Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31 вопрос.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
65.02 Кб
Скачать

Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики

В рамках гендерного подхода публичная сфера чаще всего рассматривается экономистами через призму отношений, складывающихся на рынке труда. Этот аспект гендерных отношений находит отражение как в рамках неоклассического подхода, так и в работах экономистов марксистской ориентации. Что касается институционалистов, то они не могут пока похвастаться в этом плане особыми достижениями.

И неоклассики, и марксисты по сути дела пытаются теоретически объяснить одни и те же эмпирические закономерности: причины и механизмы гендерной профессиональной сегрегации, причины неравенства в заработках между мужчинами и женщинами, источники подчиненного положения женщин на рынке труда. Однако, несмотря на схожесть самих рассматриваемых проблем, их интерпретации существенно различаются.

Гендерная сегрегация в занятости

Под гендерной сегрегацией (или профессиональной сегрегацией по признаку пола) понимается устойчивая генденция трудоустройства мужчин и женщин по строго определенным профессиям, отраслям и должностным позициям. Различают две составляющие профессиональной сегрегации: горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной профессиональной сегрегацией понимают неравномерное распределение мужчин и женщин по отраслям экономики и профессиям, под вертикальной - неравномерное распределение по позициям должностной иерархии.

Неоклассический подход

В рамках неоклассического подхода причины гендерного неравенства в сфере занятости объясняются, главным образом, исходя из теорий человеческого капитала, дискриминации на рынке труда и сегментации рынка труда.

Профессиональная сегрегация в занятости по признаку пола. Уровень гендерной сегрегации непосредственно связан с оплатой труда работников различных профессий. Многочисленные исследования позволили выявить ряд важных эмпирических закономерностей:

  • существует отрицательная корреляция между долей женщин и средним недельным заработком по данной профессии; иными словами, чем выше доля женщин в данной профессиональной группе, тем ниже средний уровень оплаты труда;

  • соотношение заработной платы мужчин и женщин положительно коррелирует с долей женщин. Это означает, что во всех профессиональных группах мужчины в среднем зарабатывают больше, чем женщины, хотя различия в заработках меньше в тех профессиональных группах, где преобладают женщины.

  • «мужские» сферы занятости представлены в основном самыми престижными и новыми профессиями, в время как «женские» профессии обычно связаны с традиционными профессиями сферы услуг (медсестры, учителя начальной и средней школы).

Неоклассическая интерпретация проблем гендерной сегрегации в занятости через различия в режимах инвестирования в человеческий капитал встретила критическую реакцию со стороны исследователей феминистской ориентации. Основные критические замечания были связаны с тем, что среди «женских* профессий можно обнаружить достаточное количество таких, которые требуют высокой квалификации, однако имеют низкий социальный статус, и поэтому оплачиваются ниже сопоставимых по квалификации «мужских» профессий.22 Кроме того, вызывает сомнение и сам тезис об экономической эффективности гендерного разделения труда внутри семьи, и, соответственно, на рынке труда. Это положение становится все более спорным по мере того, как снижается среднее количество детей в семье и развиваются времясберегающие технологии домашнего труда.23 Наконец, с точки зрения институционалистов, вывод неоклассиков о рациональности и оптимальности гендерного разделения труда в семье отнюдь не является бесспорным, поскольку в этом случае повышается степень риска для семьи в целом в случае потери работы мужем.

Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказалась на положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку конкретно государственные компании остаются для них основными работодателями. Условия занятости, оплаты дамского труда тут лучше (естественно, если предприятие работает). Разрыв меж заработками парней и женщин в государственном секторе меньше, чем в частном.

В среднем зарплата русских тружениц в наши дни остается по народному хозяйству более чем на треть ниже, чем у парней. Объяснение - гендерная сегрегация в сфере труда, которая проявляется в разных оценках труда парней и женщин. В феминизированных отраслях (медицина, образование, текстильная, легкая, пищевая индустрия) дамы имеют маленький профессиональный статус, ограниченные способности для переподготовки и переквалификации, низкие заработки.

Не считая того, большая часть женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации в бюджетной сфере. По оценкам профессионалов, низкая оплата труда женщин разъясняется мощным отставанием ставки I разряда Единой тарифной сетки, а она, как понятно, описывает всю цепочку системы заработной платы.

В русском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некие виды работ; ограничение рабочего времени (в частности командировок, сверхурочных). По официальным данным, приблизительно треть управляющих компаний разных форм принадлежности признают, что предпочитают при приеме на работу парней, а не женщин.

Формы социальной дискриминации женщин в сфере труда имеют свои особенности. Первая из них состоит в том, что в производственную сферу вовлечена не вся женская общность, а её трудоспособная (по возрасту) часть, т. Е. От 16 до 54 лет включительно. В России это женское популяция составляет приблизительно 40 млн. Человек и является относительно стабильным. Стабильность - благоприятный фактор для рынка труда в условиях понижения спроса на женскую рабочую силу. Причем, уровень занятости женщин в трудоспособном возрасте составляет 75.5%. Их средний возраст - 39.4 года (парней - 39.7 лет). Пятая часть - это юные дамы до 30 лет, а 10% - дамы пенсионного возраста.

Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие “социальные последствия” значит ожидаемые - планируемые либо стихийно возникающие - результаты распространения того либо другого общественного процесса и явления, которые влияют как на социальные дела личностей, общностей, так либо на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности.

Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев:

по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Посреди отдаленных:

- ухудшение положения женщин в обществе, понижение их социального   статуса

- феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; “вымывание” женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация дамского населения; медленное развитие дамского предпринимательства; усиление женской злости; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, денег.

Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от супруга; ограничение самореализации; утрата личной сохранности; понижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение серого (либо “третичного”) сектора в экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; передвижения женской рабочей силы.

по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная)

по связи с социальными целями: прямые и косвенные; нехорошие и положительные последствия. Посреди последних можно отметить создание дамских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся дамам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]