее сторонников, а себе вернуть доверие короля, он решил заменить фаворитку красивой молодой женщиной, Мери Флеминг, гувернанткой Марии Стюарт. Для пресечения связи, возникшей между королём и Марией, Диане пришлось употребить всю свою волю и незаурядные, по мнению Брантома, актёрские способности. В результате Монморанси проиграл, а Диана вновь вернула утраченные позиции.

Влияние фаворитки не ограничивалось только внутренней политикой, но распространилось буквально на все, в том числе на международные отношения. Невольно оказавшись втянутой в войну, угрожавшую ее землям, зависимым от Лотарингского дома, после поражения под Сен-Кантеном она сблизилась с Монморанси и партией мира. Под влиянием Папы и Монморанси, Диана посоветовала Генриху подписать Като-Камбрезийский мир (3 апреля 1559 года), благополучно завершивший итальянские походы, длившиеся шестьдесят лет. Этот мир упрочил границы на севере и на востоке и закрепил за Францией Кале и три Епископства. Что же касается Екатерины Медичи, то она при жизни своего мужа не вмешивалась в государственные дела, предоставляя все вопросы решать Диане, сохранив с ней видимость дружеских отношений.

Власть Дианы де Пуатье над Генрихом II проявлялась также в том, что она открыто спекулировала религиозной ортодоксией короля, внушая ему ненависть к протестантам, побуждая преследовать их, — с целью обогатиться за счет ограбления.

«Правление» Дианы де Пуатье закончилось в 1559 году, когда Генрих II был случайно убит на турнире графом де Монтгомери. Король ещё был жив, когда королева Екатерина Медичи, проявив слабость, приказала Диане покинуть Париж, отдав прежде все драгоценности, подаренные ей Генрихом. Это была древняя традиция: со смертью короля все его приближённые (включая мать, жену, детей...) возвращали драгоценности, принадлежавшие королевской казне. Диана де Пуатье дала весьма достойный ответ: "... пока у меня есть повелитель, я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь." Диана вернула ларец с драгоценностями только на следующий день после смерти Генриха II. Диана де Пуатье удалилась в свой замок Анэ, где и умерла на шестьдесят седьмом году жизни, оставаясь до самой смерти обладательницей удивительной красоты, которая, по словам Брантома, «не встречает такого бесчувственного сердца, чтобы оно осталось равнодушным».

Маркиза де Помпадур 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764) — легендарная официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV. Окружив короля преданными ей людьми, определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Покровительствовала наукам и искусствам.

Её отец, Пуассон (фр. рыба), был одно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорман де Турнэм; быть может, он был её настоящим отцом.[источник не указан 241 день] В детстве гадалка, увидев Жанну, воскликнула: «Это же будущая фаворитка короля!» Считается, что именно это происшествие произвело неизгладимое впечатление на девочку. Благодаря Ленорману, Помпадур получила отличное образование; она прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

19-ти лет красавица Антуанетта вышла замуж за племянника своего патрона, Ленормана д’Этиоля. Очень мало интересуясь своим мужем, Помпадур весело проводила время в обществе блестящей молодежи. Людовик XV случайно встретил её и в 1745 г., после смерти герцогини де Шатору, сделал её своей официальной фавориткой под именем маркизы Помпадур. Целый штат фрейлин был в её распоряжении. Муж её, которому пригрозили Бастилией, успокоился и получил доходное место. Двадцать лет, до самой своей смерти, Помпадур играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в её руках, но и в Европе. Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству.

Не Людовик правил Францией, а Помпадур. Развратный, ленивый король, очарованный ею вначале, скоро охладел к ней, находя, что в ней мало страсти, и называл её ледяной статуей. Только находчивость Помпадур и глубокое знание характера короля умели приковать к ней Людовика. Сначала она пыталась развлекать его музыкой, искусством, театром, где, выступая сама на сцене, всегда являлась для него в новом, привлекательном виде, но скоро прибегла к более действенным средствам — представляла ко двору молодых красавиц (см. Олений парк).

Она склонила короля к союзу с Австрией, противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля. По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции. При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель. Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела.

Жизнь на королевскую ногу

Увеселения, постройки, наряды Помпадур поглощали массу денег. За двадцать лет при дворе на свои туалеты она потратила 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков[1]. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Людовик равнодушно узнал о смерти Помпадур, народ — радостно. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной.