Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все вопросы.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
135.81 Кб
Скачать

4. Этика Сократа.

Основные принципы сократовской этики могут быть схематически выражены так. "Добродетель" и "знание" образуют единство. Человек, действительно знающий, что такое "справедливое", будет поступать справедливо. Человек, знающий, что такое справедливость и поступающий справедливо, будет "счастлив". Так как правильное знание есть знание того, чем собственно является человек, то поступать морально (справедливо) означает вести себя в соответствии с тем, чем действительно является человек. Греческим словом для обозначения добродетели было арете (arete).

Для Сократа добродетель была определенным эквивалентом "знания" (греч. episteme). Однако его понимание знания является достаточно сложным. Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три особых вида знания, которые тем не менее были для него нераздельными. Итак, знание является триединством: 1) фактуального знания (о том, что есть); 2) нормативного знания (того, какими вещи должны быть) и 3) знания, которого действительно придерживается человек.

Хотя Сократ, возможно, и не дал окончательного философского ответа на онтологический вопрос о природе морали, он существенно способствовал постановке проблемы нравственности на эпистемологический фундамент, а именно: чтобы делать добро, необходимо знать, что такое добро. Согласно Сократу, добро является всеобщим понятием. Следовательно, концептуальный анализ всеобщих понятий добра, счастья, блага и т.д. является важным для правильной, добродетельной жизни. Ведь творение добра предполагает, что мы знаем, что репрезентируют эти всеобщие этические понятия. Любое отдельное действие оценивается путем его соотнесения с этими универсальными этическими понятиями. Всеобщность этих понятий гарантирует как истинное знание (знание всеобщего, а не только частного и случайного), так и объективную мораль (общезначимую для всех людей).

6 вопрос Учение Платона об идеях.

Платон родился в 427 г. до н. э., умер в 347 г. до н. э., на 81 году своей жизни.

На двадцатом году его жизни началось его общение с Сократом, в дух которого он в течение восьмилетней тесной близости проник глубже, чем кто-либо иной.

Платон употреблял греческие слова "idea" и "eidos" попеременно.

"idea" так и попала в латынь и английский язык, тогда как "eidos" в переводе на латинский превратилось в "forma", а в английский вошло как "form".

То, что в нашем мире мы воспринимаем как тот или иной предмет, является конкретным выражением его Идеи – архетипа, который и наделяет данный предмет своими особыми свойствами и структурой.

Платон утверждает, что лишь то, что мыслится в понятиях — формы вещей или идеи — обладает истинным и первичным бытием.

Платон, наследуя Сократу, идеей идей считает понятие «Благо».

Сократ и Платон считали, что если для добродетельной жизни необходимо постижение добродетели, то для подлинной этики объективные и универсальные понятия Справедливости и Блага представлялись обязательными.

Без таких неизменных констант, пребывающих высоко над случайностями людских обычаев и политических установлений, род человеческий лишился бы почвы для укоренения истинных ценностей и стал уязвим для всех опасностей аморального релятивизма.

Положение, что «человек есть мера всех вещей», что истинно все, что каждому кажется истинным, уничтожает всякую истину и тем самым свою собственную истинность.

Точно так же, как в нравственной области человек ищет Идеи Справедливости и Блага, дабы вести правильный образ жизни, – так, побуждаемый интересом к знанию, он ищет другие абсолютные Идеи для постижения мира – Универсалии, которые объединяли бы и делали доступными пониманию весь хаос, поток и многообразие чувственных вещей.

Так как идеи суть не что иное, как общие понятия, гипостазированные и превращенные в метафизические реальности, то должны иметься идеи всего, что может быть сведено к общему понятию и обозначено одинаковым именем.

Ориентируясь на идею, наше познание уходит от частного к всеобщему, от видимости – к сущности.

Знание, получаемое с помощью чувств, принадлежа каждому индивидууму отдельно, подвержено непрерывным изменениям и всегда относительно.

Следовательно, знание, основанное на чувственном опыте, – всего лишь субъективное суждение, вечно меняющееся мнение, лишенное малейшей абсолютной основы.

Области чувств навсегда останется недоступным восприятие истинного, или абсолютного равенства.

В окружающем мире не существует даже двух вещей, которые были бы в точности равны во всех отношениях.

Они всегда будут лишь более или менее равными.

Но человеческий разум способен постичь абсолютное равенство независимо от чувственного опыта, и может благодаря этому пользоваться понятием "равенства" и распознавать в эмпирическом мире приметы приближения к этому равенству.

В природе не существует совершенной фигуры круга, однако все "приблизительные" природные круги заимствуют свою "круглоту" у совершенного архетипического Круга, а именно на реальность этого последнего опирается человеческий разум, познавая любой из эмпирических кругов.

Так же обстоит дело с совершенным добром или совершенной красотой, ибо если речь идет о чем-то "более прекрасном" или "более добром", то сравнение здесь может проводиться лишь по отношению к невидимому мерилу абсолютной Красоты или абсолютного Добра – к Красоте как таковой и Добру как таковому.

В философской системе Платона принципиальным является противопоставление неизменного и становящегося.

Все явления находятся в непрерывном процессе преобразования из одного состояния в другое, становясь тем или иным предметом, а затем погибая, по-разному представая перед разными людьми или перед одним и тем же человеком в разное время.

Ничто в этом мире не есть всегда, ибо все вечно находится в состоянии становления.

Становящееся существует только за счет находящегося по ту сторону мира вещей мира идей.

Идеи не знают рождения и уничтожения, уменьшения и увеличения. Только идеи обладают истинным существованием (истинным бытием). Бытие точно так же относится к становлению, как истина – к мнению, то есть как постигаемое умом может относиться воспринимаемому чувственным путем.

Идеи бессмертны и, следовательно, подобны богам.

Несмотря на то, что то или иное воплощение может в любой момент погибнуть, – сама идея, на какое-то время воплотившаяся в данном обличье, продолжает проявлять себя и дальше в других конкретных вещах.

"идея" обозначает по-гречески форму, вид, образец, существенное качество или природу чего-либо, идея в понимании Платона сильно отличается от нашего современного употребления.

Платоновская Идея – не просто человеческая идея, это как бы вселенская идея, некое идеальное единство, способное находить и внешнее выражение – в конкретном осязаемом виде, и внутреннее – в качестве понятий, доступных человеческому разуму.

Корнем знания является эрос, стремление смертного возвыситься до бессмертия — стремление, которое, переходя постепенно от чувственного к духовному, от единичного к общему, находит свою истинную цель лишь в созерцании и изображении идей.

Средством же к познанию идей является отвлеченное или диалектическое мышление (διαλεκτικαΐ μέθοδος), которое имеет двойную задачу:

образование понятий, с помощью которого мы восходим от единичного к общему, от обусловленного к безусловному,

разделение понятий, которое методически ведет нас через естественные промежуточные звенья, от общего к частному, и тем самым дает нам знание о взаимном отношении между понятиями, их согласуемости или несогласуемости, их подчинении и соподчинении.

Платон решительно возражает против мнения, что идеи суть только мысли и не существуют вне душ, поэтому Платон называет их— сущностью, подлинно сущим или существом вещей. Так как для каждого класса вещей существует лишь одна идея, то они называются также единицами или монадами.

Мы встречаем в произведениях Платона указание на идеи всего возможного, не только субстанций, но и

качеств,

отношений

деятельностей,

Не только идеи естественных вещей, но и идеи произведений искусств, не только идеи ценного, но и идеи дурного и ничтожного: величину саму по себе, двоицу саму по себе, имя само по себе.

Все в мире таково, как оно есть, потому что так было лучше всего ему быть, и все можно действительно понять, лишь если свести его к благу, как его высшей цели.

Благо есть последняя основа всего бытия и познания, что идея блага, возвышаясь над бытием и познанием, дарует сущему его реальность, познающему — его разумность и знание.

Несовершенство чувственного бытия, по мнению Платона, может быть объяснено лишь тем, что оно лишь отчасти происходит от идеи, отчасти же — от иного начала.

Так как все, что в нем есть реального и совершенного, исходит от идеи, то сущность этого второго начала можно искать лишь в том, что отличает чувственное явление от идеи; его можно мыслить только как неограниченное, безусловно изменчивое, не-сущее и непознаваемое.

Это «не-сущее» обусловливает все же все качества, которыми телесное отличается от бестелесного, в нем необходимо признать второй род причинности, наряду с причинностью идей, — именно слепую, неразумную необходимость, которая относится не к целям природы, а к условиям их осуществления и ограничивает разум в последних.