Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Один современный миф.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать
  1. Скарабей — род навозного жука, священный «тотем» древних египтян.

  2. Э. Зиверс (Е. Sievers) в своей работе Flying Saucers über Südafrika (с. 157) приводит гипотезу Джералда Херда (Heard), согласно кото­рой летающие тарелки могли бы быть марсианской разновидностью пчел (Is another World Watching? The Riddle of the Flying Saucers. — London, 1950). В работе: Harold Т. Wilkins. Flying Saucers on the Attack рассказывается о падающих с неба нитях, выпущенных каким-то не­известным пауком (прим. автора).

людьми. «Летающий паук» из разбираемого сна явно отно­сится к плодам бессознательного воображения этого рода. Кстати, в литературе о НЛО есть упоминания о летающих пауках как о возможном источнике «дождя нитей», имев­шего место в Олороне и Гайяке1. Нужно упомянуть и о возможных ассоциациях из области современной техниче­ской фантазии (новый и уникальный «самолет»).

Психическая природа «паука» проявляется в его «голо­се», который может принадлежать только существу, име­ющему черты сходства с человеком. Этот своеобразный фе­номен заставляет вспомнить результаты наблюдений за психически больными, слышащими «голоса» предметов. «Голоса», подобно видениям, представляют собой автоном­ные психофизические проявления, рожденные активно­стью сферы бессознательного. В литературе о НЛО упоми­наются «голоса», доносящиеся из «эфира»2.

Не следует забывать и об упомянутых рассказчицей гла­зах. В них проявляется способность и стремление видеть; говоря обобщенно, они выражают некое испытующее на­мерение. Преднамеренность выражается и в голосе, обра­щенном с одной стороны к жителям Земли, а с другой сто­роны — к пассажирам «паука». Допущенная здесь неболь­шая непоследовательность намекает еще на одну возмож­ность: летательный аппарат — больше не живое существо, а просто машина, перевозящая пассажиров. Последние, очевидно, должны походить на людей, так как им адресо­вано то же обращение, что и людям. Вот почему допусти­мым кажется предположение о том, что они просто оли­цетворяют другой аспект человека: эмпирический человек находится на земле, а духовное существо — в небе.

Таинственное обращение в форме молитвы произносится одним голосом, по всей видимости принадлежащим чтецу или проповеднику. Оно адресовано руководящим и ответ­ственным инстанциям, то есть также и «пауку». Хорошо известно, что в наших широтах паук — животное вполне безопасное. Тем не менее у многих с ним связаны страхи

  1. См.: a. Michel. The Truth about Flying Saucers (прим. Автора) (Олорон и Гайяк — небольшие города на юго-западе Франции).

  2. См.: н. Т. Wilkins. Flying Saucers on the Attack, p. 138 (прим. Автора).

и суеверия (утренний паук — неприятность, вечерний па­ук — надежда). О «тронутом» человека по-немецки гово­рят: «У него на потолке паук», «У него на чердаке паути­на». Наш соотечественник Иеремия Готтхельф1 в своей книге «Черный паук» великолепно описал тревогу, кото­рую могут внушить человеку пауки. Подобно любым хо­лоднокровным животным и животным, не имеющим цереб­роспинальной нервной системы, они входят в ряд онириче­ских (связанных с видениями и галлюцинациями) симво­лов, представляющих в высшей степени чуждый человеку психический мир. Насколько я могу судить, они обычно выражают такое содержимое, которое, будучи действен­ным, тем не менее еще долго не сможет стать осознанным; это содержимое как бы не входит в сферу цереброспиналь­ной нервной системы и остается на более глубоко скрытом уровне симпатической и парасимпатической нервной сис­темы.

Мне вспоминается сон одного пациента, испытывавшего большие трудности и оказывавшего активное противодей­ствие, когда он пытался вызвать в собственном представ­лении идею психической субстанции как высшей, всеорга­низующей целостности. Эту идею он почерпнул, читая одну из моих книг; характерно, что он оказался не в сос­тоянии различить понятия «Я» и «Самость». Наслед­ственность пациента была отягощенной, вследствие чего он был подвержен опасности патологической инфляции2. В такой ситуации ему приснился следующий сон:

«В поисках какого-то предмета я рылся на чердаке сво­его дома. В слуховом окошке я обнаружил замечательную паутину с большим пауком-крестовиком в центре. Тело паука было синего цвета и сверкало, подобно алмазу».

Этот сон произвел на пациента большое впечатление. Фактически он представляет собой яркое изображение опасности, подстерегающей личность, которая отождеств-