Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DVIvanov_Sociology.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Пятница, 1 апреля Герберт Маркузе

...определение специфики позднего капитализма - Маркузе - одномерность. Всепоглощающий социальный контроль.

Корпорации вместе с товарами продают социальную систему в целом, т.е. становясь потребителем, индивид принимает нормы существующей социальной системы, именно в процессе потребления происходит социализация.

Необходимости в образовании и политической пропаганде нет. Он конформист, если он потребитель. Для раннего индустриального капитализма была характерна эксплуатация работника, суть в том, что за труд не доплачивал предприниматель. По Марксу, доход делится на 2 части:

1я - стоимость, которая возвращается в виде заработной платы;

2-я - прибыль предпринимателя.

Либо предприниматель интенсифицирует работу: сокращение первой части.

Одномерное общество: не надо недоплачивать, совсем наоборот, тогда индивиды становятся потребителями, потребляют единицы корпорации. Потребление, которое социализирует, приводит к одномерности в экономике. Существование и предпринимателей, и потребителей замкнуто в едином технологическом универсуме. Рост производства и потребления - общий интерес и работников, и предпринимателей. В одномерном обществе нет отчуждения труда, по Маркузе, потребление - новая и странная форма отчуждения. В политике главная тенденция к одномерности - исчезновение альтернативных идеологий. В раннем индустриальном капитализме существовали политические доктрины, мобилизующие массы. В позднем капитализме Маркузе констатирует одинаковость политических программ разных партий. Все партии одинаково ориентируются на универсум. При смене правительства система не меняется, нет реальной оппозиции. Все партии интегрированы в систему. Исчезновение идеологий не означает отсутствие конкуренции, но означает, что нет больше противоречий. Нет тех измерений, которые были в начале XX века. Теперь идёт замыкание полит универсума. Есть представление об угрозе, но она не внутренняя, а внешняя, замыканию способствует образ врага. У запада это СССР и коммунизм, у СССР - империализм и Штаты. 

То же самое происходит с культурой. 

Больше прикладных вещей, научный универсум замыкается на регистрации фактов и выработке частных технологий. Суммируя, приходим к следующему выводу: потребление, массовая культура, прикладная наука - новые формы идеологии. 

...негативная свобода - единственная движущая сила трансформации.

Люди, движимые постиндустриальной рациональностью, не создают лучшего общества, любые позитивные проекты используются системой, негативные утопии системе неподконтрольны. Система репрессирует аутсайдеров, но не уничтожает их. 

Пятница, 8 апреля Мануэль Кастельс и сетевая теория общества

Раньше экономика была медленной. Транзакции осуществлялись месяцами, неделями. Транзакция – базовое понятие в экономике, предполагающее переход актива от одного собственника к другому. Внутри предприятий транзакций нет, только операции.

Теперь, по словам Кастельса, экономика функционирует в режиме реального времени.

Главная тенденция, к которой оперирует Кастельс – развитие компьютерных сетей. К середине 90-х годов – не бог весть какая идея. Его заслуга в том, что он прилагает другие идеи. Все финансовые рынки работают на основе компьютерных сетей; в производстве сетевая логика проявляет себи иначе. Для индустриального общества характерна иерархическая вертикально-интегрированная структура предприятия. Чем больше уровней, тем медленее осуществляется коммуникация. Такая структура была характерная для крупных корпораций в середине 20-го века. У такой структуры есть важное преимущество – она позволяет концентрировать ресурсы и реализовывать большие проекты. Недостаток – медленное реагирование на изменение ситуации.

Поскольку теперь экономика в режиме он-лайн, изменения происходят быстро, компании не успевают. Сетевая экономика требует другой структуры: на смену вертикально-интегрированной организации приходит гибкая сетевая организация. Несколько юридически независимых организаций, но при помощи сетевых структур экономически они становятся единым целым. Примеры: высокотехнологичные компании, McDonalds (франчайзинг: технология и торговая марка), Nike. Есть зонтичная корпорация, которая, не владея сетевыми предприятиями, координирует их деятельность. Главный актив МакДональдса – бренд. Nike не владеет ни одной фабрикой, а занимается “оркестровкой”. Такие компании работают на теорию Кастельса, но он избегает их. Почему? Он доказывает, что в основе всех изменений – разви``тие исключительно наукоёмких компаний.

Третья тенденция (помимо экономики онлайн и сетевой организации) – изменение характера труда. В индустриальном обществе господствующей формой труда была карьера на основе полной занятости. Теперь доля таких работников сокращается (приводит объективную статистику), а появляются новые формы труда, для некоторых из них Кастельс вводит специфические термины: networkers (специалисты в ИТ, умеющие работать не находясь в офисе) и flextimers (люди с неровным, гибким рабочим графиком). Если категории объединить, то может сложить нечто вроде freelancers.

Во всех тенденциях Кастельс обнаруживает одну и ту же сетевую логику. Вывод: возникает глобальный информациональный капитализм, а после него возникает информационализм. Но он никак не следует из его анализа тенденций, а привносится в теорию из работ Дэниэла Белла.

Еще один вывод: компании Nike и McDonalds – это компании, чей главный ресурс – информация. Но Кастельс обходит такие примеры.

В политике главные тенденции – медиатезация и борьба за идентичность.

Медиатезация – использование ИТ в политтехнологиях и пропаганде. Это было известно еще до Кастельса, но чтобы встроить это в теорию, то нужно дать специфическую трактовку. Политические структуры индустриального общества были иерархическими и вертикальными; теперь более эффективны гибкие сетевые структуры. Они функционируют на основе коммуникаций. При этот он ссылается на то, что телевидение играет всё более важную роль в ходе избирательных компаний и явно чувствует, что его тезис слаб. ТВ – не та сеть, которая создаётся на основе интернета. Главная тенденция – не рост роли ТВ, а рост роли мульмедийной сети. Успешная политическая компания – та, где используются разные средства масс-медиа.

Излюбленный объект анализа Кастельса – интернет, где он показывает его силу в политической борьбе. В середине 90-х годов: использование интернета группой активистов, которые боролись за права индейцев в мексиканском штате Чапос. Индейцы претендуют на землю, но их права не признаются. На помощь крестьянам пришли несколько человек, создавшие сайты и распространяющие информацию по миру о несчастных индейцах. Они себя называли “сапатистами” и создали политический бренд. Эта группа мобилизовала международную либеральную общественность. По прошествии 15 лет лидер этой группы теперь ездит с лекциями по США, рассказывает как бороться за права угнетённых. Но индейцы землю так и не получили. Но это не является свидетельством того, что Кастельс был не прав.

Борьба за идентичность. Медиатезация позволяет создавать сильную идентичность. Когда у двух оппонирующих политических сил примерно одинаковое соотношение сил и ресурсов, игра на идентичность позволяет вырваться. По Кастельсу, современное общество демонстрирует всё возрастающую силу идентичности, которая становится главной проблемой и предметом политической деятельности.

В культуре главная тенденция, в которой проявляется сетевая логика – формирование реальной виртуальности. Ко времени теории Кастельса появились первые работы о теории виртуализации, которые были отдельным видом теории изменений. Кастельс концепцию виртуальной реальности встраивает в свою теорию, подчеркивая, что речь идёт о реальной виртуальности. Показать, что образы, знаки и символы становятся действенными, для современных людей они реальны. Реальная виртуальность – это мир образов, иногда иллюзорных, в который погружена жизнь современного человека, и этот мир образов заменяет собой мир опыта. Ранее, даже в индустриальную эпоху, люди приобретали знания из своего опыта или заимствуя его, читая книги или обучаясь в университете. Теперь они могут обходиться без него, их представления о мире и реальности могут полностью сформироваться в мире мультимедийных коммуникаций. Мотив подлога мощным шлейфом идёт за понятием виртуальной реальности, и Кастельс пошёл этим же путём. В данном случае главное противоречие в том, что новое общество – дезинформационное, иллюзорное общество, хотя более здраво говорить о том, что появляется просто новый канал опыта.

Проявление одной сетевой логики – с этой т.зр. теория Кастельса – безупречна

Эта сетевая логика предполагает, что в некоторых случаях на этом можно делать деньги, создавать удачные имиджи и т.д.

Про Кастельса: “Он написал хорошую плохую книгу” – теория плоха с т.зр. Логической противоречивости и хороша, т.к. Работает.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]