Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
12.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.92 Mб
Скачать

ИОСИФ СТАЛИН

(1879—1953)

И. Джугашвили. 1900 г.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Будущий руководитель Советского государства, Иосиф Висса­рионович Джугашвили, родился в грузинском городе Гори. Днём своего рождения он называл 9 (21) декабря 1879 г.; по другим данным, это было б (18) декабря 1878 г. Отец его был сапожни­ком, мать подрабатывала стиркой и шитьём.

«Сталин родился в крошечном одноэтажном домике, с дву­мя комнатами и верандой по всему фасаду, — рассказывал аме­риканский писатель Джон Стейнбек, посетивший музей в Гори. -И всё же семья Сталина была так бедна, что все теснились в по­ловине дома, в одной комнате. В этой комнате семья жила, гото­вила пищу и спала».

У Иосифа было несколько старших братьев, но все они умер­ли, не прожив и года. Пятилетний мальчик тоже едва остался жив, переболев чёрной оспой, которая навсегда оставила свои отме­тины на его лице.

В семье ему часто приходилось терпеть грубость и побои, Возможно, из-за бедности и недоедания в детстве он остался че­ловеком невысокого роста — около 1бЗ см.

Мать Иосифа была глубоко верующей женщиной и мечта­ла, чтобы её сын стал священником. Когда ему исполнилось во­семь лет, она отдала его в духовное училище. Обучаясь там, как-то раз он убеждённо сказал одному из своих друзей: «Знаешь, нас обманывают. Бога не существует».

С сентября 1894 г. он продолжил учёбу в православной се­минарии в Тифлисе. Режим её был очень строгим и напоминал монастырский. Позднее Сталин так вспоминал атмосферу «слеж­ки, шпионажа, залезания в душу, издевательства», царившую в се­минарии: «В 9 часов звонок к чаю, уходим в столовую, а когда воз­вращаемся к себе в комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики».

«Из протеста против издевательского режима и иезуитских ме­тодов, которые имелись в семинарии, — говорил он, — я готов был стать и действительно стал революционером». В революционных кружках в семинарии Иосиф, по его словам, стал участвовать с 15 лет,

29 мая 1899 г. 19-летний Иосиф Джугашвили был исключён из семинарии. Это окончательно определило его дальнейшую судьбу: он стал революционером, а не священником. Но духов-

370

ное образование оставило в нём след на всю жизнь. В своих вы­ступлениях он любил делать риторические повторы, что прису­ще церковной речи. А в тяжёлый момент войны, 3 июля 1941 г., неожиданно обратился к народу со словами: «Братья и сёстры!». Много лет спустя он как-то раз спросил маршала Василев­ского, тоже бывшего семинариста: «Вам что-нибудь дало духов­ное образование? Не думали никогда над этим?». И сам же отве­тил на вопрос: «Главное, чему попы научить могут, — это пони­мать людей».

БОЛЬШЕВИК-ПОДПОЛЬЩИК

После исключения из семинарии Иосиф некоторое время жил на случайные заработки, а потом втянулся в подпольную соци­ал-демократическую работу. На 18 лет она стала его основной деятельностью, прерываясь лишь арестами и ссылками. Товари­щи знали его под разными именами и партийными кличками: Сталин, Коба, Давид, Нижарадзе, Чижиков, Меликянц и др.

После раскола партии на меньшевиков и большевиков Джу­гашвили примкнул к большевикам. Но их ожесточённую борьбу он ещё в 1911 г. в одном письме называл «бурей в стакане» и со­чувственно повторял слова рабочих: «Кому дороги интересы дви­жения, тот работай, остальное же приложится».

5 Апреля 1902 г. Иосифа Джугашвили впервые арестовали за участие в демонстрации батумских рабочих. Всего он пережил семь арестов, шесть ссылок Пять раз бежал из ссылки.

В 1907 г. Сталин принял участие в экспроприации (т. е. ог­раблении с революционной целью) Тифлисского банка. Налёт­чики напали на конвой казаков, охранявший экипаж с деньгами, и изъяли около 340 тыс. рублей. Это была самая крупная экспро­приация большевиков. Сам Сталин не отрицал позднее (напри­мер, в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом), что в его жизни «имелись моменты „разбойных" выступлений». Но в его официальной биографии этот эпизод не упоминался.

Всего в ссылках и под арестом Сталин провёл более девяти лет. Видимо, многие впечатления из жизни ссыльного наложили отпечаток на его личность. В 1935 г. в одной из своих речей он вспоминал такой случай. «Дело было весной, во время полово­дья, — рассказывал Сталин. — Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесённый разбушевавшейся громадной рекой. К ве­черу вернулись они в деревню, но без одного товарища. На во­прос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый „остался там". На мой вопрос: „Как же так, остался?" — они с тем же равнодушием ответили: „Чего ж там ещё спраши­вать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что „надо бы пойти кобылу напоить". На мой упрёк, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: „Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем. А вот кобылу... по­пробуй-ка сделать кобылу"». Видимо, этот пример отношения к

П. Васильев. «Первомайская демонстрация на Солдатском базаре в Тифлисе. 22 апреля 1901 г.»

СТИХИ СТАЛИНА

Во время учёбы в семинарии, в возрас­те 16—1 7 лет, Иосиф Джугашвили ув­лёкся сочинением романтических сти­хов. Некоторые из них он напечатал в тифлисских газетах. Вот отрывок из одного стихотворения в переводе с грузинского языка:

Он бродил от дома к дому,

Словно демон отрешённый,

И в задумчивом напеве

Правду вещую берёг.

Многим разум осенила

Эта песня золотая,

И оттаивали люди,

Благодарствуя певца.

Но очнулись, пошатнулись,

Переполнились испугом,

Чашу, ядом налитую,

Приподняли над землёй.

И сказали:

Пей, проклятый,

Неразбавленную участь,

Не хотим небесной правды,

Легче нам земная ложь.

Одно из стихотворений Сталина даже вошло тогда в букварь для грузинских детей.

371

П. Жуков. «и. В. Сталин читает в ссылке письмо в. И. Ленина. 1903 г.»

людям произвёл на Сталина сильное впечатление и потому за­помнился надолго.

Последняя ссылка Сталина — в Туруханский край — нача­лась летом 1913 г. Более двух лет из неё он провёл за Полярным кругом, в посёлке Курейка.

За годы этой ссылки он не напечатал ни одной статьи. Сво­бодное время проводил на охоте, ставя капканы на зверей, и рыб­ной ловле. Живший со Сталиным в одной комнате Яков Сверд­лов в письме замечал о нём: «Парень хороший, но слишком боль­шой индивидуалист в обыденной жизни».

В декабре 1916 г. Сталина призвали в армию. Однако при­зывная комиссия признала будущего маршала негодным к воен­ной службе из-за высохшей левой руки.

Февральская революция 1917 г. освободила Сталина из туруханской ссылки. Вместе с другими бывшими ссыльными 8 мар­та он выехал в Петроград.

В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ

Вернувшись в столицу, Сталин вместе со своим товарищем по ссылке Львом Каменевым стал одним из руководителей газе­ты «Правда». До приезда в Пет­роград Владимира Ленина они занимали довольно умеренную политическую позицию, при­зывали к «условной поддержке» Временного правительства. За­тем Сталин, как он сам гово­рил, после «мимолётных коле­баний» поддержал непримири­мый курс Ленина.

Хотя в то время Иосиф Сталин не входил в число при­знанных вождей партии, имен­но ему поручили делать отчёт­ный доклад на полулегальном VI съезде большевиков в авгус­те 1917 г.

Об участии Сталина в Ок­тябрьском перевороте не со­хранилось почти никаких сви­детельств. В первом советском правительстве он занял пост наркома по делам националь­ностей.

В годы гражданской вой­ны Сталин, как и другие вид­ные большевики, ездил по

372

фронтам и руководил защитой Советской рес­публики. Наиболее известно его участие в 1918 г. в обороне Царицына (с 1925 г. — Сталин­град). «Железная воля и гениальная прозорли­вость Сталина отстояли Царицын, не дали бе­лым прорваться на Москву», — говорилось позд­нее в его официальной биографии. Надо заме­тить, что город спустя некоторое время всё же попал в руки белогвардейцев.

РУКОВОДИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА

3 апреля 1922 г. Иосиф Сталин был избран Ге­неральным секретарём ЦК партии. В то время этот пост вовсе не считался ключевым в партии. Наоборот, он был чисто техническим, второсте­пенным.

Но в руки генсека сходились все нити уп­равления партийным аппаратом. Троцкому, Зи­новьеву, Каменеву и другим видным вождям партии скромный и неприметный Сталин ка­зался самым подходящим человеком на этот пост. Троцкий позднее называл его «самой вы­дающейся посредственностью нашей партии». Такой человек, казалось, никак не мог угрожать их влиянию.

Между тем аппарат и его руководитель не­прерывно укрепляли свою власть (см. ст. «Пар­тия большевиков в 20—30-е годы»). Это происходило шаг за ша­гом, путём мелких, почти незаметных ходов. «Поскольку власть в моих руках, — говорил Сталин в частном разговоре, — я посте­пеновец».

Большевик Фёдор Раскольников писал о нём: «Основное психологическое свойство Сталина, которое дало ему решитель­ный перевес, как сила делает льва царём пустыни, — это необы­чайная, сверхчеловеческая сила воли. Он всегда знает, чего хо­чет, и с неуклонной, неумолимой методичностью постепенно добивается своей цели».

Исключительную волю Сталина признавали не только боль­шевики. Уинстон Черчилль вспоминал о нём: «Сталин произвёл на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей неотра­зимо. Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все, словно по команде, вставали и — странное дело — держали по­чему-то руки по швам». Как-то раз Черчилль заранее решил не вставать при появлении советского руководителя. Но Сталин во­шёл — и помимо собственной воли английский премьер поднял­ся с места.

Сталин вовсе не производил на тех, с кем он беседовал, впе­чатление злодея (как стали рассказывать позднее). Напротив, о нём обычно вспоминали как об очень обаятельном человеке.

И. Сталин на Южном фронте. 1919 г.

МАТЬ СТАЛИНА

Екатерина Джугашвили, мать Иосифа Сталина, с начала 20-х гг. жила в Тиф­лисе. Сохранилось 18 писем сына к ма­тери, обычно довольно коротких. Вот, например, одно из них в переводе с грузинского: «Мама моя! Здравствуй! Живи десять тысяч лет. Целую. Твой Coco».

Скончалась Екатерина Джугашвили 4 июня 1937 г. в возрасте 77 лет. Ста­лин на её похороны не приехал.

Последний раз в гостях у матери он побывал в октябре 1935 г. Между ними состоялся такой разговор: «Мама, пом­нишь Николая? Ну вот, можно сказать, что я теперь царь». Екатерина Георги­евна подумала и сказала: «Лучше бы ты стал священником!».

373