Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 7_ред.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
1.01 Mб
Скачать

1.2. Влияние мировых хозяйственных отношений на функционирование экономических систем различных типов

Деление экономических систем на открытые и закрытые, как мы уже сказали выше, достаточно относительно, хотя и важно для понимания природы тех или других экономик в современном глобальном хозяйстве. При этом, однако, следует иметь в виду, что мирохозяйственные отношения оказывают существенное влияние на экономики различных типов и различных видов, не только исходя из меры открытости или закрытости, но и вследствие значительной специфики экономических систем, принадлежащих к типу развитых экономик, переходных к постиндустриальному типу, различных видов развивающихся экономических систем, и пост-«социалистических» экономик.

Сравнение экономических систем по способу включения в мировое хозяйство требует учета следующих параметров.

Во-первых, на уровне эмпирического исследования основных макроэкономических индикаторов мы должны соотнести величины и структуры валового внутреннего продукта и валового национального продукта. Объемы импорта и экспорта при этом должны приниматься во внимание не только с точки зрения их результирующего сальдо, отражающего различие между этими двумя макроэкономическими индикаторами, но и по их объему в сравнении с внутренним производством. Это соотношение экспорта и импорта и внутреннего производства в стране показывает не только меру включения экономики в мировое хозяйство, но и то, насколько она зависит от мирового хозяйства, или, в свою очередь оказывает активное влияние на мировую экономику, что характерно, скажем, для таких крупных национальных хозяйственных систем, как экономика США или таких интеграционных образований, как экономика Европейского Союза. Наконец, для ряда небольших, но глубоко интегрированных экономик, в частности малых стран внутри Европейского Союза, потоки экспорта и импорта товаров, услуг и капиталов, а также миграция рабочей силы могут оказаться решающим фактором национально-хозяйственного развития, что также отражает статистика.

Кроме того, основные макроэкономические индикаторы в области финансов, в социальной сфере, в частности, показатели потоков капитала и рабочей силы, могут дополнить картину, показав меру включения экономики в мировое хозяйство не только через товарный рынок, но и рынок капитала и рабочей силы, ее зависимости от этих рынков или влияния на них.

Во-вторых, включение экономики в мировое хозяйство предполагает использование различных способов координации этой деятельности. Выше мы уже коротко отметили, что наряду с чисто рыночными механизмами возможно и сознательное регулирование этих экономических связей. Так, сама политика экономического протекционизма предполагает, что внешнеэкономическая деятельность протекает под контролем государства, которое осуществляет программирование и регулирование внешнеэкономических связей при помощи тех или иных методов. Однако даже фритредерская модель и либерализация внешнеэкономических связей обязательно требуют, чтобы государство и национальные регулирующие институты обеспечивали, по меньшей мере, установление и гарантию соблюдения определенных институциональных правил и организационных форм внешнеэкономических связей. В этой связи включение национальной экономики в такие системы, как, например Всемирная торговая организация, становится одним из ключевых институциональных параметров, показывающих специфику внешнеэкономических связей.

Весьма важным вопросом, который поднимается ныне, является возможность изменения этих правил, в частности изменения правил деятельности Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и других институтов, регулирующих экономические отношения в глобальном хозяйстве. Особо важным этот вопрос становится для интеграционных подсистем мирового хозяйства, таких как Европейский Союз или Содружество независимых государств и другие союзы.

Существенным аспектом взаимодействия рыночных и регулируемых механизмов включения экономических систем в мировое хозяйство является учет объективного противоречия между развитием неолиберальной модели глобализации, предполагающей углубление рыночных отношений, с одной стороны, и сохраняющимся государственным регулированием национального хозяйственного комплекса – с другой.

Одной из форм разрешения такого противоречия может быть, как мы уже говорили, политика экономического протекционизма. Другой формой может быть переход к координированному (совместному) сознательному регулированию внешнеэкономических связей, как это, например, произошло в рамках Европейского Союза, где национальное государственное регулирование нашло свое продолжение в надгосударственном регулировании экономики Евросоюза со стороны институтов этого сообщества, включая органы представительной демократии и значительное количество функциональных институтов, регулирующих экономику в рамках долгосрочных программ или краткосрочных экономико-политических воздействий.

В-третьих, сравнение открытых и закрытых экономических систем с точки зрения их включения в мировое хозяйство предполагает в случае любого сравнительного анализа обращение к исследованию такого параметра, как отношения собственности. В данном случае мы должны проанализировать механизмы и меру проникновения иностранного капитала в ту или иную экономическую систему, в частности, его роль в прямых и портфельных инвестициях, долю совместных предприятий и иностранных фирм в экономике страны с учетом структуры этого капитала, меры включения иностранного капитала в производство основных видов ресурсов в национальной экономике (особенно это касается сырьевых ресурсов), в финансовую систему и в производство высокотехнологичной продукции.

Роль иностранного капитала в высокотехнологичном производстве и в финансовой системе следует выделить особо, поскольку это те сферы, которые во многом определяют качественные параметры национальной экономики, особенно в условиях глобализации.

Кроме того, такой параметр, как собственность, требует учета меры развития транснационального капитала, базирующегося на той или другой национальной хозяйственной системе. Выше мы уже не раз отмечали, что подавляющее большинство транснациональных корпораций современного мира – это фирмы, которые базируются в США, Западной Европе и Японии. В тоже время, в новых индустриальных странах и в Китае проводилось и проводится поощрение развития транснациональных корпораций, вырастающих из национального хозяйственного пространства. Такие транснациональные корпорации становятся своего рода проводником экономических интересов того или другого государства в глобальной экономике, причем институтом, который способен активно проводить экономическую политику, защищающую интересы государства при условии, что эти корпорации осуществляют сколько-нибудь согласованную деятельность и координируют свою экономическую стратегию и тактику с национальными экономическимим интересами в целом.

Наконец, существенным является учет национальной специфики отношений и прав собственности. При этом анализ должен выделять сначала особенности, общие черты того типа экономик, к которой принадлежит данная хозяйственная система (например, специфические черты отношений собственности в странах третьего мира или в пост-«социалистических» странах). Затем – национальные, социокультурные факторы, которые существенно влияют на отношения собственности и, в частности, оказываются значимым параметром, указывающим на то, в какой мере может быть интегрирована (или уже интегрирована) страна в мировое хозяйство и в какой мере проводится (или должна проводиться) политика протекционизма.

Так, социо-политическая ориентация того или другого государства на самостоятельную геополитическую и цивилизационную стратегию, как правило, будет означать создание определенных барьеров на пути развития иностранного капитала в национальной экономике при поддержке собственных транснациональных корпораций, либо, напротив, регулируемые включения иностранного капитала при сохранении контрольного пакета акций и других каналов контроля за национальным государством (здесь типичным является пример Китая).

В-четвертых, одним из важных параметров сравнения открытых и закрытых экономических систем являются социальные факторы. Здесь, прежде всего, необходимо принять во внимание место той или другой национальной экономической системы в мировом хозяйстве с точки зрения социальных результатов функционирования экономической системы. Отнесение страны к классу бедных или богатых, качество жизни, демографические параметры – все это является одним из важных параметров сравнения открытых и закрытых экономических систем.

Важнейший аспект в этой связи – влияние открытости или, наоборот, протекционистской политики на социальные параметры. В частности, для советской экономической системы ее защитный характер был одним из важнейших оснований, с одной стороны, для сохранения отсталости прежней системы (включая такие ее негативные черты, как экономика дефицита, отсутствие высококачественных и модных потребительских товаров и многие другие), с другой стороны, обеспечивал возможность относительно высоких социальных результатов в таких сферах, как образование, медицина, спорт и другие.

Закрытость экономической системы была прямо связана с наличием общей политики государственного протекционизма, отсутствием безработицы, с одной стороны, слабостью экономических стимулов к труду – с другой. Определенная открытость хозяйственной системы Советского Союза в период перестройки стала одним из важнейших факторов изменения внутриэкономических отношений, социальных и политических параметров советского строя. Не просто проникновение информации об ином образе жизни, но и его элементов и черт, появление возможности открытого сравнения качества и образов жизни – все это стало одним из факторов изменения экономического строя Советского Союза.

Подобные же параметры должны учитываться при сравнении закрытых и открытых экономических систем между собой, поскольку современная глобальная экономика оказывает существенное влияние на качество и образ жизни, а не только доходы и социальную структуру того или иного государства.

В рамках социальных параметров сравнения открытых и закрытых экономических систем одним из важнейших становится показатель миграции рабочей силы и того, какую политику в этой сфере проводит та или другая страна. В данном случае возможна политика, соединяющая фритредерскую модель внешней торговли товарами и услугами, с одной стороны, и закрытую социальную политику, предотвращающую возможность свободного въезда неквалифицированной рабочей силы в страну – с другой.

Такое противоречивое сочетание протекционистски-закрытого рынка рабочей силы и фритредерства в сфере рынка товаров и услуг является типичным для большинства стран Первого мира. В то же время, для пост-«социалистических» стран характерны некоторые пережитки прежней модели закрытой социальной системы, хотя, скажем, российская социально-экономическая политика в этой сфере предполагает свободу выезда граждан за рубеж при некотором ограничении миграции в страну (однако при отсутствии действенного контроля за фактической миграцией).

При сравнении закрытых и открытых экономических систем в сфере социально-экономических параметров, наконец, необходимо учитывать и социо-культурное влияние глобальной экономики, которая может оказывать существенное воздействие на менталитет граждан, на мотивацию, ценности, стимулы их трудового поведения и предпринимательскую активность, на цели макроэкономического развития. В данном случае речь может идти об активном внедрении западных цивилизационных стандартов массовой культуры, ценностей и моделей поведения, с одной стороны, активном протекционизме и защите национальных и цивилизационных особенностей – с другой. Примером открытой политики является Россия, где государство не проводит сколько-нибудь существенных мер по защите национального социо-культурного пространства, менталитета и системы ценностей. Примером активного протекционизма могут служить экономики закрытого типа, например, Северной Кореи (стоящей на грани изоляционизма и автаркии). Переходной будет модель, характерная для Китая и ряда других стран третьего мира.

В-пятых, для сравнения открытых и закрытых экономических систем существенными окажутся параметры воспроизводства и собственно структура внешних экономических связей. В дополнение к выше сказанному, подчеркнем, что эта система внешнеэкономических связей не ограничивается торговлей, то есть экспортом и импортом товаров и услуг. Существенным является такой параметр, как финансовые связи, в частности, мера открытости и тип валютных отношений, ввоз и вывоз капитала, роль иностранных инвестиций, их структура и качественные параметры. Наконец, важнейшим финансовым параметром внешнеэкономических связей является внешний долг страны и определенные отношения с внешним миром, – с должниками, с кредиторами, с владельцами финансовых обязательств, обращающихся на мировом рынке и т.д..

К числу важных параметров внешнеэкономических связей, на которые часто обращают внимание и которые мы постоянно акцентировали выше, является широкий спектр социо-культурных связей, а также влияние геополитики, научно-техническое сотрудничество и кооперация в области решения глобальных проблем.

Сопоставление экономических систем по всем этим блокам параметров позволяет существенно продвинуться в области понимания как природы отдельных экономических систем, так и их взаимодействия с другими экономиками. Суммируя, мы можем подчеркнуть, что, выделяя открытые и закрытые экономические системы, мы делаем первый шаг к тому, чтобы проанализировать всю названную выше совокупность параметров внешних экономических связей.

На этой базе мы можем показать не только то, к какому именно типу принадлежит данная экономика, но и то, как она изменяет свое положение, поскольку динамика экономической системы, в частности, ее продвижение от одного типа к другому, наиболее тесно связаны с таким параметром, как внешние экономические связи того или другого государства. Так, движение стран Третьего мира к странам Первого, как правило, предполагает использование протекционизма на первом этапе с последующим переходом к открытой экономике при очень широком и постоянно углубляющемся спектре внешних экономических связей. То же самое касается трансформации стран Второго мира в страны Первого.

В то же время, в современном мире происходят и обратные изменения. Так, ряд пост-«социалистических» стран с достаточно высоким уровнем технологического развития и социальных параметров эволюционирует к уровню стран Третьего мира, что происходит в условиях как открытых, так и закрытых экономик.

Сравнительный анализ такого рода трансформаций с учетом внешнеэкономических параметров является принципиально значимым, и одним из классических примеров здесь может служить динамика, мера и качественные параметры внешнеэкономических связей Китая и России. В первом случае это эволюция страны, начавшей социалистические преобразования и являвшийся одной из наиболее отсталых стран Третьего мира к стране, идущей по траектории «догоняющего развития» и нацеленной на достижение через 25-30 лет уровня нижней планки развитых государств при огромных масштабах экономики.

Во втором случае, в случае России, – это эволюция от экономики с развитой индустрией и некоторым постиндустриальным сектором к стране, которая сегодня находиться по уровню развития в рамках не самых развитых стран Третьего мира, и это происходит, несмотря на определенную открытость экономики и внешнеэкономических связей.

Тем самым, сопоставление России и Китая, где обе страны являются ориентированными на активные внешнеэкономические связи, но осуществляют их по-разному и, соответственно, имеют различные экономические, социальные, технологические результаты, указывает на необходимость не просто учета объема этих связей или классификации страны по принципам открытости или закрытости экономики, но и тщательного анализа всех параметров внешнеэкономических отношений, их качества, содержания, внешнеэкономической политики государства и тому подобное.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]