Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в литературоведение хрестоматия.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
3.13 Mб
Скачать

Раздел III

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Литературное произведение — это высказывание, которое имеет преж­де всего эстетическую функцию. Оно является плодом единого авторского за­мысла (индивидуального или коллективного, группового), составляет недели­мую коммуникативную единицу и апеллирует к его восприятию как некоей окончательной данности (как завершенного). Произведение реализовано (во­площено) в тексте, который является стабильным, имеет начало и конец, и потому отделен (четко отграничен) от окружающей его речевой и внесловес-ной реальности.

Литературное произведение «подведомственно» двум научным дисцип­линам. Это, во-первых, текстология, являющаяся междисциплинарной обла стью научного знания; она констатирует подлинность текста, содействует ос­вобождению его от всяческих искажений, уясняет его принадлежность автору (атрибуция), время его создания (датировка) и т. п. И, во-вторых, это рацио­нальное (научное) познание словесно-художественных творений в их целост­ности и многоплановости. Описание, анализ и интерпретация произведений требуют определенной системы понятий, которую разрабатывает теоретиче­ская поэтика. Она является важнейшим звеном науки о литературе. Это — учение о составе, структуре и назначении (функциях) литературных произведений. Понятиям теоретической поэтики и посвящен данный раздел хрестоматии.

Теоретическая поэтика разрабатывалась и разрабатывается учеными различных мировоззренческих и научно-методологических ориентаций, лите­ратуроведческими школами и направлениями весьма разного рода. И неуди­вительно, что в составе этой научной дисциплины немало непроясненного, спорного, между собой решительно не согласующегося. И тем не менее нали­чествуют устоявшиеся и обладающие достаточной авторитетностью пред­ставления о природе литературного произведения, о его составе, строении, функциях.

Произведения поистине художественные обладают качеством, которое издавна именуется целостностью, или органической целостностью. По сло­вам Аристотеля, поэзия призвана «производить... удовольствие, подобно еди­ному и цельному живому существу» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957 С. 118). Вместе с тем произведение предстает читателю не как монолит, а в качестве феномена многопланового и сложного. В нем различны прежде всего некие «о чем и что» и «как». Отсюда — опорная пара понятий теорети­ческой поэтики, словесно фиксируемая по-разному. Используются прежде 90

всего философские категории «форма и содержание» (что наиболее глубоко укоренено в научной традиции), а также понятия «структура и идея», «выра­жение и выражаемое», «внешнее и внутреннее», «текст и смысл» и т. п.

Одна из аксиом литературоведения (и теории искусства как тако­вой) — наличие в произведении поистине художественном неразрывной свя­зи между «о чем и что» — и «как», т. е. между содержанием и формой, их ор­ганическое единство: все в литературном произведении насыщено содержа­нием (имеет смысл) и в то же время эти «о чем и что» определенным образом воплощены, выражены, оформлены по законам искусства. Чистой, нейтраль­ной к содержанию и тем более бессодержательной художественной формы не бывает и быть не может. Такова сущность художественной деятельности. От­сюда — принципиальная, можно сказать, доминантная значимость в составе теоретической поэтики категории содержательная форма, или содержатель­но наполненная форма (нем. Gehalferfullte Form). Это понятие актуализиро­валось в немецком искусствоведении рубежа XIX—XX вв. и было дополни­тельно обосновано отечественным литературоведением.

Научное рассмотрение литературного произведения, неизменно бази­рующееся на непосредственном, живом читательском опыте ученого, вклю­чает в себя, во-первых, описание и анализ его формы, несущей определенное содержание, и, во-вторых, на этой основе (и только на ней!) постижение соб­ственно содержания, идеи, авторской концепции, смысла, «последней смы­словой инстанции» (М.М. Бахтин), т. е. интерпретацию (истолкование про­изведения, его «прочтение»).

И здесь перед литературоведом встают серьезнейшие проблемы. Дело в том, что форма произведения обладает Гораздо большей определенностью, нежели его содержание. В последнем наряду с «зонами», обладающими дос­таточной ясностью, наличествуют моменты неопределенности, даже загадоч­ности и таинственности, которые могут постигаться лишь гипотетически. И это побуждает некоторых ученых «выносить» интерпретацию (смыслопо-стижение) за рамки собственно научного знания. Но доминирует в литерату­роведении иной взгляд: ученому подобает устремленность к достоверному по­стижению содержательной стороны литературных произведений на основе анализа его формы, хотя это постижение и не может становиться исчерпы­вающе полным.

Данный раздел хрестоматии состоит из четырех глав. В первой главе при­ведены тексты писателей, критиков и ученых, тема которых — литературное произведение как целое и научные принципы его рассмотрения; вторая посвя­щена размышлениям о единстве содержания и формы, третья — понятиям, характеризующим собственно содержательную сторону литературных произ­ведений. Четвертая глава — о разных сторонах словесно-художественной формы, наполняемой содержанием.

91