Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен женщины в политике.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
196.22 Кб
Скачать

13. Женщины и военные действия. Жанна д Арк.

Один из нескольких спорных моментов в жизни средневековой европы - роль женщины на войне. Общий аргумент противников "женщин-воинов" - женщина физически слабее мужчины, а значит солдат из неё не получиться..

Но посмотрев на древние легенды, почитав сказки и былины, рисуется совсем другая картина - женщины не только не уступают мужчинам, но порой и превосходят их в военном деле.

Женщины принимавшие участие в войне. 15 век

Среди защитников бастиона в Праге в июле 1420 года были две женщины и одна девушка, бросавшие камни и копья в атакующих.

Жанна д'Арк 1412 - 1431

Во время осады Орлеана, Франция, 1428 год, горожанки выливали ведра с кипятком, кипящим маслом, известью и пеплом на атакующих англичан.

Маргрет Пастон в отсутствие мужа во время Войн Роз, приняла командование защитой своего дома на себя, в письме к мужу она просила прислать арбалеты, алебарды и железные наконечники.

Изабелла I Кастильская (1451-1504) была женой Фердинанда Арагонского. Она была наследницей сводного брата Генри IV Кастильского и унаследовала трон в 1474 году.

Это привело к войне со сторонниками якобы незаконнорожденной дочери его жены Хуаной.

Изабелла носила доспехи и сама руководила армией. Она также разрабатывала стратегию и организовывала снабжение и полевые госпитали. Ее значение для армии иллюстрирует тот факт, что, когда она заболела после неудач при Толедо в 1475 году, это дало ее врагам передышку.

Бургундия, как и большинство других европейских государств, иногда принимала женщин на службу в орудийные расчеты.

Нанимался командир орудия, ему выдавалось определенная сумма денег на снабжение расчета, поэтому имела место тенденция к использованию собственной семьи, что позволяло сэкономить больше денег.

Немецкое боевое руководство, опубликованное в 1467 году Гансом Талхоффером, включает главу, посвященную приемам, которые могли быть применены в судебной дуэли между мужчиной и женщиной.

Катерина Сфорза, была дочерью Дюка Миланского. Она вышла замуж за Джироламо Риаро, племянника Папы Сикстуса IV. Она, как считают, превосходила других в неистовых атлетических спортивных состязаниях. В 1483 году она защищала территорию своего мужа от Венецианцев. Будучи на седьмом месяце беременности, она удерживала крепость в St. Angelo после смерти Папы Сикстуса, пока его наследник не мог претендовать на нее.

После смерти мужа она единолично правила Форли и Имолой в Италии от имени своего сына. Катерина сражалась во многих компаниях и даже отказалась сдаться в обмен на свободный проход во время одной из осад. Ее взяли в плен в 1500 и в конечном счете отпустили в 1501 году. Умерла в 1509 году.

Существовал единственный прецедент создания чисто женского Рыцарского Ордена - орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса.

Вероятно, орден прожил столько же, сколько его первые рыцари. Подробно об этом написано в частности, в книге по ордену Подвязки, изданной в 1672 году.

Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д'Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году.

Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году.

В орден Сантьяго со времени его основания (1175 год) принимали женатых рыцарей, и вскоре были созданы отдельные женские подразделения с женщинами во главе.

Этих подразделений к концу 13-го века было шесть. Одно подобное подразделение было в ордене Калатрава.

Женщин стали принимать в этой орден 1219 года (сам орден основан в 1158 году). Кроме рыцарей, в ордене никого не состояло.

В разных языках ордена Госпитальеров (Англия, Франция, Испания) существовало понятие Сестёр Госпиталя. Сказать можно лишь, что в Средиземноморье Орден вёл частые и активные боевые действия, захватывая и удерживая острова и крепости.

С XV-го века формальное посвящение женщин в рыцари (тоже назывались militissa) происходило в некоторых невоенных менее известных орденах (для этого обряда приглашали рыцарей).

Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена.

С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. Некоторые были принцессами, некоторые женами рыцарей, некоторые ни теми, ни другими.

После 1488 года прецедентов не известно, кроме неаполитанской поэтессы Лауры Бацио Террицина (принята Эдуардом VI).

В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест, Для "рыцарей"-женщин император установил особые знаки отличия.

Женщины, являвшиеся членами ордена, носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом. Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault).

Во французском языке в средние века было два слова chevaleresse и chevalière, используемые двумя способами.

Одно слово обозначало жену рыцаря, а второе использовалось для обозначения рыцаря-женщины, как предполагается.

Следующий пример, относящийся к 13 в., может показать, какой важной могла быть роль женщин в войне.

В 1292 г. город Цюрих был ослаблен изнурительной войной с Винтертуром, потеряв много людей.

Австрийский герцог Альбрехт, желая извлечь из этого выгоду, направил к Цюриху свои войска.

Женщины города вооружились и, ведомые некоей Хедвиг Бургхасдален, под звук барабанов и флейт прошлись по городским мостам и вдоль стен с криками и потрясая оружием. Герцог, решив, что в городе полно воинов, и, не желая сражаться или осаждать город, быстро заключил мир и отступил.

Что касается крестовых походов, то они были не только военными операциями, но и паломничеством верующих в Святую Землю.

Несмотря на это, многие мужчины брали с собой в походы и женскую часть семьи – жен, дочерей, а самых молодых приводили матери и старшие сестры.

Женщины проявляли очень большой энтузиазм по поводу крестовых походов, и охотно брали на себя самую тяжелую работу по уходу за больными и раненными, приготовлению пищи, окопных работах. Они обслуживали катапульты, использовали луки, присматривали за возведением укреплений и зачастую руководили защитой крепостей.

Даже на военном поприще средневековые монархини добились известности. Этельсвит (вторая пол. IX в.), королева Эссекса, возглавив коалицию правителей северной Британии (Эссекса и Мерсии) против датского владычества, командовала союзными армиями, хотя и не всегда успешно. Гораздо большую известность как удачливый военачальник, оказавший немалое влияние на весь ход английской истории, получила Этельфлед (ум. 918), правительница англо¬саксонского королевства Мерсия, дочь короля Альфреда Великого.

Еще одна женщина, получившая известность благодаря участию в политической и военной борьбе, — это маркграфиня Тосканская Матильда (1046—1115). Она знаменита тем, что оказывала активную финансовую и военную поддержку папе Григорию VII, своему близкому другу, в борьбе против императора Генриха IV; сам замок Каносса, где произошло историческое свидание папы-победителя и короля-побежденного, принадлежал ей. Тосканская армия выступила на стороне церкви, которой Матильда завещала большое наследство

* * *

Жанна д’Арк (1412—1431) — редчайший пример средневековой женщины, которая, не будучи правительницей государства, или умелым военачальником, сыграла выдающуюся роль в политической истории своей страны. национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам и сожжена на костре как колдунья.

Королевский дом Франции находился в 20-е годы XV века в очень тяжелом положении — за французскую корону с наследником Карла VI Валуа, дофином Карлом, сражался английский король Генрих, поддерживаемый могущественным герцогом Бургундии. Удача не сопутствовала дофину — спустя пять лет после смерти отца он все еще не был коронован, поскольку Реймс, традиционное место коронации, был захвачен англичанами. Огромная территория к северу от Луары находилась под их властью.

Жанна родилась в зажиточной крестьянской семье в лотарингской деревушке Домреми. В тринадцатилетнем возрасте ее начинают посещать видения; ей слышатся голоса архангела Михаила, святых Екатерины и Маргариты, которые говорят, что именно ей суждено стать спасительницей Франции. В 1428 году шестнадцатилетняя Жанна идет в расположение войск дофина и просит позволения присоединиться к ним, но ее никто не принимает всерьез. Год спустя, когда положение французского наследника становится отчаянным и англичане осаждают последний бастион французов — город Орлеан, она предпринимает еще одну попытку. После испытания и трехнедельного допроса прелатами было решено, что эта девушка послана наследнику Богом. С королевским войском и своим собственным штандартом, под знаменем с образом Христа Жанна двинулась на помощь осажденному Орлеану.

Вопреки мнению нерешительного военного совета, Жанна, воодушевляемая голосами, призвала войско идти на штурм города. Орлеан был освобожден. С тех пор Жанну стали называть Орлеанской Девой и считать талисманом, данным Господом.

На волне необыкновенного энтузиазма войску дофина стала сопутствовать удача. Жанна предсказывала победы — и предсказания сбывались. Она сама принимала участие в осаде и взятии городов.

После того как она выполнила свою миссию и дофин был коронован, военное счастье от нее отвернулось. В мае 1430 года Жанна была захвачена герцогом Бургундским, который по требованию Парижского университета — арбитра в делах веры — передал ее в руки инквизиции за плату в десять тысяч франков. Судебный процесс проходил в Руане. Жанне было предъявлено обвинение в ереси и колдовстве. Но по сути это был процесс политический, позволяющий противникам короля Карла обвинить его в сотрудничестве с ведьмой. И, хотя Жанна, невзирая на свой юный возраст, искусно опровергала все обвинения в ереси, решение трибунала было предопределено и она была признана виновной. За Жанну не вступились ни спасенный ею король, ни французские прелаты, которые когда-то признавали ее посланницей Бога. 30 мая 1431 года она была публично сожжена как еретичка.

Спустя двадцать лет, после изгнания англичан из Франции дело Жанны было пересмотрено, она была оправдана, а в XX веке и вовсе причислена католической церковью к лику святых. Жанна стала великой национальной героиней Франции.