Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИППУ.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
998.91 Кб
Скачать

50. Естественное право XX века.

Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй и действую щее право объявлялись соответствующими Естественное право и естественной справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Естественное право и справедливости.

В 20 в. происходит процесс т. н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистическую, а затем и государственно-монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи Естественное право, а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория Естественное право оказалась удобной для этих целей (например, отрицание частной собственности объявляется нарушением основных принципов Естественное право). После 2-й мировой войны 1939-45 в Западной Германии, Италии и некоторых др. странах Естественное право использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фашистской идеологии, а с другой стороны - для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально-политическим реформам. «Возрожденное Естественное право» испытывает сильное влияние клерикализма, а также придаёт понятию Естественное право прагматистский характер (например, Естественное право «с меняющимся содержанием» или «Естественное право конкретной ситуации»).

Марксистский материалистический подход к праву как отражению экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие Естественное право в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не «природой человека», а социально-экономическим строем и способом производства. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием Естественное право Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.

51. Политико-правовое учение к. Маркса и ф. Энгельса.

Марксизм возник в 40-х гг. XIX в. Основоположники этого учения Карл Маркс (1818—1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820—1895 гг.) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства.

Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.

Уже в «Манифесте Коммунистической партии» было сказано, что капитализм, победивший в обществе, достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства, которые вызрели в лоне буржуазных общественных отношений. Эти отношения превратились в тормоз социального прогресса. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть (гигантские производительные силы), но и породила людей, которые направят это оружие против нее — пролетариат. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все те институты, которые ее охраняли. Ближайшая практическая цель пролетариев — завоевание политической власти.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке — исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.

Наряду с отмеченными отношениями детерминации, политико-юридические институты связывают с экономической структурой и то, что они зависят от нее. Объясняя развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживали соответствующие этим производственным отношениям надстройки. Это соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции, ритмов движения, присущих базису и «транслируемых» им «наверх». Однако выявленный параллелизм не стирает специфики каждого из этих явлений.

Марксизм утверждает, что базис первичен, и это — закон. Однако даже в границах одной общественно-экономической формации воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах иначе, чем тогда, когда она клонится к закату. Один и тот же экономический базис в ходе исторического развития обнаруживает в своем проявлении бесконечные вариации и градации.

Идея детерминации тесно связана с идеей об относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства и права в особенности). Обе эти идеи естественно дополняют друг друга и образуют в единстве теоретическую модель соотношения политико-юридических систем и социально-экономической структуры классового общества. Эта самостоятельность обнаруживается в движении надстроечных институтов согласно лишь им одним свойственным законам, в обратном воздействии этих институтов на базис только им одним присущим способом. Каждая часть надстройки, по Марксу и Энгельсу, проходит свои специфические фазы развития. Самостоятельность надстройки вытекает из общественного разделения труда и связанной с ним дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Важнейшим элементом марксистского учения о государстве и праве является тезис об их классовом характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости. В это качество заключено два ряда свойств. Один ряд — абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право. Это обусловленность факта существования политико-юридической надстройки наличием социальных классов; определяемость формы государства и права процессами взаимодействия классов; зависимость направлений и методов деятельности государственного аппарата, способов реализации права от соотношения классовых сил и т.д. Второй ряд — свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В их числе — тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей (если они разграничены), принципы построения, комплектования и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества и т.д.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных функций, прямо обусловленных классовыми антагонизмами, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

Марксизм рассматривает обе эти роли государства и права в их единстве, то есть так, как они находятся в практической, эмпирической жизни. Обе эти функции тесно связаны и переплетаются таким образом, что «специфические функции», продиктованные антагонизмом между государственной машиной и народом, претворяются в жизнь и через управление общими делами, через общесоциальную деятельность государства. Все произведения Маркса и Энгельса проникнуты той мыслью, что не может быть классово-нейтрального функционирования государства, законодательства.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто в социальной жизни такого общества не может быть объяснено вне контекста классовой борьбы.

В значительной степени из-за нее аппарат государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. В «Манифесте» подчеркнуто, что победивший пролетариат осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Пролетариат в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения.