Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нижние чины.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Полковые учебные команды

Исследуем один из важнейших элементов службы - подготовка унтер-офицерских кадров в Русской Армии, кадров, на которых держится любая нормальная армия всех времен и народов.

Для подготовки строевых нижних чинов к исполнению обязанностей унтер-офицеров в каждом пехотном (стрелковом) полку содержалась учебная команда.

Личный состав такой команды делился на постоянный и переменный. К постоянному относились офицеры, унтер-офицеры и ефрейтора как состоящие в штате учебной команды, так и прикомандированные к ней.К переменному составу относились нижние чины, которые проходили обучение.

Начальником команды назначался один из капитанов полка, по избранию командира части.Он утверждался в этой должности начальником дивизии или лицом, равным ему по власти, и пользовался всеми правами и преимуществами ротного командира.

В помощь нач.уч.команды назначались определенное штатами число обер-офицеров и унтер-офицеров.Кроме того, командиру части предоставлялось право, в зависимости от числа обучающихся и от условий ее квартирования, прикомандировывать к команде, в период занятий в ней, некоторое число офицеров, унтер-офицеров и ефрейторов.Число офицеров определялось с таким расчетом, чтобы на каждого пришлось, по возможности, не более 30 обучаемых.Число унтер-офицеров и ефрейторов должно было соответствовать строевому расчету роты.Кроме того, к учебной команде прикомандировывались:а) барабанщик и горнист, б) младший унтер-офицер или ефрейтор - для исполнения обязанностей каптенармуса, в) некоторое число нижних чинов для продовольствия команды, если таковое организовано отдельно.

Начальник команды являлся ответственным за внутренний порядок, воспитание и подготовку состава команды, а также за хозяйство.Он руководил деятельностью обер-офицеров команды, назначая каждому один из взводов в постоянное командование и поручая каждому общие для всей команды отделы: обучения, внутреннего порядка и хозяйства.

Обер-офицер (младший офицер) полностью отвечал за вверенный ему взвод и за отдельные поручения.

Командир части лично следил за занятиями в команде; ближайшее же наблюдение он поручал одному из штаб-офицеров (старшему офицеру) полка, именующегося наблюдающим за учебной командой.

Наблюдающий за командой пользовался в отношении к ней правами командира не отдельного батальона.Он отвечал за ведение занятий согласно утвержденному командиром полка общему плану занятий и руководил занятиями с постоянным составом команды в подготовительный период.Он утверждал составленные начальником команды месячные и недельные расписания занятий.Посещая занятия команды, он наблюдал за правильностью ведения таковых и за соответствующей подготовкой начальствующего персонала команды.На него же возлагалась поверка ежемесячной отчетности команды.

Весь состав команды освобождался от всех нарядов и служебных назначений вне команды и вообще не должен был, отвлекаем от учебы.Учебная команда, участвовала в парадах всей части в высокоторжественные дни, а также на смотрах, производимых высшими начальствующими лицами, не исключая смотра стрельбы.

Для того, чтобы дать обучающимся практику несения караульной службы, учебная команда могла быть наряжена в полковой и городской караулы, не более 2-х раз в течение всего курса.В этом случае офицеры команды назначались дежурными по полку и по караулам, рундами (должностное лицо в карауле) и начальниками офицерских караулов.Время наряда учебной команды в караул избиралось начальником команды.

Для прохождения курса учебной команды ежегодно в переменный состав назначались: а) некоторое число молодых солдат, б) все вольноопределяющиеся и жеребьевые равного с ними образования, в) барабанщики и горнисты, предназначенные в полковые барабанщики и горнисты.

Число обучаемых определялось командиром части и зависело от числа подлежащих в следующем году увольнению в запас армии унтер-офицеров, но не более ⅔ штатного числа унтер-офицеров, за исключением из него наличных подпрапорщиков и сверхсрочных унтер-офицеров.

Занятия в учебной команде начинались 15 января и разделялись на 2 периода: а) подготовительный- по 1марта- для подготовки начальствующих лиц команды и б) учебный- в 7,5месяцев с 1марта по 15 ноября- для обучения нижних чинов переменного состава.Время с 15 ноября по 15 января назначалось для отдыха чинов постоянного состава, для подготовки имущества в порядок и вообще для подготовки к предстоящему периоду занятий. В это же время чины постоянного состава и прикомандированные могли увольняться в отпуск.

Ежегодно, к 1-му января в приказе по полку объявлялось о числе молодых солдат, которое должно было быть назначено от каждой роты для поступления в учебную команду.На случай отказа в приеме по неспособности, слабому здоровью и иным причинам, в каждой роте к поступлению в команду предназначался добавок к назначенному числу в размере 30%.Списки предназначенных в команду объявлялись приказом по полку.

С предназначенными в команду молодыми солдатами в ротах велись особые занятия под непосредственным руководством командиров рот, с таким расчетом, чтобы установленный для молодых солдат курс был пройден ими к концу февраля.

В конце февраля назначался приемный экзамен в учебную команду.В состав комиссии по приему экзаменов, под председательством наблюдающего за командой, входили: все офицеры постоянного состава команды и прикомандированные к ней, а также по одному ротному командиру от батальона.

К экзамену допускались лишь физически совершенно здоровые нижние чины, для чего предварительно производился полный медицинский осмотр.

Испытания проводились по следующим предметам: а) умение читать и списывать с книги, б) сложение и вычитание простых чисел, до трехзначных включительно, в) приготовительные упражнения к стрельбе, г) владение штыком, д) строевая подготовка, е) гимнастика, ж) сведения, обязательные для рядового, по перечню для молодых солдат.

Ответы оценивались по 5-ти балльной системе, причем, 5обозначало очень хорошее знание, 4- хорошее, 3- удовлетворительное, 2- неудовлетворительное и 1- полное незнание.К поступлению в команду допускались получившие не менее 3 баллов по каждому из перечисленных предметов.

Зачисление в команду после начала учебных занятий допускалось лишь в исключительных случаях, с особого разрешения командира полка.

Список принятых объявлялся в приказе по полку.Обучающиеся в команде продолжали числиться в списках своих рот и принимали присягу в составе последних.

Учебная команда в течение всего года составляла отдельную команду, собираемую, при штабе полка.Она размещалась казарменно, по возможности совокупно и так, чтобы имелись отдельные помещения для классных занятий.Такие же помещения должны быть и в лагерях, хотя бы в виде палаток.

Команда разделялась на взводы, число которых зависело от численного состава.

Обучающиеся, для получения практики командования, привлекались к исполнению обязанностей отделенных и взводных командиров, по очереди, на 1-2 недели, под непосредственным наблюдением соответствующих чинов постоянного состава.

В течение учебного курса команде не производили никаких строевых смотров, кроме смотра стрельбы.Также, команда не участвовала в общих занятиях полка,однодневных походных движениях, маневрах и прогулок полка.

В период общих лагерных сборов она не привлекалась к участию в маневрах, за исключением подвижных сборов.В них она принимала участие в качестве отдельной роты.

Все виды денежного довольствия и денежные письма (переводы) нижних чинов постоянного и переменного состава команды получались в хозяйственной части полка начальником команды и раздавались на основании существующих положений.Вещевое довольствие нижних чинов постоянного состава велось в команде, а переменного состава и прикомандированных- в ротах, где они числятся, кроме мундирной одежды 2-го срока, которая хранилась в команде.Довольствие уч.команды организовывалось по усмотрению командира части, в зависимости от местных условий.Если команда довольствовалась отдельно, то на должности артельщика и кашевара назначались нижние чины от рот, чтобы не отвлекать для этого обучающихся.

Отчетность команды велась согласно существующих положений, а в каждом взводе, кроме того, офицеры вели характеристики обучаемым, записывая в них свои наблюдения и такие факты, которые могли служить для выяснения нравственного облика нижних чинов.Эти характеристики сообщались командирам рот по окончанию курса команды.

Сам курс команды разделялся на два периода: а) с 1-го марта по 1 сентября, посвящался теоретическому и практическому усвоению всех сведений, необходимых для унтер-офицера как начальника,б) с 1 сентября по 15 ноября, в течение которого главное внимание уделялось на развитие умения обучать молодых солдат.

Программа обучения в команде была следующей:а) Закон Божий, б) чтение и письмо, в) арифметика, г) воинские уставы, д) служба и довольствие войск, е) чтение планов и карт, ж) сбережение здоровья, з) все отделы строевого и полевого обучения.

Все занятия велись по-взводно,офицерами команды, кроме Закона Божия и по сбережению здоровья.Эти предметы велись полковым священником и одним из врачей полка.

На классные и строевые занятия назначались: с 1марта по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября по 6 часов в день и с 1 мая по 1 сентября по 8 часов в день.По субботам занятия проводились только до обеда и продолжались 4 часа.Кроме указанных часов назначались для подготовки уроков к следующему дню особые 2 часа, во время которых в классных помещениях находился один из офицеров команды. Занятия эти для нижних чинов не были обязательны.

В каждом взводе велся свой журнал занятий.

Главной целью команды считалась подготовка знающих и толковых унтер-офицеров, могущих стать надежными помощниками офицеров при всех условиях полевой деятельности войск, а в мирное время - по наблюдению за внутренним порядком в роте и по обучению нижних чинов.Упор делался, естественно, на практическое обучение.

В свободное от занятий время, а также в воскресные и праздничные дни с обучаемыми велись военно-нравственные беседы, а также по отечествоведению, физической географии и другим вопросам, которые могли повысить общее развитие и кругозор обучаемых.Сюда же относилось устройство развлечений, игр, хорового пения, чтобы обучаемые сами могли впоследствии руководить подобными мероприятиями с нижними чинами.

Перед окончанием 1-го периода обучения начальник команды, совместно с младшими офицерами, выставлял обучаемым баллы по всем отделам обучения: а)

строевому, б) приготовительным к стрельбе упражнениям и стрельбе, в) определению расстояний, г) гимнастике, д) тактике, е) подготовке по полевому уставу, ж) самоокапыванию.

По окончании 1-го периода обучения назначалось поверочное испытание комиссией, под председательством командира полка, из всех штаб-офицеров части и по одному ротному командиру от батальона.По всем вышеперечисленным отделам обучения, кроме стрельбы, тактики и полевой подготовки, испытания проводились каждому обучаемому в отдельности.Проверка тактической и полевой подготовки проводилась практически, при решении в поле несложных задач звеньями, отделениями и взводами, причем для исполнения обязанностей начальствующих нижних чинов назначались обучаемые, которые имели неудовлетворительные отметки, а остальные - по выбору председателя комиссии.

Перед окончанием 2-го периода обучения, также выставлялись баллы по предметам: а) Закон Божий, б) чтение и письмо, в) арифметика, г) сведения обязательные для рядового, прохождение службы и довольствие войск, д) уставы: внутренней службы, дисциплинарный, гарнизонной и полевой службы, наставление для обучения стрельбе, е) сбережение здоровья, ж) инструкторская часть - по строевому обучению, приготовительным к стрельбе упражнениям, гимнастике, бою на штыках и самоокапыванию.

По окончанию 2-го периода обучения проводились испытания, аналогичные испытаниям после 1-го периода обучения.Независимо от оценки обучаемых баллами, комиссия делала общее заключение об успешности занятий в команде и указывала обнаруженные недостатки в подготовке будущих унтер-офицеров.

Успешно окончившими команду считались те, которые получили на выпускном экзамене не менее 3 баллов по каждому отделу обучения.Успешное окончание команды, отмечалось в алфавитном списке нижнего чина и ему выдавалось свидетельство.Список окончивших, объявлялся в приказе по полку.

Нельзя не заметить резко отличного подхода в выращивании кадров младших командиров в Русской Армии и в советской армии.Будущий унтер-офицер выбирался каждым ротным командиром лично, а не приобретался в готовом виде из какой-то «учебки». Каждый унтер-офицер воспитывался и обучался в своем родном полку или отдельном батальоне и оставался, порой, там же на сверхсрочную службу, уже прочно срастаясь со службой и с родным полком.Естественно, что такому человеку можно было доверить обучение и воспитание нижних чинов.

Думаю, что нет смысла говорить лишний раз о том, что система подготовки унтер-офицерских кадров в Русской Армии была доведена, до практически идеального состояния.По другому и быть не могло - на унтер-офицере лежала основная ответственность за солдата.Думаю, что без молодых подпоручиков,только вышедших из училищ, армия еще могла бы обойтись, но без унтер-офицеров - никогда!