Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология Вопрос Ответ.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
1.21 Mб
Скачать
  1. Кора больших полушарий мозга.

Кора больших полушарий головного мозга имеет очень сложное строение. Она состоит из 15—17 миллиардов различных по форме нервных клеток, среди которых различают пирамидные, звездчатые и веретенообразные. Эти клетки образуют несколько слоев, которые различаются по особенностям строения и функции составляющих их нервных клеток и соединительных волокон: в четвертом слое сосредоточены преимущественно клетки, куда поступают по афферентным путям возбуждения от рецепторов; сочетательная функция (переработка полученных возбуждений и передача их в другие отделы) осуществляется преимущественно нервными клетками 2-го и 3-го слоев; центробежные (эффекторные) импульсы исходят главным образом от нервных клеток 5-го слоя (рис.внизу).

Кора больших полушарий головного мозга получает возбуждения из нижележащих отделов центральной нервной системы с помощью нервных путей, которые соединяют ее с подкорковыми центрами и со спинным мозгом. Таким образом, в коре получается как бы проекция возбуждений, которые протекают в нижележащих центрах.

Не будучи непосредственно связанной с периферическими нервными аппаратами, кора головного мозга вместе с тем регулирует все нервные процессы, которые протекают в нижележащих отделах центральной нервной системы. Кора больших полушарий головного мозга является органом высшей нервной деятельности. Собака, у которой удалена кора головного мозга, сохранит способность только самых элементарных действий. Например, она не тронется с места, если перед нею положить кусок мяса, Только тогда, когда этот кусок мяса будет вложен в ее пасть, она начнет его жадно пожирать в результате рефлекторного возбуждения вкусового центра, расположенного в промежуточном мозге. Иным будет поведение собаки с неповрежденной корой головного мозга: она не только будет стремиться овладеть показанным ей куском мяса, но будет его отыскивать даже тогда, когда он не воздействует непосредственно на ее орган зрения, руководствуясь при этом установившимися в процессе прошлого опыта нервными связями в коре головного мозга.

Строение коры головного мозга:

Справа - микрофото вертикального разреза коры больших полушарий. Слева - схематическое изображение слоев коры: I - молекулярный слой; II - слой малых пирамидных клеток; III - слой средних пирамидных клеток; IV - наружный слой больших пирамидных клеток; V - слой звездчатых клеток; VI - внутренний слой больших пирамидных клеток; VII - слой полиморфных клеток.

  1. Личность и чувства.

О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по чувствам человека, которые всегда на что-либо направлены.

Направленность чувств определяется свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями. Если в основе мировоззрения человека лежат определенные и постоянные принципы, то и чувства его будут обладать этими же качествами. Для принципиального человека несовместимо моральное осуждение поступка с положительным отношением к нему в области эмоционального переживания. Принципиальный человек любит и ненавидит не случайно, а исходя из глубоких внутренних убеждений.

Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется эмоциональной «разбросанностью». Сегодня ему нравится одно, завтра — другое. У такого человека чувства возникают по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

Яркое доказательство единства мировоззрения и чувств мы находим в жизни и деятельности великих пролетарских революционеров К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Коммунистическое мировоззрение определяло направленность всех их чувств, которые выражались в жгучей ненависти к угнетателям и глубокой любви к угнетенным и трудящимся массам.

Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными.

Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может ни жить, ни существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов.

Увлечение может быть достаточно сильным чувством, но никогда не бывает глубоким. Когда хотят подчеркнуть несерьезность и поверхностность чувств человека, то говорят, что у него не любовь к делу, а просто увлечение. И мы знаем из практики, что люди, склонные к частым увлечениям как людьми, так и разного рода деятельностью, не способны глубоко чувствовать, они неизбежно, в большинстве своем, поверхностные люди.

Устойчивость чувств находится в тесном единстве с глубиной переживания. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя может быть и сильные, временны и преходящи.

Неустойчивость чувств может проявляться в разных формах. У одних людей она проявляется в форме капризного и изменчивого настроения. Человек каприза — это человек минутного настроения. Загоревшись каким-нибудь чувством, он тут же «остывает», и вновь легко увлекается делом, часто даже противоположным.

У других людей неустойчивость чувств обусловлена быстрой эмоциональной притупляемостью. Известно, что многие чувства при одних и тех же повторяющихся условиях слабеют и даже исчезают.

Те чувства, которые глубоко затрагивают личность, связаны с разнообразными интересами, с основной линией жизни, не только не ослабевают при повторении, а усиливаются, углубляются.

Сильная эмоциональная притупляемость, равнодушие наблюдаются лишь у людей, которые смотрят на жизнь с точки зрения одних развлечений. Эти люди неспособны ни к серьезному труду, ни к устойчивым интересам, ни к постоянным чувствам.