Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
заруба ответы на госы.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
508.93 Кб
Скачать

4. Жанр «высокой» комедии в творчестве Мольера. Пьеса «Мещанин во дворянстве».

Франция 17 в. во главе король Людовик 13 (1610-1643), но, по сути, страной управлял кардинал Ришелье. Страна была после религиозных войн и проходила путь к утверждению централизованной королевской власти. Укрепление абсолютизма требовало ограничения прав феодальной знати, пытавшейся вплоть до середины 17в. Отстоять свою политическую самостоятельность. Ришелье нужна была новая бюрократия, которая заменила бы старых дворян, поэтому состоятельные купцы, ростовщики, мещане могли купить дворянский титул, пополнив казну государства.

Приобщение буржуазии к привилегированному дворянскому сословию происходило еще во как: широко вошла в практику покупка поместий и замков, а заодно и титулов разорившихся аристократов. Однако новая знать, рассчитывавшая занять полноправное место в иерархии феодального общества, наталкивалась на каждом шагу на пренебрежение со стороны старого, исконного дворянства. Эти социальные процессы получили широкое отражение в литературе 17 века, в особенности в комедиях Мольера и в публицистике.

На основах классицизма останавливаться не буду.

В Философии Декарта существовал принцип «разделения трудностей». В поэтике классицизма - это строгое разграничение жанров. Для каждого жанра характерны свои особые цели и соответствующие правила, формы, стиль. Смешение жанров (например, комического и трагического) строго осуждалось. В литературе комедия до Мольера относилась к «низким» жанрам, а трагедия к «высоким».Объектом изображения трагедии объявлялись героические деяния царей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории; центральным конфликтом становятся противоборство чувств, страстей и долга; речь героев трагедии была подчеркнуто эмоциональной, возвышенной; число персонажей сводилось к минимуму; внешние действа(убийства, поединки и пр.) выносились за сцену, зритель узнавал о них из рассказов вестников. Комедия, напротив, изображала повседневную жизнь горожан, делая будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки, либо сатирического осмеяния. Смеха следует добиваться только ради смеха! Мольер всем своим творчеством опровергает такой взгляд на комедию.

Мольеровская комедия, прежде всего, умна, более того, она философична. Она вызывает смех зрителя, но это «не смех ради смеха», это смех во имя решения огромной важности нравственных и социальных проблем. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи» - Белинский. Именно таков был смех Мольера. Театр Мольера в сущности великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым шутливым языком, ставя перед ним глубочайшие политические, общественные, философские, нравственные проблемы. В «высоких» комедиях фарсовый комизм – непристойные шутки, потасовки, примитивная клоунада – либо отодвигались на задний план, либо вовсе исключались. Комизм «высокой комедии» - это комизм характера, комизм интеллектуальный. В своих лучших комедиях Мольер подвергает критике пороки духовенства, дворянства и буржуазии. Первой из них стала «Тартюф, или Обманщик». После первой постановки этой пьесы на сцене в 1664г., против Мольера возник заговор, его обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары. Король Людовик 14, очень любил и ценил Мольера, и не принимал строгих мер в отношении к драматургу. Он даже одобрил замысел «Тартюфа». В этой комедии раскрыта тема лицемерия, которую Мольер наблюдал повсюду в общественной жизни. Он обратился к наиболее распространенном типу лицемерия - религиозному. Писал, наблюдая за тайным религиозным обществом – «Обществом святых даров». Мольер в своей пьесе не только разоблачает лицемерие, но и задает вопрос: почему Оргон уже немолодой человек, явно не глупый, позволил себя так обмануть? Причина этого – косность сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Эта косность не дает ему возможность критически осмыслить явления жизни и оценить окружающих его людей.

Поговорим о комедии 1670 года «Мещанин во дворянстве». Людовик 14, обиженный на турецкого посла, который приезжал в Версаль и не оценил восторженно его красоты, попросил Мольера (совместно с композитором Люлли) высмеять турецкие церемонии. Первоначально Мольер придумал одобренную королем сцену посвящения в сан «мамамуши», из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии. В центре он поставил ограниченного и тщеславного мещанина, во что бы то ни стало желающего стать дворянином. В этой пьесе Мольер показывает власть дворянства над умами буржуа, основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти.

Главный герой Журден. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, в этом своем стремлении он теряет всякое правильное представление о мире. Он доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. Его дурачат все: и Дорант, разорившийся аристократ, и учителя, портные и подмастерья. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена комически контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Но Журден вызывает смех, а не отвращение, потому что, в отличие от других подобных выскочек, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Г-ну Журдену противопоставлена его жена, истинная представительница мещанства. Это здравомыслящая практичная женщина с чувством собственного достоинства. В отличие от своего мужа ,она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдть дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на мещанскую родню. Молодое поколение – Люсиль и Клеонт - люди нового склада. Люсль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Клеонт благороден, но не по происхождению, а по характеру и нравственным свойствам: честный, правдивый, любящий, он может быть полезен обществу и государству.

Журден в отличие от Митрофанушки из «Недоросли», пытается учится сам, нанимает учителей, не жалея на это денег. Но все-таки его желания в учебе весьма примитивны и пошлы(Его интересует действительно ли «каждый человек, даже и не из храбрых, может наверняка убить другого, а сам останется цел?»; как написать коротенькую записку; узнает и радуется вещам, которые давно знает). Пусть Журден невежествен и простоват, пусть он смешон, эгоистичен, но он – человек честный, и презирать его не за что. В нравственном отношении доверчивый и наивный в своих мечтаниях Журден выше, чем аристократы. Так комедия-балет, первоначальной целью которой было развлечь короля в его замке Шамбор, под пером Мольера стала сатирическим, социальным произведением. Существовали различные толкования этой комедии. Одни заявляли, что Мольер осмеяв буржуа Журдена, возмечтавшего стать дворянином, проповедует примирительную, компромиссную философию: : дескать, «каждый сверчок знай свой шесток». Нет необходимости доказывать, насколько далек драматург от подобной философии.

Другие утверждали, что Мольер – «идеолог буржуазии», симпатизировавший ей, – предостерегал своих собратьев по классу от гибельных последствий подражания дворянам. Думается нам, что и эта идея насильственно навязывается французскому писателю. Мольер, конечно, ближе к буржуазии, чем к дворянству, уже по одному тому, что сам, сын буржуа, страдал от оскорбительного высокомерия дворян. Неприязнь его к дворянству выражена во многих его пьесах, тогда как в разбираемой нами комедии по отношению к буржуа лишь добрая насмешка. Однако Мольер (и в этом сказалась его историческая проницательность) прекрасно понимал, какие пороки несет в себе и денежная знать. Напомним его комедию «Скупой». Даже здесь, в комедии «Мещанин во дворянстве», он бросил многозначительный намек. Вот что говорит госпожа Журден: «Оба ее деда торговали сукном у ворот святого Иннокентия. Сколотили деткам деньжат и расплачиваются, может быть, теперь за нажитое на том свете: честностью-то такого богатства не наживешь!» Конечно, отсюда еще далеко до критики классовой сущности буржуазии, но и далеко от безоговорочного ее прославления.

Жан Батист Поклен (Мольер-псевдоним) – вывел жанр комедии на новый уровень. В 18 в. уроками Мольера пользовались его продолжатели – Реньяр, Лесаж, Бомарше. В Германии Мольер оказал плодотворное влияние на Лессинга; правдивость, широту мольеровского искусства высоко ценил Гёте. Авторитет Мольера был высок и непререкаем для романтиков (Шатобриан, Гюго) и реалистов (Бальзак).