Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
filosofia_bilety_gegel_kant.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
37.66 Кб
Скачать

5. Антропологический материализм Фейербаха

Фейербах – ученик Гегеля и полностью разделял его мнения, однако потом пришел к выводу, что материализм и религия имеют общую основу. В этом и другом случае в качестве основания берется абстрактный человек, т.е. человек взятый только со стороны сознания. На самом деле определяющей характеристикой человека является телесная организация и третья важная характеристика - взаимоотношения людей. Тем самым в качестве основания философии должен быть положен цельный человек, тем самым философия должна носить антропологический характер , а поскольку определяющей характеристикой человека является его материальная, телесная организация, то философия должна быть антропологическим материализмом. В своей книге «Сущность христианства» Фейербах задается вопросом - как понять, что Бог един в трех лицах. Он толковал это так: Бог – это человек как таковой, его предел , сущность, состоящая из трех ипостасях : мужчина – отец, ребенок- сын , женщина; но поскольку в религии женское начало считается порочным , поэтому понятие «женщина» заменяется Святым духом. Троица – это абстрактный человек, только обладающий могущественной силой, а Бог в свою очередь – это проекция человека в потустороннем мире. Если же хотя бы один из трех составляющих «признаков » не будет выполняться, то человек, а следовательно и общество быть не может, а общество для человека является всемогущим. Бог – это наглядно сведенное общество в наглядном образе в виде икон.

Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. . Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.

6. Философия Чаадаева

Следует различать два понятия: «русская философия» и «философия в России». Последняя появляется с принятием христианства, когда через Византию в Россию приходит позднеантичная философская мысль.

Долгое время философия развивалась внутри религиозного сознания.

Светская философия проникает в Россию вместе с реформами Петра и ориентацией на Западную Европу.

К началу 19в. складываются предпосылки для создания самобытной русской философии. У ее истоков стоял П.Я. Чаадаев. Для него была характерна постановка проблем исторических судеб России в связи с общей картиной путем развития мировой цивилизации. Эти идеи он изложил в виде «философических писем». Всего он написал 8 таких писем.

1-ое письмо (1836) было издано при жизни и вызвало эффект «бомбы». Указом царя журнал, в котором было издано письмо, был запрещен, сам Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

2-е письмо было издано после смерти Чаадаева в берлине в 1862г.

Последние 6 писем были изданы в 30-ых гг. в Советской России.

Согласно Чаадаеву, развитием общества управляет проведение, божий промысел. Тем самым, история – это не хаотическая цепь событий, а определенная закономерность, которую мы можем понять «задним числом». Отсюда мы можем сделать вывод, что истиной религией является христианство. Поскольку именно христианские народы определяют процесс истории. Отсюда он ставит вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе, и показывает, что Россия находится как бы в стороне от исторического процесса, одновременно являясь христианским народом. Он приходит к выводу о специфике русского христианства.

В Европе христианство опирается на традиции античного наследия, и поэтому рационализовано.

В Россию христианство пришло с Востока, наполненное эмоциями и страстями. Отсюда он делает вывод, что у нас нет другого выхода, как привести в соответствие наше христианство и западноевропейское.