Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все вопросы.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
135.81 Кб
Скачать

2. Элейская школа

Философия элеатов представляет собой этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли, огня – к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие.

Парменид.

Наиважнейший принцип Парменида есть принцип истины: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть.

Как Парменид обосновывает свой великий принцип? Аргументация очень проста: все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе, как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чем не говорить. Именно поэтому ничто немыслимо и невыразимо. Стало быть, "думать" и "быть" соединяются, совпадая: "одно и то же думать и быть".

Согласно Пармениду, бытие — это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом — важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, — это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говоря, мышление и бытие — это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова Парменида означают: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; существует лишь невидимое, неосязаемое, ибо только оно может быть мыслимо без противоречия.

Зенон

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий (апория в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Самые знаменитые апории Зенона это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Из всех этих апорий Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.

Вывод:

Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

3. Апории Зенона о недвижимости движения.

Апория – непреодолимая трудность; недвижимость:

  1. дихотомия

  2. «Ахиллес и черепаха»

  3. «Стрела и стадион»

  1. дихотомия – разделение на двое. В этой апории сделана попытка доказать, что движение невозможно. Тело не может начать движение, как и не может закончить его. Между движением и покоем не может быть перехода. « Предмет, движущийся к цели должен пройти половину этого пути, а чтобы пройти эту половину этого пути надо пройти еще половину». Тело не может достигнуть цели, так как оно должно преодолять половину пути.

  2. Ахиллес и черепаха. Нельзя пройти в конечное время бесконечное число половины пути. Ахиллес никогда не догонит черепаху.

  3. Стрела. Летящая стрела в каждый данный момент находится только в том месте, где она находится. Стрела не может занимать сразу два места. Следовательно, она покоится.

  4. Стадион. С противоположных сторон по параллельным линиям движутся с одинаковой скоростью два бегуна относительно неподвижного третьего – судьи.

Каждая из точек, движущихся тел проходит одно и тоже расстояние не в одинаковое время. Так как S=V, то мы имеем нелепое следствие. В двое меньшее время равно в двое большему, следовательно движение невозможно.