Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
341636_BCCB0_sidorenko_e_v_psihodramaticheskiy_...doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
665.09 Кб
Скачать

2.Дублирование______________________

Вспомогательный игрок вербализует мысли и чув­ства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить.

Обычно двойник стоит близко, либо за спиной, либо рядом с протагонистом, с тем чтобы вниматель­но наблюдать невербальные его проявления.

Время от времени дублер вслух высказывает свои догадки по поводу того, что чувствует, о чем думает и что собирается сказать протагонисту. Тот, от чьего имени говорят, может изменить высказывания дубле­ра, дополняя и уточняя их (Lee R. Н., 1987).

Иногда режиссер вначале сам показывает, как мож­но продублировать протагониста. Встав сзади и поло­жив ему правую руку на правое плечо, он высказыва­ется за него от первого лица, например:

Протагонист (вспомогательному эго, исполняющему роль бывшей

жены). Почему ты так редко заходишь? Режиссер (дублируя его). Ты же знаешь, я все еще тебя люблю. Режиссер (уже из собственной роли, спрашивает). Это так?

Протагонист должен ответить, насколько высказы­вания дублера совпадают с его истинными мыслями и чувствами (Feasey D., 1991). В дальнейшем режиссер в те или иные моменты психодраматического действия, которые ему кажутся подходящими для дублирования, может спросить у членов группы: «Кто-нибудь хочет продублировать его (ее)?» Желающий может подойти в протагонисту, встать сзади и произнести высказыва­ние от его лица. Сразу же после этого режиссер спра­шивает протагониста: «Это так?», протагонист отвеча­ет «да», «нет» или в какой степени «да» и, возможно, добавляет что-либо от себя (его высказывания не огра­ничиваются ни по форме, ни по объему), а затем, неза­висимо от его ответа, дублеру разрешается снять свою руку с правого плеча протагониста и сесть на место.

Возможность дублирования предоставляется всем желающим последовательно, одному за другим, пока протагонист не согласится с каким-либо дублирую­щим высказыванием. В дальнейшем дублирование может совершаться участниками спонтанно: в момент, когда кому-либо из участников группы покажется, что он мог бы дать нужное для протагониста дублирую­щее высказывание, он может сам подойти к протаго­нисту, положить ему правую руку на правое плечо и сказать что-либо за него от первого лица. Протагонист откликается на это, оценивая достоверность выска­зывания, и затем дублер снимает свою руку с плеча протагониста и садится на место, независимо от того, какой ответ дал протагонист. Необходимо отметить, что в классической психодраме спонтанное дублиро­вание не использовалось (Freadwell Th. W. et al., 1990).

Задача Двойника — дать протагонисту необходимую поддержку через эмпатическое общение с ним. Таким образом, Двойник стимулирует, поддерживает, помо­гает протагонисту различными предположениями и интерпретациями (MorenoJ. L., 1953; BlatnerA., 1973).

«Множественные двойники»

«Множественные двойники» — еще один вариант техники Двойника, где вспомогательные эго представ­ляют два или большее количество аспектов личности протагониста: один — самоуверенного коммерсанта, другой — забитого мужа, третий — разгневанного отца. Главная цель этой техники — прояснить дилемму про­тагониста (Moreno Z. Т., 1959; Blatner A., 1973;

Greenberg I. A., 1974). Этот вариант Двойника напо­минает так называемую «Психосинтетическую психо­драму», в которой протагонист сам выделяет в себе отдельные субличности — жизненные роли, цели, на­мерения и актуальные желания, а затем вспомогатель­ные игроки, исполняющие роль каждой из сублично­стей, окружают протагониста и начинают убеждать его в своей нужности и важности, «бороться» между со­бой за место, которое протагонист в своей личности им выделяет, за время, которое каждой из них будет уделяться, за право притягивать к себе активность и энергию протагониста и т. п. Автору настоящего по­собия довелось быть в 1989 г. протагонистом в психо­синтетической психодраме у специалистки по геш-тальт-терапии и психосинтезу Дженнет Райнвотер (США). Вспомогательные эго исполняли роли пяти субличностей: мать, человек, жена, учитель— «про­поведник» и критик. Протагонист встал в центре, вспомогательные игроки, которых он сам выбрал, ок­ружили его. Сначала протагонист должен был рас­сказать каждой из подличностей, как он ее понима­ет, что он чувствует по ее поводу, какое место уделяет ей сейчас и собирается уделять в дальнейшем. Таким образом были как бы разогреты все вспомогательные игроки. Затем им было предложено бороться за про­тагониста, за свое место в его душе, за его энергию и внимание. Начал один из вспомогательных игроков, затем, перебивая его, подключился другой, постепен­но говорить стали одновременно все «субличности», вот отрывок этой психодрамы (все говорят почти од­новременно).

Мать. Ты должна прежде всего думать о своем главном жиз­ненном назначении. Как ты можешь посвящать свое время другим занятиям, если у тебя есть ребенок?

Жена. Ты прежде всего должна быть счастливой, а иначе не сможешь быть ни полноценной матерью, ни по-на­стоящему самоактуализирующимся человеком.

Человек. Только самосовершенствование и осознание своего че­ловеческого предназначения может оправдать жизнь. Что ты сможешь дать другим людям, если ты не стала по-настоящему человеком? Именно на то, чтобы стать человеком, нужно направить все свои силы...

У ч и т ель—«Про по вед ни к». Тебе хочется учить других людей — так учи. Проповедуй свои идеи, это и будет путь к тому, чтобы стать полноценным человеком, женой и мате­рью. Проповедуя свои идеи, ты укрепляешься в них, развиваешься как профессиональный психолог, раз­виваешь в себе качества, важные во взаимодействии родителей с ребенком...

Критик. Я тебе более необходим, чем все остальные. Если бы не я, кто бы помогал тебе избавляться от ошибок и выбирать правильный путь? Ты немного пренебрега­ешь мной, но ведь во всех своих жизненных ролях ты прежде всего должна быть самокритичной...

В какой-то момент протагонист растерялся, ему за­хотелось прервать этот гомон, и Дженнет Рейнвотер почувствовала это и объявила, что можно велеть всем замолчать, позволив говорить только какой-то одной из субличностей. Психодрама продолжалась 10 минут, после чего протагонисту было предложено еще раз обратиться к каждой субличности и сказать ей, что протагонист думает и чувствует по ее поводу, какое место и энергию собирается уделять ей в дальнейшем. Протагонист сказал «Критику»: «Тебе придется по­больше молчать. Твой голос часто выбивает меня из колеи и мешает мне делать то, что я хочу. Я не собира­юсь позволять тебе этого в дальнейшем».

Это было главное изменение, достигнутое в резуль­тате психодрамы, но оно было действительно инсай-том. Ощущение внезапной встречи с самой собой было глубоким и эмоционально значимым. Понятным стал и тот феномен, который Л. Яблонский называет «сверхэкспонированность» — слишком долгое пребы­вание на виду, требующее своего рода повторного включения в группу и эмоционального отклика от других участников. Это был первый опыт участия в психодраме для автора этих строк и причина возник­новения глубокого интереса к психодраме как методу.

Опыт применения техники «Двойника»

Наш опыт применения техники «Двойника» в ва­рианте психосинтетической психодрамы в группах студентов-психологов Санкт-Петербургского универ­ситета в 1990-1992 гг. показывает, что одно из глав­ных достоинств техники — ее способность показать протагонисту новые аспекты ролей, которые он игра­ет в жизни (часто это роли, или субличности, студен­та, отца, сына, мужа и т. п.). Техника позволяет расширить представление о роли и исследовать ее в ис­полнении других людей — вспомогательных эго. Та­ким образом, «Двойник» оказывается ближе к соци-одраме, к исследованию роли, а не инсценированию личностного опыта.

Социодраматическое дублирование используется в тренинге профессиональных консультантов и психо­терапевтов (Lee Н., 1987).

Например, в тренинге семейных интервьюеров, описанном Р. Ли, учащиеся по очереди выполняют роль интервьюера, а тренер или другой член группы — роль дублера. По любой причине и даже без объясне­ния причин протагонист может в любой момент от­казаться от данного дублера. Вот пример того, что может говорить дублер-тренер от лица интервьюера.

«Итак, готов ли я встретиться с этой семьей... Интересно, кого отец семейства может назвать как человека, который боль­ше всего расстраивается из-за этой проблемы? Интересно, кто, по его мнению, будет вторым наиболее расстроенным? А кто ему кажется наименее расстроенным?»

В этих высказываниях дублера помимо догадок об истинных чувствах, мыслях и планах протагониста со­держится подсказка для него провести круговой опрос членов семьи. Протагонист уточняет высказывания дублера и параллельно ассимилирует те полезные под­сказки-инструкции, которые в них содержались.

В течение последних 15 минут сессии участники делятся друг с другом тем, что они чувствовали, ис­полняя роли членов семьи и наблюдателей. Эта фаза психодрамы важна и в тренинге профессионалов.

Нами предпринимались попытки применения со-циодраматического дублирования в методическом тренинге для психологов-профессионалов. Один из участников группы вызывался на 10 минут «стать тре­нером», после чего ведущий группу вставал за его спи­ной, клал ему руку на правое плечо и начинал «дубли­ровать» его высказывания, фактически же просто суфлировать ему, например:

Тренер. Я предлагаю сделать такое упражнение...

Трене р-с у ф л е р. Наверное, мне нужно побольше смотреть на участников группы...

Тренер. Это упражнение называется...

Трене р-с у ф л е р. Вылетели из головы все упражнения. Может быть, предложить какую-нибудь подвижную забавную игру, которая увлекла бы всех и немного сняла напря­жение?

Тренер. Это будет упражнение — Арифмометр, нужно будет в уме считать и подпрыгивать на нужную цифру...

Участница группы. Ой, а у меня со счетом трудно, да еще в уме...

Тренер. Значит, вы против?

Тренер—суфлер. Ой, зачем же я это говорю, да еще таким мрачным тоном. Можно же улыбнуться и сказать что-нибудь нейтральное.

Тренер (обращаясь к Л.). Ну а читать вы умеете?

Тренер—суфлер. Это я так хотел пошутить, а получилось, что задел человека. Мне просто страшно немного, и вот я и начинаю защищаться. Я забыл, что тренер не защи­щается, а старается понять... и помочь...

Техника суфлирования позволяет участнику груп­пы испытать себя в роли тренера, при надежном под-страховывании суфлера. Вместе с тем она неизбежно ставит перед тренирующимся двоякую задачу: осозна­вать собственные ощущения, сверяя с ними высказы­вания суфлера, и воспринимать, обдумывать и вклю­чать в свою деятельность высказывания суфлера, являющиеся подсказками. Для начинающего тренера эта ситуация представляет серьезные трудности. Дру­гой недостаток метода — возможность внушающих вли­яний со стороны тренера-суфлера: когда суфлер гово­рит, что «все вылетело из головы», «мне страшно» и т. п., то это может оказать обескураживающее действие на начинающего тренера, далеко превосходящее по ин­тенсивности положительное (тоже в какой-то мере вну­шающее) влияние высказываний-подсказок. Обойти эти трудности, по-видимому, можно двумя путями:

1) полностью исключить из метода элементы дуб­лирования, превратив его в «чистое» суфлирование, то есть формулирование «подсказок», или своего рода тренерского текста;

2) применять метод лишь по отношению к психо­логам-тренерам, уже выработавшим навыки распре­деления внимания и действования в нескольких «пси­хологических пластах».

3. ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ________________

Вспомогательный игрок вторично проигрывает какие-то моменты поведения протагониста, а тот на­блюдает за этим, сидя в зрительном зале. Иногда ка­кая-либо характерная черта или особенность прота­гониста может отражаться в зеркале в преувеличенном виде для того, чтобы он мог изучить ее более подробно.

Режиссер может специально настроить вспомога­тельные эго на то, чтобы они преувеличивали те эмо­ции, которые подавляет протагонист (Blatner А., 1973;

Rabson I. S., 1979).

Техника зеркального отражения позволяет смоде­лировать новые виды поведения и демонстрирует дис-функциональные аспекты старых форм поведения. Оно расширяет зону психологического видения учас­тника, демонстрируя ему, как его действия восприни­маются окружающими людьми.

Практически техника зеркала может быть исполь­зована множество раз на протяжении одной и той же психодрамы. Режиссер может попросить кого-либо из участников: «Встань рядом и покажи, как он это де­лает». Как показывает наш опыт, техника «Зеркало» может оказывать обескураживающее влияние на про­тагониста, если ему и так трудно сконцентрироваться на психодраматическом действии, и может оказаться просто не замеченной им, если он глубоко вовлечен в действие. Вместе с тем «Зеркало» эффективно концен­трирует, фокусирует внимание зрителей на определен­ных аспектах поведения протагониста. Техника «Зеркало» может использоваться в любых формах групповой работы, если ее упростить. Напри­мер, условному протагонисту можно предложить вы­полнять какие-либо двигательные упражнения или просто движения, а «Зеркало» должно точно и мгно­венно воспроизводить все эти движения. У условного протагониста возникает ощущение сконцентрирован­ности внимания другого участника на нем, ощущение связи с другим человеком и значимости своих дей­ствий. Эффект усиливается, если протагонист двига­ется в «галерее зеркал», где его движения повторяют сразу многие участники.

4. МОНОЛОГ ~

Протагонист вербализует свои мысли и чувства вслух для зрителей. Он выходит из разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает.

Обычно ему предлагается рассказывать о своих проблемах, расхаживая по сцене. Монолог может быть использован как для разогрева протагониста, подго­товки его к конфликтной ситуации, так и для его ус­покоения (MorenoJ. L., 1954; StarrA., 1981).

Вариант этой техники — «В СТОРОНУ». Режиссер останавливает действие, когда это кажется ему необ­ходимым, и спрашивает протагониста: какие мысли и чувства вы сейчас переживаете? Эта процедура исполь­зуется в тех случаях, когда протагонист страшится го­ворить о своих мыслях и чувствах прямо вспомогатель­ному эго (BlatnerA., 1985, Heisey M., 1982).

Проговаривание мыслей вслух позволяет участни­ку отстраниться от эмоциональных реакций и сфор­мировать новый взгляд на свою проблему. Эта техни­ка способствует познавательному инсайту и когнитивной проработке проблемы. Техника монолога противоположна технике физикализации (см. ниже).