Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нижние чины.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Из военного законодательства

Рассматривая юридические аспекты законов тех лет, нельзя не заметить, что наказания кажутся строже и разнообразнее, что для нижних чинов, что и для офицеров.Действительно, надо признать, что дисциплина в Русской Армии была ,на благо ей же, строже и сознательней.Интересно, что существовало и понятие преступных и незаконных приказов, чего не было в советских уставах.Видимо считалось, что советский командир непогрешим.Оказывается и в этом вопросе в Русской Армии смотрели на жизнь более реалистично.Так, в устав внутренней службы было сказано : «Если данное от начальства приказание кто сочтет незаконным или противным интересам ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА или вредным, то таковой имеет право с кротостью и пристойностью своему командиру о сем донести, или, когда имеется время, донести командующему над ним генералу.Когда же это донесение не будет уважено, то должен исполнить данное приказание беспрекословно, кроме лишь случаев, когда он не может не видеть, что приказанием этим ему предписывается нарушить присягу и верность службы, или совершить деяние явно преступное».

Вообще, такой важный вопрос как предание суду решался в отношении нижних чинов командиром полка.Существовал специальный Воинский Устав о наказаниях, статьи которого мы выборочно рассмотрим.

Ст.97За оскорбление начальника на словах, на письме или в печати, или же неприличным действием, виновный подвергается :

  • разжалованию в рядовые

  • или исключению со службы

  • или заключению в крепости от 2-х месяцев до 1 года и 4-х мес.

  • или отставлению от службы

  • или содержанию на гауптвахте от 3-6 мес.

  • или потере некоторых прав и преимуществ по службе и отдаче в дисциплинарную часть сроком от 1 года до 3-х лет

  • или заключению в военной тюрьме от 2-4 мес.

Если это было учинено во время исполнения начальником службы, то: исключению из службы с лишением чинов или заключению в крепости от 1 года и 4-х мес. До 4-х лет потере некоторых прав и преимуществ по службе и отдаче в дисцип.части от 2-х до 3-х лет.

Ст.98 За нанесение начальнику удара или поднятие на него с таким же намерением руки или оружия, а также за всякого рода насильственное или в высшей степени дерзкое против него действие, виновный подвергается :

  • лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 4-12 лет.

Когда данное преступление совершено во время исполнения начальником службы, или когда были причинены тяжелые раны, или тяжкие побои и увечья, или последовала смерть, хотя и без умысла на убийство :

А) в мирное время – лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу без срока или от 12-20 лет

Б) в военное время – лишение всех прав состояния и смертная казнь расстрелянием.

Ст.101 Нижние чины, виновные в нарушении чинопочитания против фельдфебеля или унтер-офицера своего полка, а также ефрейтора или рядового, которому виновный был подчинен, по степени вины подвергаются :

А) за ст.97 : одиночному заключению в военной тюрьме от 1-4 мес., а если преступление совершено в строю – потере некоторых прав и преимуществ по службе и отдаче в дисциплинарные части на срок от 1 года до 1 года и 6 мес.

Б) за ст.98 : потере некоторых прав и преимуществ по службе и отдаче в дисциплинарные части от 1года до 2-х лет, а в случае совершения преступления в строю и тяжких ран, побоев, увечья и смерти начальника : а) в мирное время – лишение всех прав состояния и каторга от 8-12 лет, б) в военное время - лишение всех прав состояния и каторга от 15-20 лет.

Ст.121 За оскорбление дежурного или должностного офицера или военного чиновника словом, на письме или неприличным действием :

  • заключению в крепости от 2 до 8 мес.

  • или отставлению от службы

  • или содержанию на гауптвахте от 3-6 мес.

За оскорбление же нанесением удара или другого насилия :

  • исключению из службы с лишением или без лишения чинов

  • или заключению в крепости от 8 мес. до 4-х лет.

Все проступки, не влекущие предание суду, подлежали дисциплинарным взысканиям.Для точного ориентирования судов, в Дисциплинарном уставе существовал перечень т.н.маловажных проступков, подлежащих дисциплинарным взысканиям.

Также, представляются показательными и следующие статьи, в их части для нижних чинов :

Ст.104 за неисполнение по невнимательности личных приказаний или общих распоряжений начальства, а равно за неточное или несвоевременное, по невнимательности же, исполнение таковых приказаний или распоряжений – дисциплинарные взыскания или военная тюрьма от 1-2 мес.

Ст .104¹ за неисполнение общих распоряжений начальства :

А) в мирное время – военная тюрьма от 1-4мес.

Б) в военное время – исправительное арестантское отделение от 1-6 лет или каторга от4-8 лет.

Ст.104¹часть 2 – в особо важных случаях :

А) в мирное время – дисциплинарная часть от 1-3 лет

Б) в военное время – каторга от 8-12 лет

Ст.105 за неисполнение приказания начальника :

А) в мирное время – дисциплинарная часть от 1-3 лет

Б) в военное время – исправит. арестан. отделения от 4-6 лет или каторга от 4-12 лет.

Ст.106 за сопротивление исполнению приказаний или распоряжений начальника без употребление оружия :

А) в мирное время – дисциплинарная часть от 2лет и 6 мес. до 3-х лет

  • или исправ. арестан. отделения от 4-6 лет

  • или каторга от 4-8 лет

б) в военное время – каторга от12-20 лет или без срока, а совершенное в виду неприятеля – смертная казнь.

Ст.107 за такое же сопротивление с употреблением оружия или какого-либо орудия, или же хотя и без сего, но в числе двух и более лиц :

А) в мирное время – каторга от 4-12 лет

Б) в военное время – каторга от12-20 лет или без срока или смертная казнь, а в виду неприятеля – смертная казнь.

О жалобах. Дисциплинарный устав говорил о жалобах следующее.

Заявление военнослужащего о незаконных или несправедливых в отношении его действиях и распоряжениях начальства, о неудостоении установленных за службу прав и преимуществ, или о неудовлетворении положенным довольствием, называется жалобою.Жалобы допускались только лично за себя, подавать же их за другого или несколькими лицами сообща, а также собирать какие-либо сборища и сходки для обсуждения жалоб, воспрещалось.За всякого рода соглашения двух и более лиц по составлению прошений, заявлений и тому подобных бумаг и за собирание подписей к ним, нижние чины по минимуму подвергались отдаче в дисциплинарные части от 1 года до 3-х лет или одиночному заключению в военной тюрьме от 2мес. и 2 недель до 4-х мес.

Жалобы не могли подаваться при богослужении, в строю или вообще при выполнении служебных обязанностей.Не допускались жалобы и на строгость взысканий, если начальник не превысил данную ему власть.

Жалобы заявлялись как на инспекторских опросах и инспекторских смотрах, так и вне их.В этих случаях они могли быть как в письменном , так и в устном виде и заявлялись прямо тому начальнику, которому непосредственно подчинено обжалываемое лицо, а если жалующийся не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подавалась по команде.

По установленному порядку, на инспекторских опросах рядовые опрашивались отдельно от начальствующих нижних чинов, отделенные командиры – отдельно от взводных унтер-офицеров, а последние – отдельно от фельдфебеля.

Все, кто не присутствовал при опросах по причине болезни, ареста, службы и т.д., опрашивались в особо назначенное инспектирующим время.

Разбирательство проводилось по каждой жалобе отдельно.

Ближайший начальник не имел права запретить подчиненному подавать на него жалобу его начальнику.Однако, в любом случае, жалоба должна была подаваться не сразу высшим начальникам, ставя порой низшего начальника, от которого также могло исходить решение вопроса по жалобе, в совершенно незаслуженное неловкое положение.Поэтому жалобы не заявленные на ближайших опросах без уважительных причин не допускались при инспекторских опросах или смотрах.Если жалоба оказывалась заведомо ложной или предъявлялась с нарушением установленного порядка или должного приличия, а также с «обременением начальства неосновательными жалобами», виновный, на основании статей 171 и 172 воинского устава о наказаниях, подвергался дисциплинарному взысканию или предавался суду.Однако, жалоба соединенная с обвинением в каком либо преступлении или проступке, влекущем предание военному суду, теряла свое право только по истечению общих сроков давности, установленных военно-уголовным законодательством для различия преступлений и проступков.

Письменная жалоба должна была быть подписанной жалобщиком, а если он неграмотен, то кем - либо по его просьбе; в противном случае она оставлялась без последствий.

Лица, не получившие в течение одного месяца никакого уведомления или разрешения их вопроса по жалобе, имели право подать жалобу на отказ в правосудии высшему, по порядку подчиненности, начальству.

Примечательно, что в случае принесения жалобы с нарушением установленного порядка или приличия и наложения за это взыскания на подавшего такую жалобу, по ней все равно делалось надлежащее разбирательство.

В каждой роте была заведена книга жалоб, куда заносятся ротным командиром, или по распоряжению высшего начальства, все вообще жалобы нижних чинов, с отметкою о последовавшем по ним распоряжении или разрешении, а также наложенного взыскания, если жалоба признавалась явно несправедливой.

Книги жалоб выдавались в роты полковыми командирами за их подписью, прошнурованными и с печатью.Книги жалоб представлялись на инспекторские смотры.

Представляется интересным в воспитательном отношении порядок при прочтении приговоров военных судов.

В приложении к уставу внутренней службы №10, был определен «Порядок соблюдаемый в ротах, при прочтении приговоров военных судов, а равно при лишении звания (знаков отличия), как по приговору военных судов, так и в дисциплинарном порядке». Правила гласили : «Приговоры военных судов, объявляемые в приказе по части, прочитываются перед ротой, в полном ее составе.

Нижние чины выстраиваются одетыми в обыкновенную форму и при холодном оружии ; вводится осужденный под конвоем ; после этого одним из офицеров, по назначению командира роты, прочитывается приговор суда.

При лишении звания в дисциплинарном порядке, нижний чин лишенный звания, вызывается перед серединой строя, после чего прочитывается статья приказа о лишении его звания.

Как при лишении звания в дисциплинарном порядке, так и в том случае, если приговором военного суда определено лишение звания или знаков отличия, командир роты, по прочтении приговора или приказа, делает распоряжение о снятии тут же, пред строем, отличий, присвоенных званий, и других, о которых упомянуто в приговоре суда.

После прочтения приговора, а в некоторых случаях и по исполнении его, осужденный судом отводится обратно под конвоем в караульное помещение, а нижний чин, лишенный звания в дисциплинарном порядке, ставится в строй и рота распускается.

Пользуясь объявлением приговоров военных судов или приказов о лишении звания, командир роты разъясняет нижним чинам сущность совершенного проступка и его неблаговидность.

Примечание. Если подсудимый находился в роте под надзором, то до чтения приговора он вызывается вперед, перед строем, и затем производится все то, что указано для лишения звания».

Примечание автора.Спарывал и снимал знаки отличия и отличия званий, как правило, фельдфебель.

Приложение к уставу внутренней службы № 11 определяло и «Порядок для наблюдения за поднадзорными нижними чинами» :

  1. Для постоянного наблюдения за поднадзорными, командир роты назначает двух нижних чинов, хорошей нравственности.

  2. На работы поднадзорный назначается всегда совместно с нижними чинами, наблюдающими за ним.

  3. В наряды не назначаются ни поднадзорные, ни нижние чины наблюдающие за ними.

  4. Ночью обязанность по наблюдению за поднадзорными возлагается на дежурного и очередных дневальных по роте.

  5. О нижних чинах, состоящих под надзором, предупреждаются все нижние чины роты их командиром.

А вот как содержались нижние чины под арестом.Так, в общих камерах содержались нижние чины, находящиеся под судом и следствием, а также арестуемые в видах прекращения беспорядков офицерами и полицией.

Подлежащие аресту нижние чины, находящиеся под следствием и судом, отправлялись с надлежащим конвоем, при разносной книге, в управление коменданта, где их осматривали и отправляли с тем же конвоем на гауптвахту, при записке за подписью коменданта.На гауптвахте арестованный вновь осматривался караульным унтер-офицером.

Арестованный должен был иметь следующие вещи : мундир, шаровары, фуражку, сапоги, надетое белье и чистую смену белья. Если присланный арестованный не имел всех перечисленных вещей, то комендант требовал присылки всего недостающего от части или управления, приславшего арестованного.

Найденные при осмотре вещи, запрещенные иметь при себе или лишние, а также табак, спички и деньги отбирались и сдавались, как в управлении коменданта, так и на гауптвахте, старшему конвойному, о чем отмечалось в разносной книге, в которой караульный начальник расписывался в принятии арестованного. Также, об отобранных вещах и деньгах делалась отметка в книге арестованных.

Примечание. Старший конвойный, по возвращении в свою часть, сдавал отобранные у арестованного вещи и деньги тому лицу,от которого принял арестованных.

Арестованные в общей камере спят на нарах, на которых должны были быть тюфяки и подушки.Пищу они получали по распоряжению коменданта.За естественной надобностью арестованные увольнялись с надлежащим конвоем.На ночь в помещении арестованных ставилась параша.Утром, параша выносилась арестованными, а помещение выветривалось и подметалось сторожем.

При смене караула арестованных выстраивали для переклички у нар.Перекличку производил караульный унтер-офицер, под наблюдением караульного начальника.Он же производил осмотр помещений и арестантов.

При смене караулов, караульные унтер-офицеры старого и нового караулов обходили вместе комнаты, коридоры и отхожие места и проверяли полы, стены, окна, решетки и т.д.

Арестованные осматривались караульным унтер-офицером уже по приеме караула. Для этого они выводились, если было возможно, в другую комнату или коридор и по осмотре особо назначенным из состава караула людьми нар, тюфяков, подушек и под нарами, арестованные вводились и осматривались по одиночке.

Для сопровождения арестованных нижних чинов, отправляемых, куда либо из караульного помещения, должен был быть прислан конвой по распоряжению коменданта.При отправлении арестованных за естественной надобностью, назначались выводные из состава караула.

Арестованные нижние чины должны были быть отправляемы в баню не менее 2-х раз в месяц, по распоряжению коменданта, при конвое.

Для врачебного осмотра арестованных приглашался врач, по распоряжению коменданта, не менее 2-х раз в месяц.

Существовали и Временные правила о замене одиночного заключения в военной тюрьме(1913г.) :

В местностях, где не устроено еще военных тюрем, одиночное заключение в военной тюрьме должно заменяться для нижних чинов содержанием под арестом на хлебе и воде, с переводом в разряд штрафованных : по первой степени – на срок от семи до восьми недель,по второй степени - на срок от шести до семи недель, по третьей степени – на срок от пяти до шести недель, по четвертой степени – на срок от четырех до пяти недель и по пятой степени – на срок от трех до четырех недель.

Примечание 1. При содержании под арестом на основании сих правил, соблюдается порядок, определенный в пункте втором ст.74 устава дисциплинарного для строгого ареста.

Примечание 2. При назначении нижним чинам войск, расположенных в Олонецкой и Архангельской губерниях, одиночного заключения в военной тюрьме, наказание это заменяется на основании правил, изложенных в сем приложении.