Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15 билет.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
78.85 Кб
Скачать

Действия с предметами

 

От года до полутора лет

 

В начале 2-го года жизни действия ре­бенка с предметами становятся все более разнообразными. Причем, выполняя их, он начинает применять способы, предпочитае­мые в его семье. Например, бабушка, прежде чем положить столовые приборы на стол, протирает каждый предмет полотен­цем, и малыш, играя с кукольной посудой, повторяет действия бабушки. В своем пове­дении он ориентируется на взрослого и стремится вступить с ним в, деловое обще­ние — выразительными позами, гримаска­ми и красноречивыми жестами показывая, чего он хочет и какого рода поддержка ему необходима. Контакты ребенка и взрослого обретают вид совместно выполняемого де­ла, где "чистое общение" и собственно дей­ствие трудноразличимы. К полутора годам ребенок уже пользуется речью, довольно умело объясняет свои затруднения и непло­хо направляет действия взрослого в их сов­местных занятиях. В его поведении все от­четливее выступает комплекс симптомов, отражающих отношение маленького чело­века к окружающему его предметному ми­ру, — активность, любознательность, чув­ствительность к оценкам своих действий со стороны взрослых.

 

В то же время это отношение к миру предметной реальности еще очень нестой­кое: действие с предметом длится недолго, увлеченность им неглубока, внимание рас­сеянно и легко переключается на другие це­ли. Давайте посмотрим, как же действует с предметом ребенок, совсем недавно пере­шагнувший рубеж младенческого возраста.

 

Интерес к предмету возникает у малыша внезапно, только когда он его видит, слы­шит, ощущает. Поэтому и само предметное действие всегда связано с конкретной ситу­ацией. Оно протекает здесь и сейчас, стро­ится с учетом внешних свойств предмета (круглое, полое, плоское, длинное) и прак­тически не имеет продолжения после пере­рыва в действии. Выпустив предмет из рук, ребенок тут же о нем забывает.

 

Побуждением к действию служат либо качества самого предмета (новизна, яр­кость, необычайность), либо его значимость для взрослого (он держит его в ру­ках и совершает с ним действие), либо от­ложившийся в памяти малыша положи­тельный эмоциональный опыт манипули­рования этим предметом (ребенок узнает вещь, доставившую ему радость).

 

Развернутая предметная активность ма­лыша возможна только в общении с близ­кими людьми. Малыш наблюдает за дейст­вием взрослого, манипулирует вещами, подражая ему, возвращает предмет стар­шему партнеру но общению, дает ему по­нять, чтобы тот еще раз показал, что нуж­но делать с предметом, насыщает свое лю­бопытство, стремится разделить свою ра­дость с другими, сам заражается эмоцио­нальными состояниями окружающих, при­сматривается к реакции взрослого на свои действия.

 

Усвоив образец, ребенок способен в те­чение некоторого времени действовать са­мостоятельно, но без вашей поддержки это занятие ему довольно быстро наскучит. Если вы попытаетесь поддержать интерес ребенка к действию с предметами, просто заменяя наскучившую вещь на новую, это даст кратковременный эффект. Только вы сами, ваше отношение и внимание к ребен­ку и предмету, которым он занят, способ­ны надолго продлить его занятия.

 

Как точно подметил известный детский психолог Д. Б. Эльконин, для ребенка раннего возраста действия с предметами ценны не сами по себе — в этих действи­ях заложен смысл отношений, в которые малыш вступает со взрослым, благодаря чему у него и возникает стремление делать с предметом то, что показывает взрослый. Если их отношения доброжелательны, до­верительны и эмоционально насыщены, малыш более усидчив и внимателен в дей­ствиях с предметами. Если же в общении со взрослым присутствует непонимание, конфликты или эмоциональное неприятие друг друга, то малыш плохо проникается желанием подражать старшему.

 

А потому не стоит оставлять ребенка наедине со множеством замечательных иг­рушек в расчете на то, что они надолго займут его внимание. Яркость и новизна предметов могут на какое-то время заинте­ресовать ребенка, но не способны научить его правильно их использовать. Если ин­терес возник, а продолжения нет — малы­шу не объясняют, как играть и что делать, наступает реакция раздражения, эмоцио­нального пресыщения, скуки и агрессии. Если взрослые рассматривают предмет в жизни ребенка лишь как способ отвлечь его внимание от себя, занять на время, чтобы не докучал старшим, то можно столкнуться с тревожными симптомами — уменьшением любознательности и актив­ности, замедлением темпов развития об­щения со взрослым, задержкой в возник­новении активной речи, снижением интел­лекта, бедностью и однообразием дейст­вий, слабой продвинутостью эмоциональ­но-волевой сферы.

 

Чтобы этого не случилось, ваше участие в овладении ребенком игрой с предметами в первой половине 2-го года жизни долж­но быть многообразным. Вы выступаете в роли и образца, и партнера, и ценителя достижений ребенка. Только в подобном общении у малыша возникают такие необ­ходимые компоненты предметного дейст вия, как его образ исхема. Без них пред­метное действие как особое психическое образование не складывается, а остается на уровне примитивных движений — они выполняются по "логике руки", то есть ог­раничены моторными навыками. И даже если ребенок будет активно манипулиро­вать предметами, это не поможет становле­нию его главных психических функций, не продвинет его в развитии. Психологи­чески полноценное предметное действие развивается через следование образцу взрослого. При этом у малыша сначала складывается образ, в затем конкретная операционально-техническая схема дейст­вия, максимально приближающая дейст­вие ребенка к образцу взрослого. Вы мо­жете легко убедиться в этом, понаблюдав, как поступает ребенок с предметами в на­чале раннего возраста.

 

Малыш, следуя примеру взрослого, впервые пытается самостоятельно напиться из чашки. Оторвав ее от стола, он несет ее к ротику, накренив и проливая содержи­мое на себя. Усвоение им назначения чаш­ки и есть образ действия, с которого начи­нается построение его схемы. Совершая специфическое действие (употребляя чаш­ку по назначению), малыш еще не в силах сразу запомнить и осуществить в нужной последовательности промежуточные опера­ции (чашку подносить ко рту вертикально и, лишь охватив губами ее край, можно на­клонить, чтобы жидкость попала в рот). Только вместе с вами ребенок постепенно корректирует схему действия, затем само­стоятельно уточняет последовательность движений и, наконец, добивается необхо­димого результата. Ваша похвала закрепит верные, а порицание отфильтрует невер­ные операции, своей искренней радостью за успех малыша вы поощрите его дальней­шие самостоятельные пробы.

 

Особо обращаем ваше внимание на оценку действий ребенка,  выражаемую словами и в виде радости. Без такой оцен­ки он не способен выяснить, насколько успешно действовал. Оценка необходима ему и для того, чтобы узнать, как вы относитесь к нему, ребенку, в связи с его опытами. Благодаря вашей оценке малыш фиксирует в своем сознании, что в глазах окружающих он предстает хорошим, ког­да успешно действует с предметом, при­чем только определенным, а не любым об­разом.

 

А если этот момент в сознании малыша не закрепляется, у него не формируется отношение к предметной реальности как к чему-то особому, требующему сосредото­ченности и усилий. У ребенка нет врож­денной потребности добиваться успеха и стремиться к правильному действию. По­добное устремление малыша рождается только в общении со взрослым и с его по­мощью, когда тот адресуется к личности ребенка не непосредственно, а опосредо­ванно — через то, что и как умеет делать с предметом малыш. Очень скоро ребенок и сам начинает относиться к себе через призму своих предметных действий и ста­рается точно следовать образцу взрослого, потому что успешное действие и хорошее отношение взрослого, как оказывается, за­висят друг от друга.

Чем теснее были эмоциональные кон­такты ребенка с родителями на 1-м году жизни, тем легче ему удается установить новый тип отношений со взрослым, когда симпатии старшего партнера по общению выражаются не напрямую и вне зависимо­сти от того, что и как делает малыш, а опосредованно — через умение "взять" и повторить образец взрослого ("какой Ко­ленька молодец, так хорошо ложечку дер­жит"). Без заложенного еще в младенчест­ве ощущения, что он любимый несмотря ни на что, не всякий малыш в деловом об­щении способен выдержать порицание за неправильное действие.

 

С изменением объекта оценки ребенку становятся более очевидными новые каче­ства взрослого: он не только образец для подражания, но и умелый исполнитель, знаток правильного действия — и малыш старается найти и развить эти качества в себе самом. Подражая взрослому все более и более осмысленно, ребенок сравнивает свои достижения с достижениями взрос­лых, соотносит свои действия с действия­ми окружающих и постепенно вырабаты­вает критерии успешности и неуспешности в каждом конкретном деле. Такие крите­рии ложатся в основу самооценки малы­ша, складывающейся из представлений о себе (что я могу) и отношения к себе (ка­кой я в связи с тем, что я могу это делать).