Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mp.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
670.72 Кб
Скачать

Практическая значимость методики преподавания курса

Результаты работы могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, школ, при разработке курсов теории и истории культуры, культурной антропологии, психологии, этнопсихологии, при изучении культуры коренных народов Ханты и Манси.

Цель и задачи методики преподавания курса:

- Дать детям первоначальные представления о местной истории в рамках края.

- Привить любовь и уважение к прошлому малой родины.

- Изучение традиционных технологий при изготовлении национальных костюмов «обских угров».

- Развить у детей способность к образному видению и творческому преобразованию мотивов севера.

Актуальность

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественно-эстетического образования.

Народное искусство Хантов и Манси рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества. Методическое пособие направлено на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

В наше время стала актуальной проблема сохранения национальных традиций, культуры и исторической самобытности народов севера, незыблемых нравственных ценностей народа. В современном быте Декоративно – прикладное искусство продолжает развиваться, сохраняя при этом национальные традиции в целостности. Для освоения культурного наследия искусство народов севера, содержит в себе огромный потенциал, так как оно донесло до наших дней, практически в неискаженном виде характер духовно – художественного постижения мира.

Изучения культуры народов севера могли бы помочь в развитии интереса; к истокам народного творчества, к культуре своего края, эстетического и духовного отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – понимание человеком сущности мира и своего места в нем, реального представления и связи с природой.

I – Глава. Традиционное искусство обских угров

  1. Тематическое планирование на 1 – год обучения.

Тема

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Общее

количество

1

- Образ жизни Ханты и Манси.

12

12

2

- Выразительность графического силуэта орнамента.

12

2

14

3

- Пиктограммы (картинное письмо)

6

2

8

Итого: 34

Тема 1. Образ жизни Ханты и Манси Содержание программы

Теория (12 часов)

Основные цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с историей народов севера.

  2. Создавать условия для расширения представлений учащихся, о традициях и образом жизни народов Ханты и Манси.

  3. Расширение представлений учащихся о быте народов севера.

Лекция.

Манси – один из малочисленных народов Сибирского Севера. Численность в 1989 г. Народа составляла 8459 человек. Численность ханты около 22520 человек. На сегодняшний день народы ханты и манси проживают в основном в Ханты – Мансийском автономном округе Тюменской области и ряде районов Свердловской области по Нижней Оби и рекам Северная Сосьва, Конда, Ляпин, Лозьва. Ранее территория их расселения находилась в значительной мере западнее и южнее современной и была гораздо шире. По данным топонимики, до XVI в. Проживали манси на среднем Урале и к западу от Урала, в Пермском Прикамье (на притоках Камы - Вишере, Чусовой), в верхнем и среднем течении Печоры. На юге границы их расселения доходили до верховий р. Уфы и почти до низовьев Туры, Тавды, Сосьвы, Пелыма и Лозьвы. Край, где живут манси, расположен между Уральскими горами и рекой Обью. Они расселялись по левым северным притокам Оби и Иртыша.

Манси – народ, родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре. Много общего у них и в происхождении, и в истории. Порой их трудно отличить друг от друга. Это два разных народа, но мансийские одежда, обувь, утварь, способы передвижения, обряды, медвежий праздник, религиозные представления и многие другие элементы культуры очень схожи с хантыйскими. Уже давно появилось мнение, что северные манси сформировались на основе смешения местного и прошлого хатыйского населения.

В XVI в. в русских документах Манси перечислены по рекам Чусовая, Нейва, Тагил, Кокуй, Вишера, Баранча, Печора, средняя и нижняя Лозьва, Сосьва, Ляля и Конда. К XVII в. Территория эта значительно сократилась, включая на западе лишь Вишеру, на севере – среднее течение Лозьвы, на востоке – среднее и нижнее течение Пелыма и Сосьвы, на юге – верховья Туры и среднее течение Тавды. В XVIII в. она еще немного сократилась на западе и расширилась на юге, включив весь бассейн Туры, на востоке, включая верхнее и среднее течение Конды, а также на севере – верховья Лозьвы. В XIX – в начале XX вв. границы расселения ханты и манси сдвинулись далее на восток и север, приблизившись к современным: исчезли манси на Туре и Тавде, появились на Северной Сосьве и Ляпине; в начале XX в. единицы еще оставались на Вишере, небольшие группы – по Пелыму, Сосьве, Ивделю.

До 1930 – х гг. Манси называли вогулами. Это название, как и хантыйское название манси рогаль скорей всего, происходит, от названий рек, протекавших на землях Пелымского княжества: манси волья, «река с плёсами». Данный этноним начинает употребляться в русских документах с XIV века (софийская летопись, 1396 г.) прежде всего по отношению к манси, которые жили на западных склонах Урала; позднее (ХVI-XVIII вв.) вогулами называли мансийское население Конды, Туры, Тавды, Пелыма, Сосьвы, Чусовой, Тагила, Уфы.

В XI-ХVI вв. к населению Северного Зауралья и Нижнего Приобья территорий, где позднее жили ненцы, ханты и манси применяли название югра. Русские познакомились с югрой через коми – зырян Печоры и Вычегды. С XII в. новгородцы начали вести постоянный обмен своих товаров на меха соболя и куниц с зауральскими племенами. В XVII в. термин югра исчезает, употребляются термины вогулы (вогуличи), а для территорий – Сибирь.

Ханты и манси говорят на языке угорской подгруппы финно – угорской группы, уральской семьи языков. Ханты – Мансийский язык делится на группы диалектов, различия между которыми очень существенны – по мнению ряда лингвистов, на уровне самостоятельных языков. В северную группу диалектов входят северососьвинский и верхнелозьвинский диалекты с четырьмя говорами (верхсосьвинский, сосьвинский, ляпинский и обской). К южной группе принадлежали тавдинские диалекты, к восточной относятся кондинские (верхнее – , средне – и нижнекондинские) и карымский (по Юконде). В западной группе большая часть диалектов, как и тавдинские (южные) утрачены. Это пелымский, среднелозьвинский, нижнелозьвинский, вагильский, кунгурский, верхотурский, чердынский и устьулсуйский диалекты.

Основные занятия Ханты и Манси – охота, рыболовство и оленеводство. Немаловажное значение для них имело собирательство орехов, ягод, кореньев и трав. По хозяйственно – культурному типу большая часть «обских угров» в XIX в. относилась к полуоседлым таежным охотникам и рыболовам, однако небольшие группы северных манси были кочевыми оленеводами лесотундры и тундры (в их оленеводстве много черт, заимствованных от ненцев и коми), а южные и восточные (кондинские, пелымские, туринские) сочетали в своем хозяйстве занятия охотой и рыболовством с земледелием и животноводством. Кроме того, удельный вес промысловых занятий у разных территориальных групп Хантов и манси был различным. Охота была более развита в верховьях рек, притоков Оби и Иртыша, а рыболовство – в их низовьях.

В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя, охота с луком и стрелами, с собакой (с XIX в. – с ружьем), ловля зверей и птиц различными ловушками, петлями, сетями – перевесами, обметами. Пушная охота, усилившаяся в связи с уплатой ясака, велась на соболя, лисицу, белку, горностая, росомаху, куницу, колонка. Для питания большое значение имела охота на дичь – боровую (тетерев, глухарь рябчик) и водоплавающую (утки, гуси). Охотничий сезон делился на два периода – с ноября до Нового года и с февраля по март. В январе, когда было много снега и стояли морозы, охотники отдыхали дома, сдавали пушнину, закупали новый запас продуктов, боеприпасов, чинили снасти. Охотились на угодьях, по традиции принадлежавших жителям селения или отдельным семьям. Там ставили охотничьи избушки, из которых выезжали на оленях или на лыжах, подпрягая к ручной нарте собаку, на промысел, возвращаясь на ночлег обратно. Охотились индивидуально, родственными группами, загонную охоту вели артелями. В рыболовстве большую роль играл запорный лов рыбы, широко распространенный в прошлом у всех финно – угорских народов. Край, заселенный манси, богат большими и особенно малыми речками, которые удобно перегораживать изгородью с ловушками в ее отверстиях. В связи с тем, что рыба идет на нерест, спускаясь или поднимаясь по речке (проходные и полупроходные рыбы), рыболовам приходится менять место лова рыбы и способы ее добычи – с запорного на сетевой и т.д. Часть северо – сосьвинских манси спускалась летом вниз к Оби, где ловилась рыба высокоценных пород (осетр, стерлядь, нельма, муксун, сырок). В р. Северная Сосьва водилась пресноводная сельдь, которую рыбопромышленники заготавливали даже на экспорт.

Занятия охотой и рыболовством определили типы расселения ханты и манси – дисперсные, мелкие группы, разбросанные по тайге, осваивающие близкие к селениям и дальние угодья. У них помимо постоянных зимних селений всегда были сезонные селения, в которых они жили весной, летом и осенью, облавливая рыболовные угодья и обходя охотничьи участки.

Традиционные средства транспорта – упряжное собаководство и оленеводство (зимой), в южных районах – езда на лошадях. Летом развит водный транспорт, сейчас ездят в основном на мотолодках, но проверяют сети на ближних угодьях на традиционных долбленых лодках, неводят на больших дощаниках, которые издавна делали под влиянием русских. Зимой ходят на лыжах: голицах и подволоках, подклеенных камусом, мехом с ноги оленя.

В XVIII-XIX вв. селения Хантов и Манси были небольшими, от 3 – х до 20 – ти домов, в которых проживали от 10 – ти до 90 человек. Чаще всего они располагались по берегам рек, планировка была разбросанной. Зимние постоянные жилища были срубными, наземными, однокамерными, невысокими, с двускатными (иногда уплощенными земляными) крышами на стропилах и коньковой балке (охлупень и боковые слеги иногда вырезались в виде голов зверей, например, зайца), с небольшими окнами, невысокими дверями, часто с сенями. Зимой окна закрывались льдиной, летом затягивались брюшиной оленя. Отапливался и освещался дом чувалом – открытым очагом типа камина, сплетенным из прутьев и обмазанным глиной.

Отдельно от основного дома ставили и маленький – манькол (сруб или небольшой чум), где во время родов и менструаций жили женщины.

Имущество: одежду, обувь, шкурки пушных зверей, запасы рыбы, мяса, хранили в амбарах, наземных или (чаще) свайных. Амбары были бревенчатые или дощатые, с двускатной крышей. Таких амбаров в семье могло быть несколько, они стояли и в глухой тайге рядом с охотничьими избушками или отдельно, в них хранилось также мясо добытого зверя. Под амбарами в селениях хранили нарты, лодки. Хлеб пекли в уличных глинобитных печках с остовом из жердей, без трубы, установленных на помосте.

Сезонные селения таежных жителей на рыболовных угодьях состояли из нескольких каркасных легких построек с остовом из жердей, крытых берестой, реже корой лиственницы. В них очага не было, готовили на улице, на костре.

У одной семьи могло быть несколько – до 4-6 подобных сезонных селений и несколько охотничьих избушек. В течение года они переезжали из одного места на другое для ловли рыбы.

Такие типы расселения, поселений и жилищ, а также образ жизни сохранялись до 1960 – х гг. на Северной Сосьве, Лозьве, на притоках Конды, сохраняются и сейчас в глухих таежных местах. Однако большинство мелких селений было ликвидировано в связи с укрупнением хозяйств, переводом населения на оседлый образ жизни, при этом ханты и манси рассматривались как кочевой народ (оленеводы), игнорировались как специфика их хозяйства, так и наличие постоянных селений. Для них были выстроены (реже реконструированы из старых) новые поселки на 200-500 человек. Они строились по типовым проектам с уличной планировкой, школами – интернатами, больницами или медпунктами, клубами, магазинами, отделениями связи; здесь же находились правления колхозов или совхозов, здания сельских советов. Рядом с большими поселками устроены посадочные площадки для вертолетов или небольшие аэродромы, пристани для теплоходов. Попытка государства благоустроить жизнь Хантов и Манси, тем не менее, оторвала их от промысловых угодий, вызвала неполную занятость населения, свертывание традиционных отраслей хозяйства, снизила уровень жизни населения.

Одежду шили Обские угры из шкур зверей (зимнюю), кожи (демисезонную обувь), ровдуги, хлопчатобумажных тканей (летнюю) и сукна. Одежда женская – распашная, мужская – глухая. Одежда местного происхождения – зимняя глухая (парка) и – малица, сокуй (или совик), заимствованная у манси – оленеводов. Восточные и западные Ханты и манси носили зимой суконные кафтаны и шубы из овчины.

Демисезонная одежда шилась из сукна. Рубахи и штаны – нижняя одежда у мужчин, платья у женщин – изготавливалась из ситца, тканей, сатина. Еще в начале XX в. Ханты – Мансийские женщины собирали обрабатывали крапиву, пряли из крапивного волокна нитки и ткать на простых станках. Уже в XIX в. одежду мужскую нередко покупали (особенно у южных и западных). Подпоясывали мужскую одежду кожаным широким поясом, металлическими и украшенным костяными бляшками, к поясу подвешивали ножны и футляры для ножа, мешочки для боеприпасов и пр. Лузан – суконную накидку глухого покроя с незашитыми боками, карманами и петлями для топора, боеприпасов, продуктов, с капюшоном, носили охотники.

Обувь и одежду изготовленных из шкур украшали мозаикой из меха, из цветного сукна аппликацией, одежду – аппликацией из тканей бисерным шитьем, литыми оловянными бляшками. Орнаменты древности используются до сих пор – геометрические, ленточные, зооморфные с соответствующими названиями (“оленьи рога”, “заячьи уши”, “след соболя” “ветви березы”, и др.). Голову мужчины покрывали капюшонами зимой,а летом закрывали шею и голову платком, спосаясь от каморов. Женщины онсили зимой меховые шапки. Голову женщины всегда покрывали платком. Большие платки шелковые с кистями или бахромой, цветастые шерстяные надевая на голову спускали два его конца по бокам головы. Женщина в присутствии старших родственников мужа должна была закрывать лицо обоими концами платка, или одним концом платка сдвигая его на лицо. Раньше было не принято стричь волосы у народов севера поэтому женщины и мужчины носили косы, они обматывали их цветным (красным) шерстяным шнурком. Короткая стрижка к XX в. вытеснила у мужчин косы. Накосные украшения – ложные косы, Женщины плели из лент и шерстяных шнурков, обвитых цепочками с бляшками и кольцами.

Все эти разновидности головных уборов, одежды, обуви и украшений, кроме изделий из крапивного волокна, были сохранены еще в 1950-60-х гг. Но потихоньку они были вытеснены покупной обувью и одеждой, особенно летняя и демисезонная. Традиционная одежда и обувь сохраняется у оленеводов, в качестве дорожной и промысловой.

Пищевой рацион, рыба и мясо оленей, дичи и диких зверей в семьях охотников, оленеводов, и рыболовов сохраняет свои традиции, но претерпел кое где свои изменения. В этих семьях по – прежнему, мясо и рыбу едят сырыми, пьют свежую оленью кровь. Рыбу и мясо вялят, варят, жарят, коптят. Также засаливают рыбу и уток на зиму. Рыбий жир рыболовы заготавливают впрок, они его пьют. Рыбий жир вываривают из внутренностей рыб. Ягоды замораживают или замачивают, варят из них варенье, едят сырыми. Собирают все разновидности ягод : брусника, черника, малина, морошка, клюква, голубика. В тайге на костре пекут лепешки, а хлеб выпекают на сковороде в печи. Ягоды, оленью кровь, рыбий жир, толченые черемуху, добавляют в муку. каждая трапеза у народов сопровождается чаепитием они пьют очень много чая.

Так как местная утварь у народов была берестяной и деревянной, медные чайники и котлы выменивали или покупали. Стеклянная, металлическая, фарфоровая, посуда стала распространяться от русских с XVII-XVIII вв. А в XX в. посуда почти вся стала покупной. Только рыболовы сохраняют немного традиционной берестяной и деревянной посуды – блюда, миски, туеса, корытца, ложки. Для хранения рукоделий женщины шьют мешки из оленьих шкур, для хранения рукоделий, шитья, делают берестяные коробки их украшают орнаментом, выскабливая бересту.

Брак заключали по сватовству или сговору, выплачивая при этом приданное или калым. Также практиковалось у народов в браке – похищение и обмен женами из других семей. Еще раньше у Хантов и Манси до христианизации бытовало многоженство по две, три жены, и даже еще в XVIII-XIX вв. Нередко жена была намного старше, также распространялись браки на малолетних. Взрослую жену для мужа – мальчика брали как работницу, т.к. рыболовческом, охотничьем, хозяйстве женский труд имел большое значение.

Данные быта народа в иллюстрациях приведены в приложении 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]