Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шер.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1.82 Mб
Скачать

8.2.2. Кто сделал статуэтку из Берехат-Рам (неандерталец или Homo sapiens)?

В 1981 г. была сделана находка, как будто несомненно свидетельствующая о том, что самый ранний из известных сейчас символических предметов был сделан на Ближнем Востоке не менее чем за 200 тыс. лет до того, как в Европе началась эпоха верхнего палеолита. На стоянке Берехат Рам (Израиль) в слое, датированном по потокам вулканической лавы между 800 и 233 тыс. лет тому назад, была найдена заготовка для антропоморфной статуэтки из скатанного вулканического туфа, на которой уже были намечены голова, шея, плечи, руки и бюст (Goren-Inbar, 1986: 712; Schepartz, 1993: 91-126, fig. 8; см. также: Bednarik, 1994a: 353; Renfrew, Bahn, 1996: 374; Marshack, 1991, 1996).

 

О"         •2cm

Рис. 26. Статуэтка со стоянки Берехат-Рам (по Bednarik, 1994 а).

Тогда же, в 80-е гг., при раскопках на Голанских высотах близ деревни Кунейтра, проводившихся под руководством Н. Горен-Инбар, в слое, датированном временем 60-48 тыс. лет тому назад, был найден плоский обломок кремнистого сланца, покрытый преднамеренно процарапанными дугообразными линиями. Эти

 

==148

линии объяснялись и как «вулканический ландшафт, видимый с Голанских высот», и как радуга или изображение дождя с ссылками на особые метеоусловия Голан, где холодная дождливая зима и жаркое лето, или даже... как перевернутый вверх ногами классический греческий торс (Marshack, 1996: 357-365).

Конечно, на фоне сотен пещер с живописью, графикой и пластикой, десятки из которых датированы по радиоактивному углероду, на фоне многих сотен статуэток и иных мелких и крупных объемных изображений, найденных в верхнепалеолитических слоях, перечисленные единичные находки из мустьерских памятников трудно считать убедительными доказательствами предыстории искусства, но и не принимать их во внимание тоже нельзя. По всем опубликованным данным, сомневаться в которых нет никаких оснований, заготовка из Берехат-Рам и некоторые другие «неутилитарные» предметы, найденные при раскопках на Голанских высотах и в других пунктах, происходят из мустьерских или даже ашельских слоев (Goren-Inbar, 1986; 1990; Bednarik, 1994a). Но были ли эти предметы сделаны неандертальцем? На этот вопрос ни прямого, ни косвенного ответа пока нет. Показательно, что ни в упомянутых, ни в других публикациях результатов интереснейших раскопок на склонах горы Кармел авторы не пользуются понятием «неандерталец» (Arensburg, 1989: 165-171). Вряд ли это случайно.

Эпоха «сапиентации» (Козинцев, 1993: 4-6) палеолитического человека в Европе началась значительно позже, чем на Ближнем Востоке. В то время, к которому относится упомянутая находка со стоянки Берехат-Рам, природные условия здесь были более благоприятными, чем в приледниковой зоне. Характерной особенностью палеолита Восточного Средиземноморья было сосуществование ашельских и леваллуазских комплексов. Кости людей, найденные в мустьерских слоях пещеры Кафзех, морфологически ближе к Homo sapiens, чем к неандертальцу (Массой, 1986: 16; Козинцев, 1993). Человеческие кости эпохи среднего палеолита на Ближнем Востоке дают большие вариации морфологических типов. К сожалению, многие из этих находок не имеют несомненных абсолютных дат в пределах от 80 - 90 до 35 тыс. лет, поэтому целесообразно использовать понятие «мустьерский человек», а не «неандерталец», имея в виду не столько антропологическую, сколько его историко-культурную характеристику. В свете этих данных отнесение А. Маршаком статуэтки и сланцевой плитки с процарапанными штрихами ко времени среднего палеолита может быть принято лишь с оговоркой, что речь идет о времени европейского среднего палеолита, которое может не совпадать с эпохой среднего палеолита на Ближнем Востоке.

Параллельно получают более правдоподобное объяснение некоторые вопросы, порожденные сравнением западноевропейских неандертальцев с палеоантропами из Шанидара и особенно из Ябруда и Табуна. Если на Ближнем Востоке процесс «сапиентации» начался раньше, то позднепалеолитические признаки ближневосточных неандертальцев представляются вполне естественными. Вместе с тем показательно, что характер их «типично мустьерской индустрии практически не изменился за более чем 15 тысячелетий» (Solecki, 1963: 179-193; 1971: 252-265). Вряд ли такое было бы возможно в условиях осознанной трудовой деятельности.