Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Казарницкий А.А. - Палеоантропология эпохи брон....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
283.14 Кб
Скачать

1. Краниометрия носителей майкопской культуры

Майкопская археологическая культура широко известна как яркий феномен эпохи ранней бронзы Восточной Европы, однако ее палеоантропологические материалы представлены пока единичными находками. С учетом опубликованных и обнаруженных в фондах МАЭ РАН измерительных данных и черепов удалось сформировать небольшие мужскую и женскую краниологические группы майкопско-новосвободненской культурной общности с территории Калмыкии, Ставропольского края, Северной Осетии и Адыгеи. Различия между черепами двух хронологических периодов – майкопского и новосвободненского – при нынешней численности выборок не прослеживаются.

По результатам межгруппового канонического анализа с использованием данных о синхронных и более поздних краниологических сериях Кавказа, Средней Азии, степной и лесостепной зон Восточной Европы майкопские черепа, тяготея в целом к южным европеоидам Северного Кавказа и Туркмении, проявили определенное своеобразие, не позволяющее связать их происхождение с этими регионами. Морфологические аналогии были найдены в краниологических сериях южной Месопотамии, что подтвердило результаты недавних исследований [Хохлов, 2003; Алексеева, 2004; Герасимова, Пежемский, Яблонский, 2007].

2. Краниометрия носителей ямной культуры

Одна из наиболее представительных краниологических серий ямной культуры происходит с территории южной Калмыкии. Внутригрупповой анализ выявил тенденцию к разделению мужской выборки на две морфологические подгруппы с небольшой разницей между ними в тотальных размерах и горизонтальной профилированности лица. Женская выборка ямной культуры южной Калмыкии, в отличие от мужской, достаточно гомогенна. Изучение нескольких краниологических серий из погребений ямной культуры центральной и северной частей Калмыкии позволило отметить такую особенность мужских черепов из северных могильников, как мезогнатность лицевого профиля. При этом мужские выборки южной Калмыкии специфичны наиболее резкой горизонтальной профилированностью лицевого скелета. Своеобразие южной женской серии выражено сильнее, чем у мужчин, и проявляется в большей длине черепной коробки, более широком и менее профилированном в горизонтальной плоскости лице с чуть менее выступающим носом, чем на черепах из разрозненных могильников центральной и северной частей Калмыкии. Краниологические выборки ямной культуры Астраханской области при внутригрупповом анализе демонстрируют морфологическую однородность среди женщин и отсутствие таковой у мужчин.

В суммарной серии ямной культуры Северо-Западного Прикаспия, в которую вошли черепа со всей территории Калмыкии и Астраханской области, различия между мужскими территориальными группами уже не прослеживаются, однако становится отчетливой разница между женскими выборками Восточного Маныча (юг Калмыкии) и урочища Кривая Лука (северо-запад Астраханской области). Специфика женских черепов ямной культуры заключается в четкой взаимосвязи между их морфологическими характеристиками и географической локализацией погребения, чего в мужской выборке столь явно не наблюдается. Одним из вероятных объяснений этого могут быть особенности брачных поселений, например уксорилокальность, или гендерных различий в погребальном обряде, при которых место жительства или погребения женщин было строго регламентировано. Отсутствие подобных ограничений для мужчин, возможно, привело к тому, что наблюдаемая на локальном уровне неоднородность выборок исчезла в масштабе всей примыкающей к северо-западному побережью Каспийского моря степной зоны, в пределах которой, видимо, происходило свободное перемещение мужской части палеопопуляции ямной культуры.