Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по криминологии.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
1.9 Mб
Скачать

2. Личность несовершеннолетнего преступника.

Социально демографические признаки. Среди несовершеннолетних правонарушителей преобладают мальчики (92%), девочкине более 6—8%.

Правонару­шители, которые еще не встали на путь совершения серьезных преступлений, составляют так называемую группу риска. Эту группу характе­ризуют четыре показателя.

Во-первых, это, как правило, неполная семья, она встречается у правонарушителей-подростков вдвое чаще, чем в стране в целом. Только 46% имеют двоих родителей, а 16% вооб­ще сироты — ни отца, ни матери.

Во-вторых, это плохое окружение, в основном дворовые знакомые.

В-третьих, применение алкоголя, нар­котиков, а у девочек занятие проституцией.

В-четвертых, это случаи, когда подросток не учится и не работает. По сравнению с общим поло­жением в стране подростки, бросившие школу, в 20 раз превышают ко­личество подростков, не учащихся по другим причинам (болезнь, отда­ленность школы в сельской местности, необходимость помощи роди­телям и т.д.). Разрыв довольно значительный.

Подростки из группы риска невольно или сознательно ищут так называемую рефрентную группу, которая не всегда является группой преступников. Часто это группа по интересам (спортивные группы, группы велосипедистов, мотоциклистов). Иногда встречаются груп­пы, которые интересуются военно-спортивными играми. Но потом, постепенно часть этих групп переходит в группы правонарушителей, воров, и ими, как правило, руководят уже взрослые люди, преступни­ки, большей частью рецидивисты, ранее судимые люди.

В силу детской психологии такие люди как раз и привлекательны для подростков, потому что они всегда стараются казаться более взрос­лыми, чем это есть на самом деле, начинают выпивать, курить.

Социально-психологические особенности. Коснемся социально-психологических черт этих ре­бят. Потребности и интересы их занижены по сравнению с потребностя­ми и интересами достаточно образованного школьника, никаких книг они не читают, их привлекает только телевидение, причем в его худших проявлениях — сцены убийства, боевики и триллеры. Они приобщаются к так называемой субкультуре, которая свойственна преступному, воров­скому миру. Это употребление жаргонных словечек, татуировки, вызы­вающая манера поведения, опора на физическую силу и наглость, на ви­димое или кажущееся превосходство над окружающими. Такие черты они копируют с взрослых правонарушителей, подражают им.

Надо также отметить ситуативность установки на преступное пове­дение. Это внезапные побуждения, случайные мотивы, которые воз­никают неожиданно и проявляются в поступках, которые многие из подростков, привлеченных уже к уголовной ответственности, с трудом сами объясняют.

Мотивационная сфера несовершеннолетних правонарушителей.

Характеризуя мотивационно-потребностную сферу правонарушителей, можно сделать следующие выводы:

1. Из наших материалов не вытекает, что всем право­нарушителям присущи гипертрофированные примитив­ные потребности. Однако, как было показано, у них, как правило, слабо выражены высшие потребности. У боль­шинства правонарушителей потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды. Следовательно, низкий уровень этического развития под­ростков-правонарушителей связан с бедностью их духов­ных запросов.

  1. Для значительной части как младших, так и стар­ших подростков-правонарушителей (почти для двух тре­тей) характерно отсутствие или слабость нравственных мотивов.

  2. В то же время у определенной части правонаруши­телей примитивные потребности находятся в сложном взаимодействии с нравственными тенденциями. Об этом свидетельствует их внутренняя неудовлетворенность со­бой, сознание своей вины (особенно, перед матерью) и желание начать иную жизнь (учиться, работать). Это дает основания для оптимистического прогноза в отно­шении возможностей их перевоспитания.

Есть статистика относительно мотивации их поведения. На во­прос: «Почему ты совершил хулиганский поступок, ударил, скажем, старого человека без всяких причин?» следует ответ: «Не осознавал и не могу объяснить, почему я так поступил». Такой ответ дали 46,3%. Более конкретные причины, например месть, озлобление — назвали 18%. Интересно, что корысть составила всего 15%, хотя у взрослых преступников она превышает в общем числе мотивации преступлений 70%. Гораздо выше стоит мотив престижа и самоутверждения (24,7%). Ответы «не думал, что делал» составили 21%. Такое поведение ти­пично для подростка, потому что мысль о том, что он делает, возникает у него только во время совершения преступления, в результате подра­жания или возникновения случайного желания, т.е. нет заранее проду­манного плана, концепции или стратегии преступления.

Социально-нравственные особенности. С подобными установками и мотивацией связаны и моральные особенности или черты подростков. Это жад­ность, озлобление, мстительность и индивидуализм (даже в отношении своих товарищей), равнодушие к другим, тщеславие, т.е. недостаточная социализация. Даже чувство солидарности как таковой отсутствует в группе подростков — это либо подражание и самоутверждение в этой группе, стремление быть такими же, как все остальные, а иногда и бо­язнь лидера, а лидером является чаще всего взрослый человек, в том числе и преступник.

Надо еще сказать о правосознании несовершеннолетних правонарушителей. Знали о том, что за соответствующие действия наступает уголовная ответственность, 23% опрошенных; боялись этой ответст­венности 14%; надеялись избежать ее 13,6%. Притом боялись не столь­ко правоохранительных органов, сколько осуждения со стороны своих близких (35%). Надо заметить, что это — реальная картина, потому что правоохранительные органы достаточно беспомощны в своей работе. Не думали о грозящем наказании 55%. Это соответствует действитель­ности. Многие из них не осознавали того вреда, который они причиня­ют своими действиями потерпевшему и обществу в целом.

Дефекты развития. У многих несовершеннолетних правонару­шителей явно выражены психопатические черты личности, инфанти­лизм, недоразвитость. 16-летний подросток рассуждает, как 10-летний ребенок. Отсюда отставание в школе и второгодничество. Многие психопатологические изменения связаны с тем, что такие подростки ро­дились в семье алкоголиков или наркоманов. У него, по сути, еще во внутриутробном развитии возникли дефекты психики, которые труд­нопреодолимы.