Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макеевка.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
177.15 Кб
Скачать

§ 2. Мексиканская революция 1910—1917 гг.

Особое место в истории Латинской Америки занимает мекси­канская революция 1910—1917 гг., впервые попытавшаяся решить комплекс задач, стоявших не только перед Мексикой, но и акту­альных для всех стран региона.

_ В начале XX в. Мексика была аграрной страной с

Предпосылки ^ ^ г

революции развивавшимися при активном участии иностран­ного капитала капиталистическими отношениями в промышленности. Три четверти 20-миллионного населения стра­ны занимались сельским хозяйством. Основные площади земель принадлежали латифундистам, тогда как 96 % крестьянских семей не имели земельных участков. Земли крестьянских индейских об­щин были захвачены мексиканскими и иностранными собственни­ками: 50 иностранных компаний завладели почти четвертью терри­тории страны. Крайне тяжелые условия труда и жизни заставляли безземельных и малоземельных крестьян-пеонов вести неравную борьбу за возвращение отнятых у них земель под лозунгом «Земля и свобода». Карательные меры регулярных правительственных войск доходили до поголовного уничтожения восставших, когда пленных не брали, расстреливая даже женщин и детей.

Интеграция мексиканской экономики в мировое капиталисти­ческое хозяйство стимулировала рост капиталистических отноше­ний. Численность пролетариата и ремесленников увеличилась до 1 млн человек. Эти слои населения также испытывали все тяготы экономического ц политического бесправия и активно боролись за улучшение своего положения.

Значительное участие в экономическом развитии Мексики при­нимал иностранный капитал. Почти 2/3 стоимости ВВП страны принадлежало иностранным монополиям и только 1/3 — собствен­но Мексике. Иностранным компаниям принадлежали практичес­ки вся мексиканская горнодобывающая промышленность, значи­тельная часть железных дорог, финансово-кредитной системы, кон­троль над экспортно-импортными операциями, большой земельный фонд. Обнаруженные в начале века запасы нефти выдвинули Мек­сику на одно из первых мест в мире по нефтедобыче. Американс­кий капитал, проявив невероятную активность, овладел 85 % неф­теносных земель Мексики. Противодействие иностранных моно­полий поступательному развитию национальной мексиканской экономики подвигло на участие в антиимпериалистической борь­бе не только мексиканское крестьянство, пролетариат и городскую мелкую буржуазию, но также молодую национальную буржуазию и либеральных помещиков, не связанных с иностранным капита­лом. Энергичную патриотическую деятельность развернули члены Либеральной партии и анархисты.

Антинациональная политика президента Мексики Порфирио Диаса, дряхлеющего 80-летнего диктатора, правившего страной почти 30 лет, характеризовалась поддержкой латифундизма, ино­странного капитала, геноцидом индейского населения, консерваци­ей политического бесправия мексиканцев, а также коррупцией, фаворитизмом, кумовством, подхалимажем и угодничеством.

Таким образом, в начале века в Мексике сформировались основ­ные предпосылки буржуазно-демократической революции: острота аграрного вопроса, зависимость от иностранного капитала, беспра­вие народа, режим личной власти П. Диаса. В революционной борь­бе объединились основные силы мексиканской нации: крестьянство, пролетариат, городская мелкая буржуазия, патриотическая интел­лигенция, студенчество, национальная буржуазия и землевладель­цы, не связанные с диктатурой и иностранными монополиями.

Лидеры Оппозиционное движение возглавил известный революции политический деятель, крупный земельный соб­ственник и фабрикант Франсиско Мадеро, осуж­давший диктатуру и пагубную роль иностранного капитала. Арес­тованный по приказу диктатора, Мадеро бежал из тюрьмы и пере­правился в США, где разработал программу, названную «План Сан-Луис-Потоси». Программа содержала требование защиты на­циональных интересов и возвращения отобранной у крестьян зем­ли. Для свержения диктатора разрабатывался план вооруженного восстания, было решено опереться на поддержку руководителей партизанского крестьянского движения — Э. Сапаты и Ф. Вильи.

Эмилиано Сапата (1879—1919), сын крестьянина-бедняка, при­знавая вооруженную борьбу основным средством возвращения кре­стьянам земли, организовал сначала партизанский отряд, а затем освободительную крестьянскую армию в центральных и южных районах Мексики. Э. Сапата разработал радикальную аграрную про­грамму «План Айяла», намечавшую возврат всех отнятых у крес­тьян земель, наказание виновных, экспроприацию и раздачу кресть­янам 1/3 земельных владений латифундистов; национализацию собственности врагов революции.

Франсиско Вилья (1877—1923) — батрак, с юных лет выступал против помещиков и властей, скрываясь под именем Панчо Вилья (его настоящее имя Доротео Аранго). Возглавив сначала, как и Са­пата, партизанское движение обездоленных пеонов, а затем осво­бодительную армию Севера, бесстрашно проводил многочисленные военные операции, получив в 1912 г. звание генерала. На контро­лируемой армией Вильи территории проводилась конфискация помещичьих земель и раздача их крестьянам, строились школы, велась решительная, вплоть до расстрела, борьба с воровством и бандитизмом. Вилья мечтал о создании новой Мексики с «хоро­шим правительством» и не претендовал на руководящие посты в будущем государстве, считая себя недостаточно образованным. Как и Сапата, Вилья не искал в революции личной выгоды и продол­жал оставаться бедняком, у него не было, например, денег, чтобы оплатить обучение сына. Громкая слава и подлинная популярность Сапаты и Вильи не давали покоя властям и после победы револю­ции. Выстрелы наемных убийц оборвали жизнь революционеров.

Содержание Первый этап (1910—1911 гг.). 20 ноября 1910 г.

революции против диктатуры Диаса выступили рабочие центрального промышленного района, и вскоре революция охватила огромную территорию. Крестьянские армии Э. Сапатэд и Ф. Вильи стали основной военной силой, с помощью которой Ф. Мадеро в течение ноября 1910 — мая 1911г. разгромил войска диктатора. 25 мая 1911г. Диас снял с себя полномочия президента и тайно покинул страну. В октябре 1911 г. в Мексике состоялись президентские выборы, на которых победил Ф. Мадеро. Так закончился первый этап революции: общенародная борьба против диктатуры П. Диаса увенчалась успехом, к власти пришли мексиканская буржуазия и либераль­ные помещики во главе с Ф. Мадеро.

Второй этап (1911—1913 гг.). Содержание второго этапа рево­люции связано с деятельностью правительства Мадеро, который счи­тал, что с падением диктатуры Диаса революция в Мексике закон­чилась, и не торопился с выполнением пунктов «Плана Сан-Луис-Потоси». Главное, он не решился дать землю крестьянам. Поэтому Э. Сапата и Ф. Вилья перешли в оппозицию к новому правитель­ству и продолжали явочным порядком на контролируемых ими тер­риториях юга и севера страны передавать землю крестьянам.

Рабочий класс Мексики тоже перешел в оппозицию правитель­ству Мадеро, так как никаких изменений к лучшему в его положе­нии не произошло. Попытка принять закон о труде провалилась, и рабочие продолжали активную забастовочную борьбу за 8-часовой рабочий день и повышение зарплаты. В августе 1911 г. в Мексике была создана Социалистическая рабочая партия, а год спустя по­явилась одна из крупнейших в регионе общенациональная анархо-синдикалистская организация — Дом рабочих (с 1913 г. — Дом ра­бочих мира). Были созданы профсоюзы шахтеров, текстильщиков, железнодорожников, металлургов, печатников; начали выходить рабочие газеты.

Против Мадеро выступили и консервативные силы — сторон­ники свергнутого диктатора П. Диаса, мечтавшие реставрировать старые порядки и поднявшие несколько антиправительственных мятежей. США активно помогали мятежникам, а посол США в Мехико потребовал отставки Мадеро. В своем ответе послу Маде­ро подчеркнул, что не признает за кем-либо права вмешиваться во внутренние дела Мексики. В феврале 1913 г. в столице начался оче­редной мятеж, поддержанный США. Мадеро поручил подавить мятеж генералу В. Уэрте, но тот предал президента и вступил в сго­вор с мятежниками. Ф. Мадеро был свергнут и убит. В посольстве США был решен вопрос о составе нового правительства Мексики с участием крупных землевладельцев, военных и клерикалов. Закон­чился второй этап революции: президент Мадеро не смог провести преобразования, за которые боролся мексиканский народ; власть захватили контрреволюционные силы.

Третий этап революции (февраль 1913 — июль 1914 г.) — это борьба мексиканского народа против захватившего власть В. Уэр-ты. Становилось понятно, что стране угрожает новая диктатура. Уэрта разогнал парламент, произвел массовые аресты, приказал расстреливать бастовавших рабочих. На борьбу против узурпатора поднялось подавляющее большинство мексиканцев, сторонников восстановления революционной законности. Их движение получи­ло название конституционного, его возглавил представитель нацио­нально-буржуазных кругов, крупный землевладелец, бывший губернатор одного из штатов генерал Венустиано Карранса. Объявив себя вождем революции, Карранса мобилизовал войска своего штата и призвал соотечественников к вооруженной борьбе против Уэрты. Главными действующими лицами вновь стали освободительные армии Сапаты, Вильи и повстанческие отряды других крестьянских лидеров. Антиамериканские патриотические настроения мексиканцев не могли не обеспокоить Соединенные Штаты, и они решили вмешаться в мексиканские дела. В апреле 1914 г. американские военно-морские силы оккупировали мекси­канский порт Веракрус. Однако мощный патриотический подъем против интервенции как в Мексике, так и в других странах Латинской Америки и Европы вынудил США эвакуировать свои военные силы из Мексики.

В июле 1914 г. конституционные войска Каррансы и крестьян­ская армия Сапаты начали генеральное наступление и подошли к столице Мехико. Уэрта бежал, а его правительство пало. Эти собы­тия означали новый поворот в революции.

Четвертый, заключительный этап (июль 1914 — февраль 1917 г.). Поскольку совместная цель революционеров — свержение Уэрты — была достигнута, в общем революционном потоке произош­ло размежевание интересов вчерашних союзников. Крестьяне, мел­кая городская буржуазия, пролетариат были готовы продолжить борьбу за свои требования. Сапата и Вилья настаивали на приня­тии закона об аграрной реформе. Буржуазия и латифундисты во главе с В. Каррансой не собирались выполнять требований народа и делить власть с крестьянами.

Решив покончить со своими политическими противниками, Кар­ранса в ноябре 1914 г. начал против них военные действия. Так была развязана гражданская война. Ф. Вилья предложил Э. Сапате бое­вой союз против Каррансы и совместное наступление на столицу. В декабре 1914 г. их армии вступили в Мехико. Однако Карранса стянул к столице крупные военные силы и практически отрезал армии Сапаты и Вильи. Герои-ветераны революционных кресть­янских армий вынуждены были просить милостыню, чтобы не уме­реть от долода в осажденном Мехико.

Вскоре Карранса нанес еще один удар: чтобы подорвать попу­лярность Сапаты и Вильи, в январе 1915 г. он опубликовал аграр­ный закон, в котором давалось обещание вернуть крестьянам не­законно отнятые у них в годы диктатуры земли. Сложная бюрок­ратическая процедура рассмотрения крестьянских прошений делала этот закон практически невыполнимым. Однако неграмот­ные крестьяне не разбирались в таких тонкостях, страна устала от гражданской войны, многие поверили Каррансе и начали отходить

от Сапаты и Вильи. Чтобы разъединить различные потоки револю­ционного движения, Карранса начал с помощью подачек перетяги­вать на свою сторону рабочий класс. В феврале 1915 г. между пра­вительством и Домом рабочих мира было подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому Карранса обещал улучшить положение рабочих, а рабочие должны были поддержать прави­тельство и участвовать в борьбе с «реакцией». Для этого из числа рабочих создавались так называемые «красные батальоны». Пра­вительство объявило крестьянское движение Сапаты и Вильи ре­акционным и, используя рабочие «красные батальоны», правитель­ственные войска приступили к разгрому аграрного движения. В ян­варе 1915 г. соединения Сапаты и Вильи покинули столицу. В апреле 1915 г. в самом крупном сражении революции при Салайе Панчо Вилья впервые потерпел поражение. Отряды Скпаты были блоки­рованы в горах и обречены на поражение.

Для дальнейшего укрепления своих позиций Карранса издал в январе 1915 г. еще один важный декрет о запрещении иностран­ным монополиям вести разведку нефтяных месторождений и бурение новых скважин без разрешения правительства Мексики. Обязательной государственной регистрации подлежали все неф­тяные компании. Антиимпериалистическое содержание этого декрета и пример мексиканской революции для других латиноаме­риканских стран подвигли Соединенные Штаты на новую интер­венцию в Мексику. Американская сторона заявила, что будет предпринята лишь карательная экспедиция против остатков армии Вильи, сосредоточенных у американо-мексиканской грани­цы. Президент США В. Вильсон распорядился захватить Вилыо живым или мертвым. Один из сенаторов предложил выплатить за поимку Вильи 50 тыс. долларов.

В марте 1916 г. 10-тысячный американский кощтус под коман­дованием генерала Дж. Першинга вторгся на мексиканскую терри­торию. Произошли военные стычки американцев с войсками Кар-рансы. Мексиканский народ включился в борьбу с интервенцией. Большую роль сыграл Манифест к нации, опубликованный в ок­тябре 1916 г. Ф. Вильей, где звучал призыв к единству мексиканс­кого народа в борьбе с янки, говорилось о необходимости конфис­кации иностранной собственности на благо Родины и был сформу­лирован лозунг «Мексика для мексиканцев».

Решимость мексиканцев отразить американскую агрессию была чревата для США затяжной войной. Но, поскольку США готови­лись к вступлению в первую мировую войну, постольку американ­ское командование распорядилось начать вывод своих войск из Мексики, завершившийся 5 февраля 1917 г.

Для обсуждения текущих политических проблем, принятия но­вой конституции и подведения итогов революции было созвано Уч­редительное собрание. Его заседания открылись 1 декабря 1916 г. в городе Керетаро и продолжались более двух месяцев. После напря­женных споров между умеренными депутатами — сторонниками Каррансы и радикально настроенными представителями пролетар­ских и мелкобуржуазных слоев была принята новая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов. Она была торжественно про­возглашена 5 февраля 1917 г. — в день, когда американские интер­венты покинули Мексику.

Новая Мексиканская конституция отразила основные завоева­ния революции 1910—1917 гг. Фактически в ней были зафиксирова­ны положения крестьянских программ Сапаты и Вильи, требования руководителей рабочего движения. В Конституции провозглашалось равенство всех граждан, национальные интересы расценивались выше частных; все природные богатства страны объявлялись соб­ственностью государства, с иностранцами заключались только кон­цессии; все земли, отнятые у индейских общин и крестьян, возвра­щались им, а землевладения латифундистов подлежали ограничению; Церковь отделялась от государства, и, ее недвижимое имущество переходило в собственность нации; декларировались 8-часовой ра­бочий день, минимум зарплаты, воскресный отдых, 20-дневный ежегодный оплачиваемый отпуск, право рабочих на создание проф­союзов и на забастовку. Это можно рассматривать одновременно и как успех, и как исторический компромисс между различными со­циальными группами мексиканской нации.

В момент принятия Конституция Мексики 1917 г. была самой демократической из всех известных тогда конституций. Однако в ней отразились не только сильные, но и слабые стороны револю­ции и ее незавершенность: передовые демократические принципы были только декларированы в тексте конституции, а за их реализа­цию мексиканскому народу еще предстояло бороться.

Итоги революции 1910—1917 гг., за которую мексиканцы отда­ли миллион жизней, заключались в том, что она укрепила буржу­азный строй, способствовала упрочению национального суверени­тета, нанесла удар по таким феодальньш пережиткам, как латифун-дизм, безземелье и малоземелье крестьян, докапиталистические формы эксплуатации. Историческое значение мексиканской рево­люции состояло в том, что ее цели, задачи и содержание (борьба против диктатуры, за решение аграрной и социальных проблем, за ограничение привилегий иностранных монополий, против иност­ранной интервенции) стали актуальными и для других стран Ла­тинской Америки.