Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГАз 24 история.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Опытный v6 газ-24-14.

Впоследствии ГАЗ не раз пытался оснастить «Волгу» импортным шестицилиндровым двигателем (пробовали двигатели марок BMW, Mercedes, Ford, P.R.V. — как рядные, так и V образные), но, опять же, за рамки экспериментов работы эти не вышли. Хотя шестицилиндровый двигатель является наиболее удачным вариантом для автомобиля этого класса.

Базовый четырехцилиндровый двигатель имел весьма солидный объем (2,5 литра), близкий к импортным шестицилиндровым. Конечно, самыми большими четырехцилиндровыми двигателями своего времени моторы ЗМЗ не были. Например, на одноклассных с «Волгой» «Понтиаках» начала шестидесятых годов устанавливалась «четверка» в 3,2 литра, причем так же, как и на Волге, лишенная балансировочных валов. Но при таком объеме двигатель Понтиака был весьма чувствителен к настройке и очень сильно вибрировал при работе, и от него довольно быстро отказались. Советский вариант «big-bore four» так же вовсе не отличался особо спокойной работой, но замены ему в те времена не нашлось.

Базовой предполагалась модификация с четырёхскоростной механической коробкой передач со сближенными передаточными числами и напольным рычагом переключения, что соответствовало последним тенденциям автомобилестроения. Также планировалось наконец-то освоить версию с автоматической коробкой передач.

Версия с рычагом переключения на рулевой колонке разрабатывалась, но в серию не пошла.

Кроме того, планировались и версии с трёхскоростной механической трансмиссией и полуавтоматическим овердрайвом (повышающая передача, как пятая в современных коробках, но выполненная как отдельный агрегат).

Механические коробки изначально предполагалось использовать на модификации для такси. На практике осталась только четырехступенчатая механическая трансмиссия с рычагом в полу как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и наиболее соответствующая уровню мирового (правда, преимущественно, европейского) автомобилестроения.

Особое внимание уделялось дизайну автомобиля, что было важно для хороших продаж за рубежом и замедления морального старения машины (по опыту с ГАЗ-21). Поэтому дизайн автомобиля менялся на этапе проектирования несколько раз, согласно веяниям изменчивой моды, которая в период разработки автомобиля успела перемениться неоднократно.

Только различных полноразмерных поисковых макетов было построено 6 штук — как отмечает Иван Падерин в монографии «21», проектирование «двадцать четвертой» пошло по экстенсивному пути (а ГАЗ-21 обходился единственным вариантом макета, зато сразу весьма удачным).

Активные работы над внешним обликом новой машины продолжались фактически с 1961 по 1965 годы. Вот так, постепенно, рождался привычный облик главного советского автомобиля семидесятых-восьмидесятых годов (изображения макетов и эскизов взяты из знаменитой книги Ивана Падерина «21»):

Один из первых эскизов. 1961.

1959 Ford Fairlane Galaxie

Первые варианты были довольно архаичны внешне, некоторые из них больше напоминали вариант глубокой модернизации облика М-21. В чертах машины, изображенной на самом первом эскизе (слева), угадывается «двадцать первая», только «оквадратченная» и снабженная сдвоенными фарами и передком на манер всё того же Ford'а 1959 модельного года (видимо, очень он заводчанам понравился), да и в целом дизайн машины напоминает отдельные американские модели эпохи «позднего аэроспейса» — 1959-60 годов (судя по всему, истоки этого эскиза восходят ещё к самым первым разработкам).

В дальнейшем, машина стала выглядеть более современно, причем внешний вид макетов отражает ход развития мирового автодизайна тех лет — от «переходного» стиля конца пятидесятых — начала шестидесятых с определенной экзотичностью форм к классическому стилю середины-второй половины шестидесятых (так называемому линейному конструктивизму).

Отдельные прототипы напоминали вполне конкретные американские модели, другие — некий сборный образ «современного, преимущественно американского автомобиля», третьи — вообще мало что напоминали.

Откровенно-проамериканская ориентация разработчиков и дизайнеров ГАЗ-24 не должна удивлять или вызывать вопросы. Дело в том, что в те годы в Европе машин класса «Волги» практически не выпускали. Из имеющихся, большие «Опели» были срисованы — и срисованы весьма откровенно — с модельного ряда американских «Шевроле» (собственно, это была и есть одна фирма - General Motors); «Мерседес» также ориентировался на Штаты и в самом буквальном смысле «отращивал плавники», да к тому же обладал чересчур специфичным, консервативным и очень узнаваемым дизайном, что делало ориентацию на него бессмысленным. Люксовые марки Facel-Vega и Rolls-Royce также совершали телодвижения в сторону американского стиля, и даже переходили на агрегаты американского производства — двигатели и автоматические коробки передач первая фирма покупала у «Крайслера», а вторая — у «Кадиллака», что в США послужило основанием для множется едких шуточек про «Кэдди, закончивший Кембридж».

Остальные европейские производители о выпуске таких больших машин и не помышляли. Самая крупная модель европейского филиала «Форда» была гораздо мельче, чем проектируемая «Волга» (из отечественных моделей по классу ближе всего к «Москвичу-2141»). BMW до конца шестидесятых специализировалась на малолитражках и спорткарах. Volvo большую часть шестидесятых годов выпускал устаревшие модели семейства PV, по дизайну аналогичные «Победе», а также более современный, но всё равно очень консервативный, стилистически близкий к ГАЗ-21, Volvo Amazon, внешность которого сама по себе напоминала, и напоминала достаточно откровенно, «Крайслер» середины пятидесятых.

Так что, в те годы северо-американские производители в этом классе машин были практически монополистами, а ориентация на них была верным способом создать современный и удачный автомобиль.