Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистяков.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
2.77 Mб
Скачать

XIX века

213

ПСЗ 2-е, т. VI, №4254.

214 ОС, 1900, № 16.

215

УКДС, 1873,

№370; 1875,

№1613; 1876,

№38.

216

УКДС, 1882, №50.

217

УКДС, 1875, №29.

лее того, по предложению Государственного совета, утверж­денному императором 31 октября 1828 г., на расхитителей бы­ло распространено действие Манифеста об амнистии 1826 года. В 1831 году разъяснениями по отдельным делам этого рода, принятыми Государственным советом и утвержденными царем, было установлено расхитителей казенной собственности, имев­ших офицерские ранги и дворянское достоинство, как попа­дающих под действие Манифеста об амнистии не лишать чи­нов и дворянства и освобождать от ареста и суда, «но как лю­дей, оглашенных в пороках и в службе нетерпимых, впредь в оную не определять и к выборам дворянским не допускать, не ослабляя при том строгого взыскания с них похищенной казен­ной собственности»213.

В Своде законов устанавливалась ответственность как за пользование казенным имуществом, так и за похищение казен­ных денег и вещей (в том числе и в форме растраты и при­своения). Наказание за хищение устанавливалось такое же, как за кражу, с отсылкой к разделу десятому, главе третьей. За первое преступление (пользование казенным имуществом) виновный отрешался от должности и «сверх того подлежал на­казанию по мере злоупотребления». В любом случае ущерб подлежал возмещению в двойном размере.

С объективной стороны преступление, предусмотренное на­стоящей статьей, заключалось либо в самовольном обращении в собственность вверенного имущества (присвоение), либо в самовольном издержании или отчуждении такого имущества (растрата)214. Вверенным имуществом считалось такое иму­щество, в отношении которого данному должностному лицу были предоставлены определенные полномочия, связанные с его хранением, пользованием и распоряжением, и возложена материальная ответственность за его сохранность.

Присвоение и растрата считались совершенными не с того момента, когда имущество было вверено, а лишь когда оно бы­ло растрачено или, «не будучи употреблено по назначению, удержано самовольно в свою пользу»215. Квалификация пре­ступных действий должностного лица не зависела от того, ко­му принадлежало растраченное имущество — государству или частному лицу, если оно находилось в его распоряжении в свя­зи с занимаемой им должностью.

Субъектом данного преступления, как указано в статье, мог­ли быть не только чиновники, но и другие служащие, в том числе курьеры, писари и даже священнослужители, к которым имущество поступило от начальства в качестве разового пору­чения, даже если само поручение было сделано с превышением власти216.

С субъективной стороны для этого преступления характерно непременное наличие умысла. Причем, как разъяснял Сенат, ст. 383 могла применяться независимо от того, какими моти­вами руководствовался виновный217. Следовательно, корысть не считалась обязательным признаком растраты или при­своения.

Частные лица, будучи пособниками или укрывателями должностной растраты, несли ответственность за соучастие в простой растрате — по ст. 2192 комментируемого Уло­жения218.

Наказание за растрату и присвоение устанавливалось срав­нительно легкое (максимум — ссылка в Томскую или Тоболь­скую губернии), в то время как за похищение из церкви даже несвященных предметов виновный подвергался каторжным ра­ботам от 4 до 6 лет. Характерно, что наказание за растрату зависело не от размера причиненного ущерба, а от времени его возмещения и обнаружения. В соответствии с разъяснением Сената, часть 1 статьи могла применяться лишь при условии возврата всей истраченной суммы, частичное покрытие растра­ты на квалификацию преступления не влияло2'9. Для приме­нения части 2 также требовалось возвратить всю сумму до вы­несения приговора* . Моментом открытия злоупотребления считалось не возбуждение уголовного дела, а момент обнару­жения недостачи, например ревизия или явка с повинной.

Статья 384

Статья предусматривает ответственность за частный случай растраты или присвоения. Отменена за ненадобностью в 1884

году221.

Статья 385

Статья предусматривает ответственность за противозаконное промедление в отсылке таких вверенных по службе денег или иного имущества, которые подлежали приему, хранению и рас­ходованию в указанном законом порядке, например должны были записываться в приходно-расходную книгу, при условии, что это входило в служебные обязанности виновного лица222. Если же деньги были не только несвоевременно оприходованы или отправлены, но и получены незаконно, то такие действия подлежали квалификации по статьям о превышении власти223.

Срок промедления в оформлении полученных или отпра­вленных денег не являлся существенным признаком преступле­ния, но должен был учитываться судом224.

Преступление, предусмотренное данной статьей, всегда умы­шленное. Те же действия, совершенные по неосторожности, подлежали наказанию по ст. 503. Но мотивы преступления значения не имели.

Статья 386

Норма является новой. В отличие от предусмотренного в ст. 383, это преступление — неосторожное. Должностное лицо несло ответственность за недостачу вверенных ему ценностей, если оно могло и должно было предвидеть возможность хище­ния или иное причинение ущерба казенному имуществу. Толь­ко случай (казус) или предусмотренная законом естественная убыль освобождала от всякого взыскания.

381

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

218

УКДС, 1884, №13.

219

УКДС, 1869, № 603.

220

УКДС, 1869,

№560; 1872,

№ 1183.

221

ПСЗ 3-е, т. VI, №2322.

222 УКДС, 1886,

№5.

223

УКДС пригов., 1874, №63.

224

УКДС, 1871, №391.

382

Законодательство

первой половины