Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
golub-kospekt-lekciy.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
1.7 Mб
Скачать

2. Описание. Общая характеристика

Одним из самых распространенных и важных функцио­нально-смысловых типов речи является описание, указыва­ющее на внешние черты и свойства предмета, явления, на­блюдаемые со стороны в определённый момент. В описании дается перечисление важнейших признаков, явлений, пред­метов или событий, которые автор представляет все сразу, как существующие (или происходящие) в одно и то же вре­мя, Например:

Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, все вокруг заросло пахучими травами. Заслу­шавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой си­ней водой. Я насобирал этих цветов. Они напоминали колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда склоня­ется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх, словно они раскрылись навстречу заре. (К. Паустовский)

Предметы описания могут быть различны – пейзаж, явления природы (например, гроза), портретные зарисовки, поведение героя, тематически тяготеющие к художествен­ной и публицистической речи, а также эксперименты, тех­ника, предметы производства, условия труда, что важно для научных и официально-деловых текстов. Поэтому описания могут быть включены в любой стиль речи. Они могут пред­ставлять собой целостный, завершенный текст (например, стихотворение С. Есенина «Берёза»), или чётко обозначен­ный структурно фрагмент произведения: Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью её румя­ной не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива…( А.С. Пушкин). Однако чаще в художественной речи описания невелики по объему, и поэтому они не приостанавливают действия, а включены в текст иного типа. Так, в седьмой главе «Евгения Онегина» повествуется о том, как «в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна», чтобы увидеть барский дом, где некогда жил Онегин. В тексте монологи­ческая речь чередуется с диалогической («Увидеть барский дом нельзя ли?» - «...А вот камин, здесь барин сиживал один») в повествование вплетается описание кабинета Евгения:

И Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.

Она глядит: забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал,

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик. Таня дале...

XIX

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И :вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

И здесь (что характерно для подобных включений описа­ния и в другие тексты) в начале XIX строфы автор нарушает структурную целостность описания, посвящая пять строк изображению душевного волнения своей героини.

Даже в газетной заметке описание получает различное композиционное оформление. Так, описание выставки в Историческом музее, посвящённой княгине Е.Р.Дашковой, предваряется рассуждением, портретная характеристика пер­вой женщины-академика чередуется с объяснениями, пере­числение некоторых экспонатов даётся с комментариями. И такое построение текста вполне оправдано, литературный редактор согласился с такой композицией.

Из заговорщиц – в академики

Какой была княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), первая и единственная женщина, возглавляв­шая Петербургскую и Российскую академии наук? Чем ув­лекалась, кто окружал ее, как управляла академиями? Об этом рассказывает выставка «Сей путь тебе принадлежит», которая проходит в Историческом музее в рамках проекта «Женщины в русской истории и культуре».

Вглядываясь в экспонаты, словно погружаешься в ат­мосферу эпохи Просвещения. Вот на портрете 19-летняя княгиня в мундирном платье: умные, живые глаза, не кра­савица, но в облике ее море обаяния, воодушевления, энер­гии! Это 1762 год, тот период, когда она оказалась участни­цей дворцового переворота, в результате которого Екате­рина II стала императрицей. А на позднем портрете начала XIX века Дашкова показана в ссылке: после блестящих ус­пехов в молодости ей пришлось пройти через горькие ис­пытания в старости.

В центре зала портреты Екатерины Великой и Екатери­ны Малой (как называли Дашкову) специально помещены друг против друга, как напоминание об их непростых от­ношениях. Большой интерес представляют экспонаты, свя­занные с академической деятельностью Дашковой: подлин­ные архивные документы, издания Академии наук, в том числе и «Словарь Академии Российской» – персональная заслуга княгини Екатерины Романовны. Выставка в Историческом музее воссоздает многогран­ный облик этой удивительной женщины – литератора, це­нителя музыки, певицы, матери, сестры... Книги из ее биб­лиотеки, коллекция античных гемм. О ярких и насыщен­ных путешествиях Дашковой напоминают гравюры с видами городов, портреты знаменитых собеседников (Дидро, Воль­тер, французская королева Мария-Антуанетта), автографы королей. Все это плюс умело подобранные предметы мебе­ли, посуда, красиво сгруппированные безделушки позво­ляют посетителям выставки ощутить аромат эпохи русско­го Просвещения. (В. Хан-Магомедова)

Строгую композицию описания, в котором последова­тельно перечисляются все детали, привлёкшие внимание автора и определившие обилие однородных членов предло­жения, выраженных именами существительными и прилага­тельными, ценят писатели. В их произведениях описания нередко составляют важную часть сюжетной линии. Вспом­ним, например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева рас­сказ «Татьяна Борисовна и её племянник»:

...Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; глад­кие молодые листья ракит блестят, словно вымытые; широ­кая, ровная дорога вся покрыта той мелкой травой с красно­ватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы; напра­во и налево, по длинным скатам пологих холмов, тихо зыблется зелёная рожь... За небольшим прудом, из-за круглых вершин яблонь и сиреней, виднеется тесовая крыша, некогда красная, с двумя трубами; кучер берёт вдоль забора налево и при виз­гливом и сиплом лае трёх престарелых шавок въезжает в на­стежь раскрытые ворота... Мы у Татьяны Борисовны.

Здесь нет случайных, ненужных деталей, все подробности художественно оправданы. Последовательное нанизывание картин создаёт сценичность описания: читатель словно едет вместе с автором по этой широкой дороге, любуется природой, подъезжает к барскому дому и «останавливается наконец пе­ред крылечком темного домика со светлыми окнами».

Продолжением рассказа служит описание самой поме­щицы:

Татьяна Борисовна – женщина лет пятидесяти, с больши­ми серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румя­ными щеками и двойным подбородком. Лицо ей дышит при­ветом и лаской. Она когда-то была замужем, но скоро овдове­ла. Татьяна Борисовна весьма замечательная женщина...

Такие описания природы, обстановки, портрета персо­нажей в художественных произведениях выполняют важную эстетическую функцию, они живо, наглядно, образно рису­ют предметы, явления, людей; показывают атмосферу, в ко­торой разворачиваются события. В зависимости от содержа­ния описания делятся на портретные, пейзажные, событийные. В художественных текстах описания могут даваться через восприятие персонажей, но неизменно являются ком­понентом словесно-художественной ткани произведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]