Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наумов (2-11 вопросы).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
266.24 Кб
Скачать

Список тем для письменного зачета:

  1. Система информационного законодательства в России

  2. История регулирования ит и информационных отношений в России

Применительно к РФ

В мире сферу IT сначала стали регулировать в США. 60-70е годы – отдельные объекты – программа для ЭВМ и база данных. Потом – развитие законодательства о телекоммуникациях. Позже, аналогичные вопросы стали подниматься в Европе, в начале 80х - директива о защите баз данных (смежное право изготовителя баз данных, ГК РФ 4 часть). До настоящего момента США и Европа – лидеры в сфере всего информационного законодательства. Рекламное законодательство в Европе – набор принципов, закрепленных в директивах, и реклама во всех странах ЕС должна этим директивам соответствовать (в Америке такого нет).

В РФ регулирование информационной сферы началось с 1991 года. В советское время были подзаконные акты в этой сфере, например, в 1979 Государственный Арбитраж СССР принял документ о том, как рассматривать доказательства, полученные с помощью ЭВМ. Но практически все это «умерло» в начале 90х. 1991 год закон «О средствах массовой информации», начали разрабатывать с конца 80х, идея в закреплении свободы слова на уровне закона, в принципе это удалось, он до сих пор действует. Закрепление прав и обязанностей лиц, которые участвуют в распространении массовой информации. В итоге закон в своей идеологии использовал проблемную конструкцию – СМИ – это не субъект отношений, не отдельный вид ЮЛ, могут быть и ФЛ, и государственные органы, возникает после государственной регистрации. На Западе это не так, отдельного «субъекта» СМИ нет. Объективно СМИ способствует защите общественных интересов, с другой стороны, это бизнес – и как это объединить? СМИ независимы от собственных учредителей, это воспринимается как некий абсолют. То есть,будучи владельцем издания, невозможно никак влиять на его деятельность.

Очередными законами стали два закона 1992 года – «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «О топологии интегральных микросхем».

Топология интегральных микросхем – совокупность транзисторов, которая реализована в пространстве. Топологии изначально составлялись не вручную, а с позиции их содержания, получались сложнейшие структуры. В 70е стали реализовывать специальный инструментарий для разработки микросхем, возник новый объект интеллектуальной собственности. Стали закреплять на мировом и международном уровне. Когда принимался закон РФ, вся разработка была направлена на автоматизацию, все мировые технологии уже ушли далеко вперед. Так что закон в реальности оказался абсолютно бесполезным, яркий пример инерционности права и законодательства. Содержание этих норма в части 4 ГК РФ абсолютная формальность.

Второй закон – по сути тогда впервые ввели два новых объекта отношений – программа для ЭВМ и база данных. Определены признаки этих понятий. Программа для ЭВМ = программный код (текст программы – под это определение может подходить и текст на языке программирования и загрузочные модули) + интерфейс программы (аудио визуальные эффекты – все то,что программа выводит на экран монитора или звуковое сопровождение) + вспомогательная информация (документация, откомментированный текст). Вспомогательные материалы имеют большое значение – к примеру, если программист-разработчик уволится, чтобы продолжать развивать эту программу. Тенденция нашей судебной системы – если непонятный информационный спор (сомнения в предмете), то в иске лучше отказать.

База данных – упорядоченная совокупность структурированной информации, представленной в объективной форме, работа с которой осуществляется с помощью ЭВМ. Вообще-то может существовать не только в электронной форме. Закон установил, что программа для ЭВМ – это литературное произведение, а база данных – это составное произведение, подобносбронику. Переехало в закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года, потом попало в 4 часть ГК. Конструкция неудачная, но по всему миру. В 70х годах были дискуссии, что такое за объект – программа для ЭВМ. Решили, что это сходно с литературным произведением. Сразу возникла проблема – стали бесплатно использовать для домашнего использования и бесплатно передавать (как книжку дать почитать), это, конечно, подрывало бизнес. Сейчас можно сделать одну архивную копию, которую можно использовать только самому в случае необходимости. Никакого института личного использования практически нет. Запретили декомпилировать программу. Формулировка в лицензии – «As Is» - «Как есть». Эта конструкция защищает интересы производителей, программное обеспечение – это очень сложный объект, по сути некий индустриальный способ создания чего-либо. Объективно сложилось так, что программы постоянно работают с ошибками. Это последствия сложности самого процесса разработки. Победили те компании, которые в отличии от норм о защите прав потребителей ввели ограничение своей ответственности, сейчас это положение повсеместно критикуется, тк ограничиваются права потребителей. Но в банковской сфере соглашения другие, тк они не будут покупать программы, производители которых ограничены в ответственности. Самое дорогое программное обеспечение как раз и есть в финансовой сфере.

1995 год – приняли несколько законов: «Об информации, информатизации и защите информации» - определял систему регулирования информационных отношений (=отношения, связанные со сбором, хранением, обработкой, передачей, распространением и доступом к информации). Стал эффективным только в отношении информации (глава 1 – основные понятия и система регулирования). Объекты:1.информация, документированная информация – 2.документ – некий материальный носитель с информацией; совокупность информации – 3.информационный ресурс; 3.информационная система – совокупность <…> . Субъекты – пользователь, собственник, владелец. Сложно было описать природу информационных отношений. Есть исключительные права, есть объекты материального мира, а что делать с информацией? Природа информационных отношенияй принципиально иная, чем всех остальных отношений. Некие «административные отношения», но там, где могут действовать и хозяйствующие субъекты.

В редакции 1995 года постоянно употреблялись понятия «собственник, владелец» итд. Редакция 2006 года – «обладатель информации». Но убрали из системы объектов понятие информационного ресурса. А с 1995 года создали большое количество информационных ресурсов… но из закона понятие убрали, а в остальных местах оставили. Даже в самом законе осталось такое понятие как «государственный информационный ресурс» (спешили, забыли убрать). Базовое деление видов информации (критерий: доступ): открытая(общедоступная) информация и информация ограниченного доступа. Вторая делилась на государственную тайну и конфиденциальную информацию. А конциденциальная информация, в свою очередь, делилась на тайны (более 25). Есть особые права в отношении общедоступной информации – обязанности органов власти в информационной сфере, чтобы был перечень документов, подлежащих опубликованию в сети «Интернет» (например, судебные решения).

Еще законы– «О рекламе» и «О связи». В законе «О рекламе»вводилось деление на рекламодателей, рекламоизготовителей и рекламораспространителей. Закон «О связи» регулировал в основном сферу телекоммуникаций (а есть еще почта, фельдегери итд). Вводилось деление: оператор связи (ЮЛ с лицензией, абонент (пользователь). Сети – соединенные устройста для передачи данных в электронной форме. Стали развивать конструкцию тайны связи и раскрывал перечень прав и обязанностей операторов и пользователей. Операторы связи должны делать «черные ящики», через которые можно проследить общение абонентов (для целей оперативно-розыскной деятельности), причем такая возможность должна быть обеспечена всегда. Оператор также обязан делать это за свой счет.

Потом некоторое затишье в законодательной деятельности, основное внимание было уделено регулированию интернета. В законе «о СМИ» говорится, что СМИ обязательно должны быть зарегистрированы (есть,конечно, барьер в 999 копий – не надо регистрировать), и возникает вопрос, что же делать с информационными сайтами? Они, в большинстве своем, нигде не регистрируются. Это приводит ке некоторому произволу со стороны властей, да и со стороны пользователей тоже. Например, в Казахстане, все сайты – это автоматически СМИ, но они просто не подлежат регистрации. Была попытка закона «Об электронной коммерции», его даже приняли в первом чтении, но на этом все и закончилось..

Также стали пытаться регулировать электронный документооборот. Задача – каким образом придать юридическую силу документам, которые существуют в этой сфере? Приняли закон 2002 года «Об электронной цифровой подписи», несочетание права и законодательства, непонимание современных технологий. В законе ввели конструкции и специальную систему требований, которая с 2002 до 2005 года сделала практически бессмысленнойзаконную деятельность в этой сфере – ключи (открытый и закрытый) выдает специальная организация (а не сами пользователи) – породило недоверие бизнеса к этой системе, зачем этот посредник? Второе – деятельность этих специальных организаций решили лицензировать, причем еще постановление о лицензировании почему-то не было создано. До середины 2005 года все существовало вне режима. Потом лицензирование отменили. Производитель софта должен продемонстрировать уполномоченным органам, в том числе, исходные коды программы, что никто делать не будет – тк рынок России настолько существенен, что никто не будет раскрывать свои исходные коды. Тем не менее, был один удачный пример – АПК 2002 года, 12 статей с нормами о том, что средства информационных технологий можно использовать при арбитражном процессе.

2006 год – новая редакции законов «О рекламе», «Об информации…» (ввели понятие информационных технологий, правда адекватно его не определили. Вообще программное обеспечение+аппаратное обеспечение+услуги = информационные технологии). Июль 2006 года – принят закон «О персональных данных». С одной стороны, она должна быть закрытой, с другой стороны, должна быть оборота 1981 год – директива ЕС «Об обработке персональных данных». Закон вступил в силу в январе 2007 года. Смысл: обработка возможна только с явного согласия физического лица, причем до согласия оператор должен у субъекта помимо разрешения должен указать цель и иные условия обработки этой информации (в том числе объем, время хранения, уничтожение итд). Ст.17 закона «Об информации» ограничивает ответственность оператора информационной системы (информационного посредника) – например, когда пользователь какого-то провайдера распространяет вирусы. Сейчас невозможно в силу технических возможностей контролировать всех, а проще контролировать не пользователей, а провайдеров. В Америке ответственность провайдера прямо предусмотрена законом, на Востоке ответственность, наоборот, крайне широка (владельцев интернет-кафе, к примеру). В РФ освобождаются от гражданской ответственности, к уголовной можно. Ответственность только тогда, когда предупредили оператора, а он преступно бездействует. Сейчас тенденция, что ты должен знать всегда, это же твой собственный ресурс.

4 часть ГК РФ ввела несколько новых институтов, к примеру, изготовителя баз данных, также ряд поправок в отношении медийного бизнеса. Большинство новелл были кем-то пролоббированы (право изготовителя баз данных: раньше охранялось как объект авторского права, право распространялось только на структуру, но не на содержание, но по аналогии с Европой решили закрепить права лица, который финансирует создание большого объема структурированной информации). Также база данных признается таковой, если в ней больше 10000 элементов. Новелла лоббировалась правовыми базами (Кодекс,Гарант,Консультант): никто не имеет право копировать большую базу данных целиком или даже существенную ее часть. Спорное нововведение, в европе этот институт критикует (тк монополия на работу с информацией, ограничивается доступ лиц к информации).

«Волнообразное» развитие нашего законодательства в общем-то ни к чему хорошему не приводило и пока что, к сожалению, не привело. Стратегия развития информационного общества – утверждена Президентом в этом году (впервые такое явление). Отсутствие всего этого ранее порождает печальную картину – в зависимости от всплеска интереса какие-то вещи постепенно обновляются, регулируются, но целой картины нет.

В мире развивается регулирование международных отношений. Океанская хартия международного информационного простанства 2000 годов. 2001 год – Конвенция по борьбе с киберпреступностью (вступила в силу года два назад, ратифицировали более 40 стран). РФ не участвует, но через год в СНГ разработали соответствующее соглашение, но только в сентябре 2008 года РФ его ратифицировала. Всемирная организация интеллектуальной собственности разработала принципы интернет регулирования. Очень активно принимаются директивы ЕС, 2000 год – об электронной цифровой подписи.

Существует идея об Информационном Кодексе. Поскольку сейчас все политизировано, любые изменения будут крайне болезненными.