Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Александра коллонтай и павел дыбенко

Весной 1917 г. Александра Коллонтай впервые встретилась с Павлом Дыбен­ко. Знаменитый матрос-большевик в 1915 г. возглавлял восстание на лин­коре «Император Павел I», а в 1917 г. стал руководителем революционной организации моряков Балтийского флота.

Лев Троцкий замечал: «Дыбенко, 29-летний чернобородый матрос, весёлый и самоуверенный гигант, сблизился с Александрой Коллонтай, женщиной аристократического происхождения, владеющей полудюжиной языков и приближающейся к 46-й годовщине». В то время Александре Михайловне не раз задавали вопрос: «Как Вы решились связать свою жизнь с человеком, ко­торый на 17 лет моложе Вас?». «Мы мо­лоды, пока нас любят!» — отвечала Коллонтай.

Американский журналист Альберт Уильямс писал: «Однажды комиссар госпризрения неожиданно исчезла из Петрограда вместе с неотразимым ко­миссаром Дыбенко. Они устроили себе небольшое свадебное путешествие». Говорили, что суровый Л. Троцкий за это «дезертирство с постов» настаивал на расстреле обоих...

В декабре 1918 г. Павел Дыбенко и Александра Коллонтай оформили брак. «Мы соединили свои судьбы первым гражданским браком в Советской Рос­сии, — вспоминала Александра Михай­ловна. — Я и Павел решили так посту­пить на тот случай, если революция по­терпит поражение, и вместе взойдём на эшафот!»

Этот брак длился пять лет, затем они разошлись. Александре Михайловне было суждено пережить Дыбенко: в 1938 г. она узнала о том, что он рас­стрелян как «враг народа». Уже в по­следние годы жизни она писала подру­ге: «Разбираю свой архив, сейчас „ро­ман" мой с Дыбенко. Любопытно, боль­но порою, порою удивляюсь, что так много было мук».

267

вала свой разлад с партией. Возможно, это стало для неё свое­образной «прививкой», и позднее она уже не участвовала в оп­позициях.

ПЕРВАЯ В МИРЕ ЖЕНЩИНА-ПОСОЛ

С 1922 г. А. Коллонтай перешла на дипломатическую работу. В ноябре она прибыла в столицу Норвегии Христианию (ныне Осло). Здесь её тепло встретили старые друзья по эмиграции. Много радости доставляла Александре Михайловне и сама рабо­та. «Я так люблю первые годы моей работы в Норвегии, — при­знавалась она позднее. — Когда меня спрашивают: „Какой пери­од Вашей жизни Вы считаете самым счастливым?", я всегда хочу назвать: „Первые годы дипработы в Христиании"».

В этой работе Коллонтай помогало хорошее знание четырёх языков, умение ладить с самыми разными людьми. Много лет спус­тя молодые дипломаты в её присутствии заспорили, что главное в их профессии. Один доказывал, что важнее всего твёрдость, уме­ние сказать «нет». А. Коллонтай возразила: «Но ведь не это главное! Главное — умение завязывать и поддерживать отношения с людь­ми». «Дипломат, не давший своей стране друзей, не может называть­ся дипломатом», — добавила Александра Михайловна.

В 20-е гг. Коллонтай представляла свою страну в Норвегии, затем в Мексике. Советским послом в Швеции она пробыла 15 лет начиная с 1930 г. Правда, перед этим шведскому королю пришлось отменить свой старый указ о высыл­ке Александры Михайловны навечно из преде­лов страны. Впервые человек, высланный из Швеции навечно, вернулся подобным обра­зом — как посол великой державы!

В Стокгольме вокруг А. Коллонтай образо­вался кружок интеллигенции, которая сочувст­вовала СССР в его противостоянии набиравше­му силу фашизму. Он получил название «кружок Коллонтай». Многие, возможно, никогда бы не пошли в советское посольство, а «к Коллонтай» приходили охотно...

Весной 1945 г., когда весь мир праздновал окончание войны, Александра Михайловна вер­нулась в Москву. Здесь она прожила последние семь лет жизни, оставаясь советником Мини­стерства иностранных дел.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]