Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
почта.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Новгородская гривна (половинный обрубок) XIII—XIV вв. С выца­рапанной надписью «Ониськова»

В Новгороде действовало несколько судов: княжеский, посадни­чий, церковно-владычий и суд тысяцкого. Население боярских и монастырских владений подлежало вотчинному суду. Многообра­зие судебных органов в Новгороде отвечало сложным политиче­ским отношениям между княжеской властью и боярским прави­тельством, между Новгородским государством и церковью, между боярами и городскими ремесленниками. При такой пестрой струк­туре судебных органов, казалось, должна быть различной и ве­личина езда. К сожалению, сохранившиеся источники не позволя­ют ответить на этот вопрос.

Новгородская судная грамота не устанавливала стоимость пере­сылки позовок. Только из акта, данного Двинской земле в 1397— 1398 гг., можно узнать, что отправитель судебной повестки платил тот же езд. Грамота определила езд от Орлеца (центр области) до Нижней Тоймы в 30 бел 2. Между этими пунктами, если ехать вдоль Северной Двины, около 20 верст. Езд брался в оба конца. Так что получается примерно полкопейки за каждые 10 верст пути [11].

Стоимость пересылки позовок из Москвы в другие города была установлена в 1497 г. Судебником Ивана III. В нем статья 30 на­зывалась «Указ о езде». Некоторые археографы, такие, как С. В. Юшков и Л. В. Черепнин, считают, что «Указ о езде» был принят правительством задолго до создания Судебника и при вы­работке общерусского свода законов вошел без изменения в его состав [12].

«Указ о езде» назначил тарифы для пересылки позовок из сто­лицы в пятьдесят три города. Для этих городов была установлена постоянная величина езда. Исчислялась она в среднем шесть де­нег (три копейки) за 10 верст пути. В шесть раз выше, чем в Нов­городе! Поэтому новгородские купцы и не хотели принимать мос­ковский «Указ о езде». Так же, как в Двинской уставной грамоте, езд брался в оба конца. Для некоторых мест прогоны были установлены произвольно. Хотя Коломна, Серпухов, Можайск и Клин удалены от Москвы на разные расстояния, езд до них был одинаковый — полтина (50 копеек). Еще более разительной была разница при исчислении проезда по южной дороге. От Москвы до Малоярославца без малого 100 верст, а до Калуги почти 150. До первого езда — полтина, до второго — рубль.

Интересно отметить стоимость пересылки позовок еще в некото­рые города: «до Звенигорода 2 гривны (20 копеек), до Козельска рубль с четвертью, до Белева тож,... до Дмитрова 10 алтын (30 коп.),... до Переславля 20 алтын, до Ростова рубль, до Еро-славля (Ярославля) рубль с четвертью, до Вологды пол — 3 руб­ля (2 руб. 50 коп.),... до Двины и до Колмогор (Холмогор) о руб-лев московскаа, до Володимира рубль с четвертью,... до Суздаля рубль с четвертью,... до Новагорода Нижнего пол — 3 рубля.... до Твери рубль,... до Новагорода Великого пол — 3 рубля московска» [13].

Во времена грозного царя Ивана IV Васильевича в 1550 г. был выпущен новый Судебник. В отличие от старого кодекса в «Указ о езде» были добавлены стоимости проезда до Пскова, Смоленска, Иван-города, Лук Великих и Торопца, незадолго до этого вошед­ших в состав русского государства. Заканчивался указ следующей весьма примечательной фразой: «А где будет болши того верст, ино имать по тому ж разчету» [14]. Комментаторы этой статьи Судебника считают, что последнее указание косвенно подтвержда­ет, что официальные лица могли посылаться не только из Москвы. В то же время законодатель не мог предусмотреть все возможные случаи поездок чиновников из одного города в другой и устанав­ливает лишь общий принцип исчисления причитающихся послан­ному сумм [15].

Сын Ивана Грозного Федор безо всяких изменений включил в свой Судебник 1589 г. «Указ о езде» из отцовского свода зако­нов. Принцип исчисления прогонов был изложен следующим об­разом: «А езду имати на версту по денге, колко верст не бу­ди» [16].

Законы о пересылке судебных повесток имели огромное значе­ние для развития системы связи в России. Они установили единую таксу за отправления. Величина езда показывает, во что обходи­лось передвижение по дорогам русского государства в средние ве­ка. Судебные исполнители в большинстве случаев везли только одну позовку, поэтому езд, как мы увидим ниже, в точности соот­ветствовал прогонам, которые получали ямщики. Поэтому, воз­можно, формула Судебника 1589 г. «хочет лошадь найми» имела в виду, что судейские могли пользоваться ямскими подводами.

1 Новгородская гривна равнялась 25 кунам.

2 Рубль равнялся 100 белам.