Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_5.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
689.66 Кб
Скачать

Любовь и романтические отношения в детстве

Отношения между школьниками начальных классов часто основаны на популяр­ных представлениях о половых ролях. Мальчики стремятся приобрести авторитет бла­годаря физической силе, хладнокровию или вниманию со стороны девочек. Девочки завоевывают популярность за счет внешней привлекательности, социальных навыков (примерного поведения и т. д.) и хорошей успеваемости. Популярность среди сверстни­ков и соответствующее поведение влияют на формирование отношений и являются важ­ными аспектами развития ребенка (Alder, Kless & Adler, 1992).

Долгое время в связи с фрейдовской концепцией латентного периода считалось, что дети в возрасте 6-12 лет проявляют слабый интерес к сексуальности и к противо­положному полу. Полагали, что сексуальность как бы дремлет, поэтому дети предпо-

читают дружить со сверстниками одного с ними пола. Однако многие исследователи птически 0ТНеслись к концепции латентного периода. Когда мозг ребенка достига­ет своего нормального размера, а физическое развитие приближается к пубертату,

ебенок может испытывать романтические и даже сексуальные чувства к сверстнику противоположного пола (Borneman, 1994; Frayser, 1995; Goldman, 1994). По всей

идимости, дети именуют свои романтические и сексуальные привязанности «любо­вью» и весьма серьезно относятся к своей любви. Планы и желания ребенка становят­ся все более конкретными. В конце концов 10-12-летние дети, имеющие достаточно смелости, чтобы пойти на такой шаг, назначают «свидание» своему возлюбленному. Порой романтическая привязанность возникает между детьми одного пола, одна­ко дети называют такие привязанности не «любовью», а «дружбой», поскольку испы­тывают смущение перед окружающими. Подобные гомогендерные привязанности в детском возрасте могут быть первыми шагами по пути осознания своей гомогендер-ной ориентации и сексуальных предпочтений. Однако даже весьма интенсивные отно­шения со сверстником того же пола не оказывают непосредственного влияния на фор­мирование будущих романтических и сексуальных предпочтений индивида.

Подростковая и юношеская сексуальность

Подростковый и юношеский период — это переходный этап социального, эмоционального и когнитивного развития между детством и зрелостью. Подросток вступает в период полового созревания, обретает чувство независимости, личной автономии и идентичности. Возрастает способ­ность к абстрактному мышлению, а планы на будущее сообразуются с потенциальными возможностями и не­обходимыми действиями. У юношей и девушек форми­руется половая идентичность. Молодые люди начинают испытывать эротические чувства, свойственные зре­лым людям, и экспериментировать с сексуальным пове­дением, проявляя индивидуальные сексуальные пред­почтения и ориентацию (Haffner, 1995a).

В западной культуре не существует жестких возрастных рамок, отделяющих дет­ство от юности. Однако в других культурах мира широко распространены ритуалы инициации, во время которых молодых людей посвящают во взрослую жизнь и пока­зывают тем самым, что они уже не считаются детьми, а также предписывают или запрещают определенные формы сексуального поведения. Западные подростки ста­новятся взрослыми людьми постепенно и незаметно. В процессе своего сексуального и не только сексуального развития подростки по вине заблуждений нередко испыты­вают смущение и обеспокоенность в связи с физиологическим созреванием. Как пра­вило, девочки входят в период полового созревания раньше мальчиков, поэтому в возрасте 11-13 лет физическое развитие мальчиков отстает от развития девочек. В это время молодые люди часто испытывают неловкость, поскольку новые отноше­ния между полами только начинаются.

237

ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД

Переходный период эмоцио­нального, социального и физио­логического развития от детства к зрелости.

КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ОТНОШЕНИЕ КСЕКСУ И СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Половая идентичность, отношение к сексу и сек­суальное поведение молодых людей зависят от особенностей культурного контекста страны, в которой они живут. В последнее десятилегие в связи с ростом городов и усилением влияния западных средств массовой информации по всему миру произошли заметные изменения в отношении юношей и девушек к ценностям, ка­сающимся любви и секса. Наиболее очевидные, хотя и не лишенные противоречивых черт, изме­нения произошли в Северной Америке и Запад­ной Европе. Вместе с тем новые веяния проник­ли и в самые удаленные регионы земного шара. Согласно результатам опросов, проведенных в Великобритании и Ирландии, молодые англи­чане и ирландцы заметно расходятся во мнени­ях по поводу сексуальности. Уровень сексуаль­ной активности среди британских юношей и де­вушек значительно выше, чем среди юных ирландцев. Кроме того, английские подростки уделяют меньше внимания безопасности секса. Как известно, Ирландия — весьма религиоз­ная страна, в которой по-прежнему бытуют до­вольно консервативные представления о любви, сексе и браке. Юноши и девушки, принадлежа­щие к Римской католической церкви, охотнее используют при половой близости контрацеп­тивы (Breakwell & Fife-Schow, 1992).

Молодые мексиканцы и латиноамериканцы тоже воспитываются в атмосфере противоречия между традиционными религиозными принципа­ми и новыми представлениями о сексуальном пове­дении. Если в Северной Америке заметное влияние на сексуальный выбор молодых людей оказывают его отношения с матерью (Pick & Palos, 1995), то в Мексике юноши и девушки, как правило, не получа­ют своевременной информации о способах кон­трацепции, а половое воспитание сосредоточено в основном на вопросах биологического разви­тия и не уделяет должного внимания проблеме от­ветственного выбора и приобретения необходи­мых навыков сексуального общения (Department of Health and Human Services, 1994). В связи с этим возникают трудности, беспокоящие молодежь в Латинской Америке, где столь высок уровень не­желательных беременностей среди несовершен­нолетних, а информация о методах контрацеп­ции крайне ограничена (Morris, 1994).

Скандинавские страны, напротив, демонст­рируют прогрессивность В подходе к сексуаль­ному воспитанию и обучению методам контра­цепции. Уровень беременностей среди несо­вершеннолетних в этих странах ниже, чем в Соединенных Штатах. В Норвегии средний воз­раст начала половой жизни у девушек составляет 17,3 лет, а у юношей — 18 лет. Приблизительно такие же показатели и 8 других европейских странах (Тгааеп & Kvatem, 1996). Несмотря на то что швейцарская молодежь начинает половую жизнь приблизительно в том же возрасте, в Швей­царии самый низкий уровень беременностей сре­ди несовершеннолетних: 4,6 случаев беремен­ности на 1000 пятнадцати-девятнадцатилетних

Подростковый и юношеский возраст иногда рассматривается как период, когда половое влечение настолько повышено, что может быть почти неуправляемо. Не­смотря на то что у большинства юношей и девушек действительно обостряется инте­рес к сексу, степень выраженности этого интереса варьирует в зависимости от инди­видуальных особенностей. Одни молодые люди проявляют повышенный интерес к сексу и нуждаются в частом половом удовлетворении, между тем как другие юноши и девушки не ощущают настоятельных половых потребностей. Нельзя исключить и влияние социальной обстановки и научения на уровень половых потребностей. Наша пронизанная сексуальностью культура буквально подталкивает некоторых молодых людей к преувеличенному выражению своих сексуальных эмоций. Иные из них испы­тывают даже чувство вины и страха от того, что не ощущают ярко выраженного поло­вого влечения.

девушек в год. Вероятно, это является результатом широкомасштабной программы полового воспи­тания, введенной в швейцарских школах, и наци­ональной кампании против СПИДа, благодаря ко­торой люди стали чаще использовать презерва­тивы (Narring, Michaud, 8. Sharma, 1996). В России и Индии совсем иная ситуация. В этих странах долгое время не занимались никаким половым воспитанием и молодые люди не имели представ­ления о методах контрацепции и предохранения, поэтому уровень беременностей среди несовер­шеннолетних здесь намного выше, а кроме того, широко распространена дезинформация о ВИЧ и использовании презервативов (Lunin et al., 1995; Tikoo, Bollman, 8. Bergen, 1995).

В азиатских и африканских странах тради­ционные ценности, касающиеся любви и секса, контрастируют с более лояльным отношением к сексу среди молодежи. Корейское общество, с его строгими конфуцианскими традициями, есе-гда осуждало сексуальную активность в подрос­тковом и юношеском возрасте. В Корее мальчи­ки и девочки начиная с семилетнего возраста воспитываются раздельно. Быстрая модерниза­ция корейского общества привела к заметному росту сексуальной активности молодежи, в свя­зи с чем часть подростков испытывает чувство вины (Youn, 1996). В Японии сексуальность сведена к минимуму и воспринимается как ис­полнение супружеского долга. Типичный евро­пейский подросток придерживается невысоко­го мнения о половом воздержании, между тем для молодых японцев целомудрие имеет огром­ное значение. Уровень сексуальной активности и число матерей-одиночек в Японии ниже, чем в

Соединенных Штатах. Вместе с тем аборты в Япо­нии разрешены. Молодые японцы нередко начи­нают весьма активную половую жизнь в юношес­ком возрасте, словно наверстывая упущенное за годы воздержания (Sprecher 8. Hatfield, 1996; WuDunn, 1996). В Китае наблюдается значитель­ный рост сексуальной активности среди моло­дых людей на фоне официального осуждения проявлений сексуальности со стороны прави­тельства. Однако эти изменения, скорее всего, не спровоцированы западным влиянием, а от­ражают общие культурные изменения, происхо­дящие в Китае (Fan et al., 1995).

Данные о сексуальной активности африкан­ских подростков весьма разнородны. В некото­рых странах поощряется половое воздержание. В иных странах девственность не считается доб­родетелью и даже может свидетельствовать об асоциальности и плохом здоровье девушки. В некоторых странах по-прежнему считается, что девушка должна хранить девственность до брака. Западное влияние, в частности западные средства массовой информации, играют важную роль в приобщении африканской молодежи к сексуальности, что приводит к отказу от тради­ций, осуждающих подростковую и юношескую сексуальную активность (McLean, 1995; Savage 8! Tchombe, 1995). Благодаря спутниковому теле­вещанию западное телевидение проникло даже в Марокко, что приводит к переосмыслению тради­ционных половых ролей и представлений о сек­се, -хотя марокканцы стараются сохранить тра­диционную систему ценностей (Davis & Davis, 1995).

Современные молодые люди приобретают первый опыт сексуального общения раньше, чем в прежние годы. По существу, 80% населения Соединенных Штатов имели первую половую связь в подростковом и юношеском возрасте. Издавна бытует предрассудок, что сексуальная активность в этом возрасте приводит к негативным представлениям о себе, между тем 15-летние юноши и девушки, обладающие сексу­альным опытом, оценивают себя выше, чем их менее искушенные сверстники (Haf-faer, 1995). Согласно данным NHSLS, 71 % женщин и 92% мужчин, которые получи­ли первый опыт гетеросексуального контакта в подростковом и юношеском возрасте, утверждают, что они желали сексуальной близости и вступили в нее без принуждения {Laumann, Gagnon et al., 1994). Результаты опроса более 2500 учащихся старших классов свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей, обладающих первым сексуальным опытом, как правило, полученным недавно, ощущают себя пос-

ле этого увереннее. Тем не менее девушки, вступающие в половую близость, чаще испытывают чувство вины и полагают, что их использовали (Donald et al., 1995; Lan-ger, Zimmerman & Katz, 1995). Большинство молодых людей уверено в своей способ­ности отказать тому, с кем они не желают вступать в половую близость, хотя девуш­ки проявляют в этом вопросе большую уверенность, чем юноши (Zimmerman et al 1995).

Обширная информация о сексуальности, которую предоставляет молодым лю­дям наше общество, по-прежнему остается противоречивой. Средства массовой ин­формации активно пропагандируют секс, между тем как педагоги столь же активно призывают молодежь к половому воздержанию. И хотя половое воздержание в юнос­ти едва ли можно назвать неправильным выбором, нельзя игнорировать как негатив­ные, так и позитивные факты, касающиеся сексуальной активности в этот период. Сосредоточив свое внимание на опасностях, которые таит в себе сексуальная актив­ность в юношеском возрасте, специалисты упускают из вида то обстоятельство, что многие молодые люди испытывают острое сексуальное желание и стараются удовле­творить его в любой удобный момент (Phillips, 1995).

Сексуальная активность в юношеском возрасте — это реальность. Многие моло­дые люди стараются заниматься сексом регулярно. Вместе с тем нередко их представ­ления о сексе далеки от реальности. Юноши и девушки не всегда отдают себе отчет в том, какому риску они подвергаются. Как правило, они не имеют возможности свое­временно получить соответствующую информацию и половое воспитание, которое помогло бы им приобрести необходимые навыки и в полной мере осознать ответствен­ность, связанную с сексуальным поведением (Haffner, 1995а).

Мы имеем весьма смутные представления о том, как молодежь получает сведения о сексе. Исследователи всегда полагали, что первоначальную информацию о сексу­альности молодые люди получают не в семьях, а от друзей того же пола и из книг. В последнее время появляются научные сведения, позволяющие сделать вывод, что отношение к сексу и сексуальное поведение человека в этом возрасте во многом зави­сит от мнения матери. Если мать не одобряет сексуальные отношения до брака и, охотно отвечая на вопросы о сексе и предохранении от нежелательной беременности, может обосновать свою точку зрения, то в большинстве случаев юноша или девушка решают повременить с сексуальной активностью или начинает реже заниматься сек­сом (Donovan, 1995; Jaccard,Dittus& Gordon, 1996;Treboux&Busch-Rossnagel, 1995). И наоборот: если мать сама начала половую жизнь в подростковом возрасте, то ее дети, скорее всего, последуют ее примеру и начнут заниматься сексом раньше 14 лет (Molt et al., 1996). Средства массовой информации и педагоги обладают огромными возможностями в просвещении молодежи по таким вопросам, как биология секса, венерические заболевания, аборты и гомосексуальная ориентация. Однако мы не располагаем достаточным количеством данных, чтобы утверждать, что подобное просве­щение действительно способно изменить отношение к сексу или сексуальное поведение.

Более точные сведения о подростковой и юношеской сексуальности может предо­ставить текущее исследование, которое проводит Национальный институт здоровья и развития ребенка. Информация, которой мы располагаем на данный момент, страдает предвзятостью, поскольку представляет собой компиляцию отрывочных и нередко устаревших сведений, позаимствованных из разных исследований.

240

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]