Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2_kurs-dokumenty-k-zanyatiyu-20 (1).doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
198.66 Кб
Скачать

Документ 52 Челобитная русских торговых людей

1627 г.

Царю государю и великому князю Михаилу Федоривичю всеа Русии и великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю Московскому и всеа Русии бьют челом холопи ваши, гости и торговые люди москвичи и казанцы и ярославцы и нижегородцы и костромичи и вологжане и всех ваших государевых городов, на торговых немец, на голанцов и на амбурцов, на иноземцов, опричь аглинских гостей, и Кизильбашские и Бухарские земли на тезиков2.

От московского, государь, разоренья почали те торговые немцы ездить в вашей государеве отчине с ярмонки от города Архангильского по городом: на Колмогоры и до Устюга и до Вологды и до Ярославля и до Москвы. И поставили дворы свои по городом, покупая у посадцких людей тяглую землю. И привозят товары свои и ставят на своих дворех, а не на гостином дворе, а иных товаров и не доявливают, и в том ваши государевы пошлины пропадают; и камни и отласы продают врознь, в портище и в аршин, и от тово по городом чинятца в таможнех недоборы; а вещие товары продают врознь же, в полпуда и в гривенки, и у нас, государь, холопей и у сирот ваших, торги отняли, и стали мы бес промыслу, оскудели. И те заморские немцы у Архангильского города перекупают соль и возят до Вологды на своих дощениках, и тот промысл у нас, холопей и у сирот ваших, отнели ж. И приехав к Архангильскому городу с рускими товары, и теми товары торгуют меж себя у города, а в таможне записывают те товары в проезд, и в том твоя государева пошлина пропадает. А ныне те немцы на Вологде и в Ярославле и на Москве сидят по анбаром и по лавкам и продают всякие товары врознь. А при прежних государех, блаженные памяти при государе царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии, прихаживали в Ругодив3 заморские торговые многие немцы, на лето по сту и по двесте кораблей, а на Руси с товары дале Ругодива не пущивали. И в то время ваши государевы пошлины збирали, а нам, холопем и сиротам вашим, были торги пространные. И в те лета нам, холопем и сиротам вашим, ваши государские службы служить было радеючи, а не плачючи, а вашим бы(ло) государевым товаром, шолку, икре и соболям и всякому товару, цена была дороже, потому: только бы тех немец на Русь дале Колмогор не пущали, а нам бы, холопем и сиротам вашим, был торг и промысл, а руским бы товаром цены оне не ведали, и ваша б государьская пошлина збиралась многая. И тех немец на Руси умножилось, а нам, холопем и сиротам вашим, от них стала скудость великая, что торги у нас всякие отняли. А ныне, государи, по вашему указу, кои торговые немцы приезжают во Псков, и те немцы торгуют во Пскове, а изо Пскова ни в которые в ваши государевы городы дале Пскова не пущают. А Кизыльбашские и Бухарские земли тезики из Астарахани и ис Казани ездят по всей вашей государевой вотчине; и оне свои товары також продают врознь, болшою ценою, а не свалом, – и у нас, холопей ваших, оне и последние промыслы отняли.

И в вашей государеве вотчине, у Студеного моря, за немцами рыбные ловли; и на море на промысл, на утбу и на сальную добычю, в поморские реки приходят карабли и хлеб всякой, рожь и конопли и горох, в карабли насыпают, – и от той, государи, хлебной дорогови на Колмогорах и у города и в Усть Коле и всее поморские места помирают голодом, и последние людишка оскудели и обдолжали великими долги. И в Сибирь галанские немцы торговые и тезики своих промышленников посылают.

И вашим государевым товаром, шолку, икре и соболям, и сукнам и всяким руским товаром те немцы, на Руси вызнав цену, и проезжают горами и зимою посылают в свою неметцкую землю подвожды, и про русские товары у них ставитца ведомо, почему какой товар на Руси купят. И приехав те торговые немцы на Русь, меж себя заговором свои немецкие товары продают не торопясь большою ценою, и по всем городом в вашей государеве вотчине сидят по анбаром и по лавкам и продают товары врознь, а у нас, холопей и сирот ваших, руские товары покупают також заговором меньшою ценою. А кои у них товары вскоре не продадутца, и за теми тавары оставливают товарыщев своих, и живут в вашей государеве отчине лет по пяти и больши, а в те поры к ним из заморья, горами, подвозят грамотки, и по грамоткам у нас закупают заговором руские товары. И вашим государевым всяким промыслом чинятца от того порухи великие, а мы, холопи и сироты ваши, от тех иноземцов стали без промыслу, и многие торговые люди от своих промыслов отбыли и оттово оскудели и одолжали великими долги.

А блаженые памяти при государе царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии и при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Русии борабонские и галанские и амборские торговые немцы, оприч аглинских гостей, дале Архангельсково города и Колмогор не езживали и на промысл морской и на рыбные удбы не отпускивали. А ныне, государи, Голанские земли немчина у Карпа Демулина в реку Унбу карабли ходят, будто на удбу, и хлеб посылает на ладьях будто на Унбу, а сыплет тот хлеб в те корабли, кое будто на удбу корабли ходят, и тот хлеб отпускает в кораблях за море. Да у нево ж, государи, в Поморье покуплены деревни тяглые, одной помним имя деревни, – Загорки, а на Колмогорах покуплены дворы тяглые ж. И как ваш государев боярин, князь Ондрей Васильивич Хилков, был у Архангельсково города и на Колмогорах воеводою, и при нем немцы вверх дале Колмогор не ездили, и вашею государевою вотчиною, горою, не езживали ж, и дворов своих по городом не ставливали, и в лавках и в анбарех не сиживали, и промыслов на море и в Сибирь не бывало ж, кроме аглинских гостей. А кизыльбашские и бухарские тезики дале Астарахани и Казани не езживали ж, окроме к Москве посольских людей. А ныне, государи, по всей вашей государеве вотчине и в Сибирь тезики сами ездят и отпущают приказщиков своих, а у нас, государи, отнели везде промысл, и вашему государеву тавару от их разных промыслов стала поруха великая: росходу не стало вашим государевым всяким товаром.

Милосердый государь царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии и великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии! пожалуйте нас, холопей и сирот своих, возрите, государи, в свою государеву вотчину и в нас, холопей и сирот своих, чтобы, государи, те барабанские и галанские и амбарские немцы, кроме аглинских гостей, попрежнему дале Архангельсково города и Колмогор в вашу государеву вотчину не ездили, и дворов бы своих на Руси не ставили, и на руском берегу у Стюденого моря и в Сибирь промыслов своих попрежнему не отпущали; а кизыльбаские и бухарские тезики дале Астарахани и Казани вверх в вашу государеву вотчину токо же б не ездили, чтоб впредь вашим государьским промыслом порухи не было, а мы, холопи и сироты ваши, бес промыслов не были. Государи, смилуйтесь пожалуйте!

[Резолюция на челобитной]: Государь и великий государь святейший патриарх пожаловали указали быти по-прежнему: которым иноземцам велено торговать на Москве, – тех и пропущати; а которым велено торговати у города [Архангельска], и тех к Москве не пущати. Также и тезиком торговати в Казани, а к Москве и по городом не пущати, опроч кизыльбашских купчин по шаховым грамотам. А немцом, которым не велено торговати на Москве, принести имяна, хто таких немец, опроч аглинских и опрочь тех, которые на государеве имяни, и опрочь тех, которым подаваны государевы жаловальные грамоты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]