Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Томсинов Лекции.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
251.9 Кб
Скачать

Римское право

Римское право часто изучается в отрыве от римского государства. Римское право – это совсем не право древнеримского государства. Это учебная дисциплина, наука, изучаемая на юридических факультетах еще с 13 века. Также под этим понимается правовая система в Западной Европе. Наконец, это право Рима. Римское общество многократно видоизменялось, было и государством-общиной, и республикой, и империей. Римское право не привязано к некоему определённому римскому государству. Термина «римское право» не существовало. Этот термин придумали учёные, а в Риме не употреблялся термин «римское право». Правовая система, обозначаемая этим термином, находилась в постоянном развитии.

Также говорят о римском частном праве и под римским правом понимают как раз частное право. Частное право – это совокупность естественного права, права народов и цивильного права.

Сам термин «право» по-римски обозначался jus или juris. Слово «право» на латыни происходит от «справделивость». *так же и в русском – «право» происходит от «правда»*. На ранних ступенях развития римского права оно было тесно связано с религией. В Дигестах мы увидим, что первые сборники законов, например, законы Нумы Помпилия – это религиозные законы. Помпилий был понтификом. В отличие от древневосточных обществ, в Древнем Риме право как таковое стало освобождаться от религиозной оболочки и стало светским. Почему? Дело в том, что римская civitas – это не родовая община, а териториальная.В состав общины входили пришельцы и чужеземцы, она была полиэтнической. В Риме единство civitas поддерживалось для защиты её от опасности. Вторым фактором единства стало право. Необходимо было выработать соционормативную культуру, которая была бы одинаково авторитетной для всех вне зависимости от рода или вероисповедания. Право Древнего Рима – квиритское, по названию членов civitas – квиритов. Самым ясным сборником выражения этого права служат законы 12 Таблиц. Это была запись общепризнанных норм и обычаев. Она была создана коллегией децимвиров, получивших диктаторские полномочия. В Риме обострились общественные отношения между птрициями и плебеями, богатыми и бедными. Сохранить общественные отношения можно было только через строгие правила, обязательные для всех. Но то, насколько легко общин признала эти правила, говорит о том, что эти обычаи не были придуманы децимвирами. Последний раз оригинал 12 Таблиц на древней латыни 5 века видели в 13 веке. Учёный записал то, что видел, и поэтому мы можем судить о том, что это действительно был оригинал. Цицерон и Гай оставили большие фрагменты Законов, но они пересказывали Законы. Тот текст, который перед нами – это только фрагмент большого сборника. Законы 12 Таблиц очень быстро приобрели популярность и авторитет, их заучивали в виде песен наизусть. Авторитетом мог пользоваться только сборник, регулировавший устои civitas, закреплявший основы общины. Очевидно, что дошедший до нас кусок не мог пользоваться таким серьезным авторитетом, так что мы знаем, что оригинальный текст был больше.

Носителями юридических знаний были понтифики. Именно они выступали в роли судей. Кроме того, высшим судьей была civitas, серьезные сделки с недвижимостью заключались только в присутствии общины. Также патриции обладали юридическими знаниями и могли выступать в суде, а пришельцы могли только нанимать их для представительства их интересов. Обучениеправу было частью образовательного процесса для знатного римлянина. «Постыдно быть патрицием и не знать законов». Нормы права имели священный авторитет и не могли быть изменены. Текст Законов 12 Таблиц не изменялся и не переписывался. Чтобы Законы не устаревали, они не имели прямого действия.Таблицы стали исходным материалом, из которого готовились legis actio, т.е. судебные иски. Их можно было купить. По правилам судебного процесса можно было прийти в суд с готовой формой иска. Подавать её можно было только в определённый день, т.е. покупался ещё и календарь. Если в иске была найдена ошибка, то иск признавался недействительным, т.е. процесс был формализован. Также формализована была процедура манципации, формула для продажи недвижимости заучивалась наизусть. Сами по себе договорные отношения были неотделимы от ритуала. Договор заключался в силу совершения ритуала, а не в силу дееспособности, добровольности и т.п. Если ритуал соблюдался правильно, то считалось, что договор заключен правильно. Ответственность за неотдачу долга падала на личность должника. Это право было ещё и казуистично, т.е. не вычнелялись некие признаки или нормы. Действовать такое право могло, очевидно, только при наличии юристов, знатоков права. Но юрист в Риме – это ещё и творец правовых норм. Юрист – «служитель справедливости» в переводе с латыни. Судьба великих юристов трагична. Например, Папиниан олучил приказ от узурпатора оправдать убийство своего брата. Папиниан ответил: «Легче убить брата своего, чем оправдать убийцу». Папиниан в иерархии юристов стоял на первом месте как высокая личность, как человек, который действительно служил справделивости и положил за неё свою голову.

Понтифики придали юридической деятельности связенный характер. В Риме становились юристами не просто образованные люди, но аристократы. Юриспрудения считалась высокой, творческой деятельностью.

Право, которое мы называем классическим римским правом, стало развиваться в 3 веке до н.э. Монополия понтификов на юриспруденцию рухнула, когда один из секретарей понтифика выставил на всеобщее обозрение юридический календарь и все формы исков. Вторым фактором, способствовашим развитию римского права, было резкое расширение территории полиса. За счёт этого расширения в Риме оказалось много пришельцев, не имевших отношения к civitas. Для регулирования их поведения стала развиваться другая правовая система, получившая название ius gentium, т.к. квиритское право на них не действовало. Должностные лица получают больше власти в осуществлении юриспруденции – магистратское право. Оно регулировало отношения не только между римлянами, но и между негражданами или между римлянами и негражданами. Это новая ступень в римском праве. Расцвета оно достигает к 1 веку до н.э. и окончательно формируется к концу 2 века н.э. Третий фактор развития этого права – это новый судебный процесс. На смену «легис-акционному» процессу приходит формулярный процесс. При формулярном процессе большую роль играл претор. Истец не был обязан приносить готовую формулу. Когда истец приходил к претору, он в свободной форме излагал ситуацию, в которой оказался, и свои требования. При участии профессиональных юристов этот рассказ приобретал юридическую форму и формулировался строго определенный иск. Он имел две стадии «in jure» - рассказ и составление формулы, и «in judicio» на основе формулы выносилось решение. Роль судьи сводилась к установлению фактов, решение принимал претор: «Если случилось то-то и то-то, то ты, судья, реши дело так-то и так-то». Претор ориентировался на здравый смысл, на природу вещей при вынесении решения. Он вникал в суть этой вещи, устанавливал, может ли она существовать как самостоятельный предмет или является принадлежностью чего-либо. Формализм здесь был более свободным, чем в древнем праве. Это право было уже не персональным, а территориальным. Оно состояло из квиритского права, преторского права, ius gentium. Источниками права были обычаи, эдикты императора. Окончательно территориальный характер установился, когда Антоний Каракалла в 212 до н.э издал эдикт, по которому было даровано римское гражданство всем, кто жил в Риме. Произошло слияние ius gentium и квиритского права.

Классическое римское право излагается в Институциях Гая. Это учебник права, а не свод законов. Системы классическое римское право не имело и иметь не могло. Это право, которое создавалось в каждом конкретном случае заново и после решения дела часто больше не применялось. Римляне создали науку права, юриспруденцию, но не право. Они создали правоведение, правовые принципы, а не нормы. В Риме отсутствовало понятие права собственности, были понятия dominium и proprietas. Доминиум – это полное господство над вещью, а проприетас – это господство над вещью, обременённое некими правами третьих лиц или обязательствами. Доминиум проприетатис - это, вероятно, некое переходное состояние. Например, доминиум, обременённый правами третьих лиц на некоторое время.

Гражданское право в Риме – это право civitas, право гражданской общины. Jus civili НЕЛЬЗЯ переводить как гражданское право, это право цивильное. Дигесты Юстиниана, например, содержат и нормы государственного права, и нормы уголовного, и нормы гражданского, хотя относят их к jus civili.

Вещи в Риме делились на телесные и бестелесные (incorporalis). К последним относились сервитут, наследство, обязательства. Также вещи делились на сакральные и религиозные. Сакральные вещи – это стены, лес, некие сооружения. Здсь заложена идея, что не все вещи в мире принаделжат только живущему поколению, некоторые принадлежат в том числе и людям, которые ещё не родились.

В Риме не было чёткого разделения между процессом и реальным правом.

Под контрактом в Институциях Гая понимается такое соглашение, которое обеспечено иском. Если соглашение не защищено иском, то это пакт. 4 разновидности контрактов- вербальный, литеральный (запись), консенсуальный (с момента достижения согласия), реальный (с момента передачи вещи). Позднее возникла другая классификация контрактов – по действиям: «даю, чтобы ты дал», «даю, чтобы ты сделал», «делаю, чтобы ты дал», «делаю, чтобы ты сделал».

Передаче вещи придавалось юридическое значение. Купля-продажа – консенсуально-реальный контракт. Помимо права собственности выделялось право физического владения вещью, сопряжённое с отношением в ней как к своей – possessio, а detentio - физическое обладание вещью. Possessio защищалось преторским вердиктом, а dominium – через виндикационные и негаторные иски.

С развитием государства становится невозможным передать судопроизводство в руки частных лиц. С 4 века экстраординарный порядок начинает вытеснять формулярный процесс. Роль юристов падает, т.к. они нужны именно в формулярном процессе. В Риме существовал спрос на способных юристов для судов. Среди юристов начинает выделяться иерархия. 426 год н.э. Феодосий 2 принимает «Lex Oligatoria». Этот закон установил следующее правило – при рассмотрении в суде решение надо выносить в следующем порядке: если мнение юристов расходится, то надо принимать решение в соответствии с мнением большинства.Авторитетным было мнение следующих 5 юристов: Гай Кассий, Ульпиан, Модестин, Папиниан, Павел. В случае равенства преимущество имеет мнение Папиниана.

Кодекс Феодосия 2 – 438 год. Расцвета эта деятельность достигла при Юстиниане, правившем с 528 по 565 год. Он провёл работы по систематизации классичского римского права, которые позволили это право сохранить. Работы эти не были в оплном смысле правотворчеством. До сих пор существует мнение, что Юстиниан создал corpus iuris civilis. Во-первых, тогда не было такого термина, а во-вторых, он создал три свода. Он создал эти нормы не ввиду пробелов в праве, а, наоборот, от избытка различных мнений и вариантов норм. Юстиниан писал: «Перед судьей необозримое море материала», который надо переработать и выбрать необходимое.

Кодификация римского права, проведённая Юстинианом, была беспрецедентной. Было несколько причин для неё – хаотичность и громоздкость сущствовавшего законодательства, необходимость поставить юридическое образование на новый уровень, на прочную базу, приведение законодательства в удобную для судей форму. Систематизация Юстиниана диктовалась необходимостью привсти в порядок огромную правовую систему. Но вся масса правового материала не систематизировалась. Corpus iuris civilis и свод законов Юстиниана – это сказка. НИКАКОГО ОБЩЕГО СВОДА ЗАКОНОВ НЕ БЫЛО!! В условиях, когда законы составляли только малую часть норм права, было невозможно провести полную кодификацию законодательства. В Риме право творит сам судья, он мог сам выбирать аргументы к своему решению. Двуязычие – законы все были на латыни, а государственным языком в Византии был греческий. В Византии, конечно, были школы права, были учёные и образованные чиновники, но они имели дело с невообразимой массой правового материала. Римское право – это некая химера, не собственно правовые нормы, а совокупный труд римских юристов, некое представление о том, каким были римские правовые нормы. Действующее римское право бралось не в головах правоведов, а в судах. Оно вырастало из конкретных ситуаций. Важнейшую роль в формировании права играли судьи. В этом римское право сходно с английским. Эта огромная система функционирует только потому, что судьи независимы и по-настоящему вышколены и образованы. Норма права выводится из конкретной ситуации, из логики положения.

Есть два способа осуществлять правоприменение: можно предусмотреть все возможные ситуации, строго определить процесс, так чтобы любой человек мог применить эти нормы и не мог шагу ступить вправо-влево. А второй способ – это способ римского права. Создается судейская общин, высокооплачиваемый судебный корпус. Судей очень строго отбирают, они высокоморальны и обладают здравым развитым смыслом.

В этих уловиях было бессмысленно проводить систематихацию, создание единого для всей страны свода законов. Главная цель процесса, который мы назвали систематизацией – выбрать из всей огромной массы правовых норм то, что действительно можно применять в судах, то, чему действительно можно учить студентов.

Юстиниан прекрасно понимал, что невозможно предусмотреть все случаи, которые должны регулироваться правовыми нормами, т.к. одинаковых ситуаций нет. Судья должен был из фактов, имеющих юридическое значение для ситуации, извлечь юридическую норму. Судья был творцом права, он решение брал не со стороны, не созданное кем-то ещё, а выносил решение на основе тех норм, тех принципов, которые он сам извлёк из права. Вот в этом цель систематизации. Это учебное пособие, созданное для воситания у судей способности находить что-то устойчивое, что-то нормативное в хаосе ситуации и выносить логичное решение. 7.02.28 – вышел указ о создании Кодекса. 16.04.529 была создана комиссия из 10 человек для составления Кодекса. Он должен был иметь 12 книг (12 – священное для юристов число) и должен был вобрать все императорские конституции, имевшие значение для современности. Но все конституции нельзя было вобрать в кодекс. Почему? Потому что император был одновременно всевластен и труслив. Он должен был обьяснить народу, почему он навязывает некоторые ограничение. Такие обьяснения иногда составляли до половины конституции. Эти сочинения не было смысла приводить в Кодексе. Для Кодекса из конституций были выкинуты обьяснения и оставлены только голые правовые нормы. Везде пишут: «Кодекс состоит из императорских конституций». Это неправда. Кодекс состоял из обломков кнституций, от некоторых из которых осталось несколько строчек. Кодекс не дошёл до нас, мы можем судить о нём только по описаниям. Юстиниан предписал комиссии собрать материалы и 15.12.530 года издал свою конституцию. Юстиниан даёт указание извлечь из трех миллионов строк трудов юристов самые ценные изречения, объемом не более 150 тыс. Строк и весь материал расположить в 50 книгах. Это должен быть свод трудов юристов, относяийся к истории права, к частному праву, к административному и к публичному(уголовному). Мы видим, что Дигесты – это не свод частного права. Он даёт своду наименование – Дигесты (сиречь «свод, разделённый на части», лат. digere - разделять) или Пандекты (лат. pandectare – обьять всё.) Комиссия выполнила работу за 3 года, и 16.12 533 года Юстиниан издал конституцию, где объявил о завершении этой работы. Замыслом Юстиниана было создать наставление для судей и студентов. Принцепс Трибаниан и ещё двое из комиссии создали Институции. Они не скопировали Институции Гая, а на их основе и при использовании других институций. Появление Институций Юстиниана ещё больше доказывает и раскрывает смысл этой систематизации. 30 декабря 533 года Юстиниан в своей конституции подвёл итоги работы. Он полностью расписал программу обучения юриспруденции. Сначала изучались конституции, потом дигесты, и только потом можно было изучать Кодекс. А потом оказалось, что за три года Кодекс устарел. Repetitae praelectionis – новый Кодекс, дошедший до нас. Здесь и нормы государственного права, и регуляция отношений между государством и церковью, и административного, и цивильного.

Византия – огромное бюрократическое государство, нуждавшееся в огромном количестве чиновников, которых обучали в юридических школах. Для этого были изданы Новеллы, обучающий материал для них. До нас дошла копия Дигест, составленная в VI веке.

Свод цивильного права – corpus iuris civilis – это не свод гражданского права. Регулируются отношения в обществе, а не имущественные отношения. В 1485 году corpus iuris civilis появился в печати, и тогда же они были для удобства расставлены так, как Юстиниан предписал изучать право: институции – дигесты – кодекс – новеллы По хронологии появления они должны были быть расставлены так: Codex vetus (старый) – институции – дигесты – repetitae praelectionis.