Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Казарницкий А.А. - Палеоантропология эпохи брон....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
283.14 Кб
Скачать

Содержание работы введение

На обширных степных пространствах Предкавказья, протянувшихся на сотни километров между Азовским и Каспийским морями, более ста лет ведутся археологические исследования, посвященные изучению памятников эпохи бронзы. Однако малая численность и плохая сохранность остеологических материалов, обусловленные значительной древностью погребений, стали причинами сравнительно небольшого количества публикаций по палеоантропологии населения эпохи бронзы азово-каспийских степей. Данное исследование посвящено изучению процесса формирования антропологического состава населения эпохи бронзы в степях юга Восточной Европы на основе использования максимального количества антропологических источников, накопленных на протяжении последних семидесяти лет.

В кратком историографическом очерке приведен обзор археологической литературы о древностях эпохи бронзы юга Восточной Европы. Отмечено постепенное усложнение картины, отражающей культурные процессы на рассматриваемой территории. От трехчастной периодизации памятников на основе ямной, катакомбной и срубной археологических культур, последовательно, как первоначально казалось, сменявших друг друга на протяжении соответствующих периодов ранней, средней и поздней бронзы, современные исследователи пришли к пониманию мозаичности и эклектичности культурного покрова, сформированного бóльшим числом культурных образований, часто соседствующих на протяжении столетий.

Подробный перечень палеоантропологических исследований этого региона приводится во второй части введения. Пожалуй, единственной работой, обобщающей все доступные на тот момент краниологические материалы из погребений эпохи бронзы Калмыкии и Ростовской области, полученные главным образом в результате масштабных археологических экспедиций 60-х и 70-х годов XX в., стала публикация А. В. Шевченко [1986]. В дальнейшем на протяжении почти четверти века за редким исключением [Хохлов, 1999, 2006] не появлялось работ, сопоставимых с исследованием А. В. Шевченко по охвату палеоантропологических источников. За это время периодизация и абсолютная хронология азово-каспийских древностей эпохи бронзы претерпели ряд значительных изменений, выделены новые археологические культуры, получили широкое распространение новые антропологические методики, а также методы многомерной статистической обработки материалов. Кроме того, остались необработанными и неопубликованными черепа, полученные в результате раскопок 80-х годов XX века в Астраханской области и Калмыкии. Все вышеизложенные обстоятельства обусловили появление настоящего исследования, посвященного обработке малоизвестных старых и новых материалов на основе современных методических разработок, а также введению в научный оборот не публиковавшихся прежде краниометрических данных.

Материал и методика

Автором проанализированы неопубликованные индивидуальные измерительные данные 317 черепов из курганных могильников эпохи бронзы Калмыкии, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, хранящихся в фондах МАЭ РАН (г. Санкт-Петербург) и КИГИ РАН (г. Элиста).

В рамках исследования затылочно-теменной деформации черепной коробки, зафиксированной в краниологических сериях ямной и раннекатакомбной культур южной Калмыкии, автором измерено 236 черепов из фондов МАЭ РАН, в том числе коренного населения Аляски; несториан и зороастрийцев Средней Азии XII-XIII вв.; краниологической серии из средневекового могильника Шулюк-Тепе; узбеков; казахов; ингушей; осетин. Кроме линейных размеров преимущественно мозгового и отчасти лицевого отделов использованы проекционные размеры и индексы формы и высоты затылочной области черепа, полученные при помощи проектомера И.И. Гохмана [Беневоленская, 1976; Беневоленская, Громов, 1997].

Впервые изучены по краниоскопической программе А. Г. Козинцева [1992] 372 черепа, по классической остеометрической методике [Алексеев, 1966] – посткраниальные скелеты 69 человек из могильников эпохи ранней, средней и поздней бронзы азово-каспийских степей. Исследованные материалы хранятся в фондах МАЭ РАН (г. Санкт-Петербург), КИГИ РАН (г. Элиста), ВолГУ (г. Волгоград), Кабинете физической антропологии ЮНЦ РАН – ЮФУ (г. Ростов-на-Дону), ГИМ (г. Москва).

Для межгруппового сравнительного анализа были использованы данные о краниологических сериях ямной и катакомбной культур Украины [Круц, 1984]; ямной, катакомбной и срубной культур Поволжья и срубной культуры Украины [Алексеев, Гохман, 1984]; ямной и ямно-полтавкинской культур Оренбургской и Самарской областей [Яблонский, Хохлов, 1994; Хохлов, 1999а]; ямной культуры Ергеней Калмыкии [Хохлов, 2006]; катакомбной культуры Ростовской области правого и левого берегов Нижнего Дона [неопубл. материалы Е.Ф. Батиевой].

При статистической обработке краниометрических данных применялись метод главных компонент и кластерный анализ для внутригруппового анализа и канонический анализ с использованием усредненной внутригрупповой корреляционной матрицы при межгрупповом анализе [Дерябин, 1983]. Для оценки различий между выборками использовался, как правило, непараметрический критерий Уилкоксона-Манна-Уитни и, если позволяла численность, параметрический критерий Стьюдента. При обработке краниоскопических данных применялся анализ главных компонент, частóты признаков преобразовывались в радианы с целью стабилизации дисперсии. Статистические процедуры реализованы с помощью программ Б.А. Козинцева, А.В. Громова и пакета программ STATISTICA 6.0.

Автор глубоко признателен Н. И. Шишлиной за культурную атрибуцию на основе новейших археологических данных подавляющего большинства погребений, из которых происходят палеоантропологические материалы; Е. Ф. Батиевой за предоставленные краниологические серии эпохи ранней и средней бронзы Ростовской области; А. А. Хохлову за неоценимую поддержку и сравнительные данные о неопубликованных краниологических сериях; В. И. Селезневой за помощь в работе с наследием А. В. Шевченко.