Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русская средневековая почта.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
3.94 Mб
Скачать

2.Почтовое дело в русских княжествах в период монгольской зависимости (XIII – XV вв.). «Подвода» и «ямская гоньба» - новые виды повинности.

Со второй половины XIII в. на смену повозу приходит новый более прогрессивный вид почтовой связи - ямская гоньба. Интересное описание ямской гоньбы первой четверти XVI в. оставил австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн. В книге "Записки о московитских делах" он рассказал о русской почтовой службе. Гонцов Герберштейн называл почтальонами, Ямщиков - управляющими почт, а саму гоньбу - почтой за долго до того, как эти слова появились в русском языке. В книге были приложены чертежи Московского Кремля с рисунками. На одном из них изображена езда на санях. Ямщик сидит на лошаде, а гонец - в санях.[3]

Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник». Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей. Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.[1]

Джиованни дель Плано Карпини, посещавший в 1245—1247 гг. земли, завоеванные татаро-монголами, так описывал систему пере­возки послов в книге «История Монгалов»: «Каких бы, сколько бы и куда бы он (хан) ни отправлял послов, им должно давать без замедления подводы и содержание; откуда бы также ни приходили к нему данники или послы, равным образом им должно давать коней, колесницы и содержание... Также и послам вождей, куды бы те их ни посылали, как подданные императора, так и все другие обязаны давать как подводы, так и продовольствие, а также без всякого противоречия людей для охраны лошадей и для услуг по­слам». Плано Карпини пишет далее, что в 120 верстах от Кие­ва, в Каневе, находился татарский почтовый стан. И его начальник дал послу лошадей с проводником до следующего яма.

В Монголии той поры существовала и система доставки спешных гонцов. Она очень красочно описана в «Книге» знаменитого вене­цианского путешественника Марко Поло. По его рассказу по всем дорогам через 25 миль (около 40 километров) устроены почтовые станции, на которых стоят наготове по 300—400 лошадей. Гонец, приехав на станцию, бросает усталую лошадь и берет свежую. За день гонцы проезжают по 250—300 миль.

Захватив земли русских княжеств, татаро-монголы в городах и селах, на месте прежних станов, стали устраивать свои почтовые станции — дзям. На ямах, так их окрестило местное население, жителям приказано было содержать определенное число лошадей для спешной перевозки ханских чиновников.

В официальных документах ям, как повинность, впервые упоми­нается 1 августа 1267 г. в ярлыке хана Менгу-Тимура. Этим актом русское духовенство навечно освобождалось от ямской и других повинностей.

Ярлык татарского хана определял повинности, которыми в те времена облагалось тяглое население: «Тако молвя по первому пути, которая дань, или полужное, или подвода, или корм кто ни будеть, да не просять; ям, воина, тамга не дають». Из акта видно, что русский повоз разделился на три подати: подводу, ям и корм. Теперь официальных лиц и гонцов стало возить не насе­ление, а специально для того назначенные люди — ямщики. Тяг­лые крестьяне обязаны были доставлять только грузы. Это называлось подводной повинностью, или просто «подводой». Населе­ние, кроме того, обеспечивало проезжающих питанием, а лошадей кормами. Продукты и фураж обычно привозили на ямы.

К середине XVI в. ям и подвода сливаются воедино: с этого времени ямщики стали возить и людей и грузы. Податное же население платило так называемые ямские деньги, налог на содер­жание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время. [2]