Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
diplom_chistovik_1.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
422.4 Кб
Скачать

[Введите название организации]

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок документа]

Тихонова

[Выберите дату]

[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]

Содержание.

Введение

Глава 1

Введение.

Основной целью моей работы является рассмотрение болезней и эпидемий имевших место быть в Англии в XVII веке, выяснить факторы способствовавшие их появлению и распространению, изучить формы медицинской помощи и уровень развития медицины. Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи: исследовать распространение эпидемий, их причины, симптомы заболеваний, их влияние на жизнь людей, а так же общее состояние физического и психологического здоровья англичан в XVII веке. Определить уровень развития медицины и рассмотреть методы лечения, кто, как и чем лечил.

Источники, которые я использовала при написании данной работы - это дневники современников, описывающие интересующие меня события.

Дневник Джона Эвелина1-  (1620-1706) английский мемуарист. Его самая известная работа - дневник, данные там менее интимны, чем у С. Пипса, но содержат более полные исторические сведения о XVII-веке в Англии, в том числе и об эпидемии чумы в Лондоне в 1665.

Дневник Самюэля Пипса2. «Дневник» неоднократно переиздавался как в полном, так и сокращенном виде («Большой» и «малый Пипс»), переводился на многие языки. Он стал незаменимым историческим источником и занимательным материалом для чтения на досуге, которое так любил сам его автор, бывший, среди прочего, крупным библиофилом. Личная жизнь Пипса, его отношения с женой и приключения на стороне, которые в живых подробностях также отражены в «Дневнике», стали в XX в. материалом для нескольких романов, написанных как с точки зрения главы семьи, так и с позиций его молодой супруги. Дневник содержит информацию о психологической перемене англичан и о трагических событиях 1665 года в Лондоне.

Журнал Даниэля Дефо3. Страшный антиутопический памфлет Даниеля Дефо, потрясший современников писателя - и повергающий в шок своей холодной, почти ироничной объективностью даже современных читателей. Жертв "черной смерти", обрушившейся на Англию, можно было исчислять сотнями тысяч... однако гораздо сильнее, чем сухие цифры, воздействует на нас история одного человека, пережившего "Чумной Год".

Что касается разработанности данной темы, то есть ряд работ, посвященных данным вопросам:

Д.В. Михель написал ряд работ , посвященных эпидемиологии и болезням. Его труд: «Болезнь и всемирная история»1, полон фактического материала, и повествует нам об эволюции заболеваний с древних времен по наше время. Затрагивая все страны и континенты. Так же в его статье «Оспа в контексте истории»2, можно найти необходимый материал, касающийся развития и распространения оспы во времени.

В работе ещё одного нашего соотечественника Галанина М.И. «Санитарная организация в Западной Европе»3 мы можем почерпнуть сведения о положении дел в городе в то время. О том, как санитария влияет на возникновение и развитие болезней.

В сочинении Хью Клаута « История Лондона»4 есть отельная глава посвященная событиям 1665-1666 гг: «Чума и пожар», там можно найти информацию о появлении и протекании эпидемии.

В одной из глав книги Питера Акройда «Лондон биография »5, основанной на данных хроники Д. Дефо, рассказывается о положении в городе до прихода чумы, об её эволюции и последствиях,

В трехтомнике Ф. Броделя «Структуры повседневности»6 есть не только статистические данные, но и описание влияния заболеваний на физическое и психическое состояние англичан.

В статье Т. В. Мосолкиной . «Болезни и медицина в Английском городе XVII века.»7 содержатся данные о появлении, динамике, причинах и распространении болезней в Англии в XVII веке.

Но всё же полной, фундаментальной, содержащей все аспекты данной темы работы ещё не создано.

При написании я так же использовала ряд таких исследовательских работ, как: С. Вотс1, М. Харрисон2, Р.Е. Лернер3, Дж. Калви4, Н. Бульст5, Дж. Н. Хэйс6, В. Макнил7, Г. Гезер8, П. Кларк9, О.Дж. Бенедиктов10, Е. Флоресчано11, А. Кросби12, С. Тиссо13, А. Г. Кармайкл14 , А. Харди15, Д.Р. Хопкинс16, С.Р. Дункан17, Б. Сондерс18, Р.К. Френч19.

С помощью информации, содержащейся в данных работах, я пополнила фактический материал, смогла нарисовать более полную картину исторических событий, углубила данные о болезнях, рассмотрела их влияние и распространение, дополнила информацию об уровне жизни людей и проследила эволюцию медицины.

Болезни всегда были важной стороной человеческой жизни. Судьбы многих конкретных личностей и обществ часто зависели от их влияния. Наряду с войнами, голодом и стихийными бедствиями, такими, как наводнения и землетрясения, они вносили беспорядок в частную и социальную жизнь, нарушали ее размеренный ритм, потрясали господствующие ценности. Нередко болезни меняли ход военных кампаний и низвергали с трона правящие династии. Порой они опустошали некоторые страны и проверяли на прочность религиозные верования целых народов. В качестве неотвратимых, почти сверхъестественных бедствий, многие болезни давали о себе знать вплоть до ХХ в.

На протяжении многих веков разные авторы создавали исторические повествования о болезни. Труды «отца греческой медицины» Гиппократа1 были одними из первых развернутых отчетов не только о физических аспектах протекания эпидемий, но и об их влиянии на жизнь общества. Один из родоначальников гражданской истории, Фукидид, в своей знаменитой работе о Пелопоннесской войне2 представил впечатляющую картину социального беспорядка, вызванного эпидемией в Аттике в 430 г. до н.э.

В XIX в. в историографии болезни произошел поворот. Историки почти перестали писать о том, как болезни сказываются на судьбах людей. Болезнь исчезла из сферы истории. При этом она осталась предметом историй, рассказываемых врачами, и, кроме того, о болезнях стали писать ученые, занятые микробиологией. Все это было неслучайно. Именно в XIX в. медики стали весьма влиятельной группой. Развитие медицины стало основываться на достижениях, стало образцом для многих поколений историков, описывавших аналогичные события в других странах, в другие времена. При этом особое внимание уделялось вспышкам так называемых «новых болезней», которые были отмечены высоким уровнем смертности и большим числом заболевших. На фоне уже привычных местных («эндемических») болезней все такого рода случаи воспринимались как нечто экстраординарное, разрушительное, посланное свыше.

В конце XIX в. в медицине развернулась «микробная революция», давшая медикам новые знания о причинах и механизмах протекания болезни. Врачи осознали, что источниками очень многих человеческих недугов являются маленькие, невидимые глазу микробы. Медицинская микробиология стала самой влиятельной наукой, изучающей болезни. Благодаря ей появился шанс по-новому трактовать не только все современные представления о болезнях, но и по-другому взглянуть на прошлую человеческую историю.

Таким образом, то, что к концу XIX в. историки практически перестали рассказывать о болезнях, объяснялось тем, что это с большим успехом начали делать врачи и ученые-микробиологи. Болезнь стала монополией медицинского и естественнонаучного дискурса, а в образовании историков не было место медицинским и естественнонаучным знаниям. Почему же к концу XX в. история вновь вернулась к проблеме болезни?

Для этого нашлись веские внешние причины. Действительно, прогресс медицинского знания и успешная работа микробиологов, иммунологов и эпидемиологов принесли свои плоды. Они были очевидны. С самого начала ХХ в. человечество, во всяком случае, большая его часть, освободилось от бремени многих болезней. К началу ХХ в. в Европе и Северной Америки прекратились эпидемии холеры. В 1925 г. в СССР было официально объявлено о ликвидации чумы. В межвоенный и послевоенный период в Советском Союзе, США и Европе при поддержке .правительств медики начали решительную борьбу с оспой, туберкулезом, полиомиелитом и другими опасными инфекционными болезнями, и эта борьба увенчалась успехом. В 1980 г. Всемирная Организация Здоровья сделала заявление о ликвидации вируса человеческой оспы во всемирном масштабе. Это был настоящий триумф медицины. В исследованиях, которые создавались медиками и учеными-микробиологами, новейшая эпоха истории человечества стала называться эпохой «угасания эпидемий». Однако скоро выяснилось, что этот триумф оказался неполным. Более того, почти все, казалось бы, побежденные болезни снова дали о себе знать. В 1981-1983 гг. американские и французские ученые сделали открытие, которое вскоре ужаснуло современников. Была найдена новая неизлечимая болезнь – СПИД. В начале 1990-х гг. в США и других странах появились новые формы туберкулеза, практически неуязвимые для современных антибиотиков. В 1994 г. в Индии была зарегистрирована вспышка бубонной чумы. Кроме того, все еще очень высоким продолжал оставаться уровень заболеваемости малярией, гепатитом, лихорадкой Эбола и другими болезнями. Причем не только в бедных странах Третьего мира, но и в самых благополучных обществах Запада. Тем самым, стало понятно, что болезни совершенно не ушли из человеческой истории. «Угасания эпидемий» в полной мере не произошло. Возникла необходимость не только в поиске новых средств против болезни, но и в переоценке всего прошлого опыта противостояния с ними. Более того, возникла необходимость более тщательно проанализировать, как вели с ними борьбу наиболее подготовленные профессионалы – врачи и ученые. Эта критическая работа потребовала усилий не только врачей и ученых, но и историков.

Однако можно заметить, что некоторые историки обратились к изучению феномена болезни, несколько раньше, чем возникла всеобщая тревога по поводу СПИД и других «неугасших» болезней. В частности, уже в 1970-е гг. стали появляться первые солидные работы такого рода. Следовательно, помимо внешних причин для возвращения к проблеме болезни, имелись и внутренние причины. Они были присущи самому историческому знанию.

История в ХХ в. была постоянно открыта новым плодотворным влияниям. Традиционный интерес историков к изучению проблем военной и политической истории был дополнен обращением к изучению экономической и социальной жизни, проблем культуры и интеллектуальной истории. Весь ХХ в. историки активно стремились к сотрудничеству с психологами, социологами, экономистами и другими представителями социальных наук. К концу ХХ в. некоторыми из них была осознана необходимость более тесной связи с естественными науками. Историки начали изучать историю климата, историю окружающей среды, историю медицины и естествознания и их места в самой истории человечества. В свою очередь, в рамках других историографических направлений тоже наметился поворот к более тесному сотрудничеству с историей. В 1970-е гг. это проявилось в сфере медицинской истории, которая перестала быть только историей о медиках и для медиков, но стала превращаться в «социальную историю медицины», т.е. историю о медиках и пациентах, обращенную к широкой аудитории1. В некотором смысле это коснулось и тех историй, которые рассказывали ученые. Они также стали более открытыми для вопросов истории, хотя, разумеется, не претендовали на то, чтобы рассматривать их исчерпывающим образом. К настоящему моменту сложилась ситуация, когда все формы историографии являются более открытыми друг другу, чем прежде. И это не в последнюю очередь связано с тем, что историки стали более активно исследовать феномен болезни и все, что с ним связано.

Таким образом, раскрывая актуальность, рассматриваемой мной проблемы, можно сделать вывод, что изучение эпидемиологической ситуации в прошлом, имеет важное значение, так как дает возможность проследить динамику и географию распространения заболеваний, рассмотреть в этой связи развитие не только медицины, но и других институтов, в том числе власти, и соответственно на основе полученных результатов делать выводы о влиянии болезней и эпидемий на ход истории и на повседневную жизнь человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]