Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Одиночество, как психологическое явление .doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
276.99 Кб
Скачать

1.3. Особенности переживания одиночества

Исследование проблемы одиночества затрудняется и тем, что в разных цивилизациях и обществах сложились определённые культурно-исторически и психологически обусловленные формы одиночества, а также способы отношения к нему и его переживания.

Особенно существенны отличия, сформировавшиеся в западно-христианской и восточно-азиатской культурах. Для Запада на протяжении последних столетий характерна ярко выраженная ориентация на индивидуальный успех. Основой общества признается отдельная личность, и все общественное устройство подчинено тому, чтобы она могла реализовывать свои потребности и интересы, в первую очередь, экономические. Несмотря на происходившие в течение последнего столетия трансформации в сторону роста влияния общества и государства на личность, именно она и защита ее прав продолжают считаться основой и фундаментальным принципом социальной жизни [35, 10].

Признание приоритета прав отдельного человека, – большое достижение, но это влечет за собой последствия. Одним из них становится формирование объективных (экономических и социально-политических) условий, способствующих обособлению людей («мой дом – моя крепость»), формированию у них философии индивидуализма с последующим развитием одиночества. Таким образом, сами принципы организации западного общества допускают возможность одиночества, и каждый человек сам должен справляться с этой проблемой. Наиболее типично это для США, где, с одной стороны, одиночество традиционно считается не только тяжелым переживанием, но и признаком неудавшейся жизни, а с другой, – человека с раннего детства приучают к нему. Еще М.Мид обратила внимание на особенность американского стиля воспитания маленьких детей, заключающуюся в том, что их надолго оставляют одних, в том числе на ночь [21, 109].

Одиночество в западной культуре рассматривается как обязательное условие становления личности, а формы и способы его переживания – психологический механизм ее обособления, порождающий обратную обостренную потребность в человеческом тепле, выражающуюся в поиске любимого человека, друга, в поиске контактов, общения с людьми. Человеку нужно уметь переносить одиночество, но не допускать, чтобы другие люди думали, будто он одинок. Это – типичная для американского общественного сознания позиция. Известно, что оно порицает любые формы одиночества и выражает откровенное недоверие к тем, кто стремится к уединению. В американской культуре сформировался культ общения, вследствие чего проблема взаимодействия человека и общества, группы, межличностной коммуникации является не только центральной для западной социальной психологии, но и одной из самых популярных тем для бытовых разговоров.

Для Востока традиционной является ориентация на нормы и долг. Основой общества являются небольшие социальные группы (роды и семьи), а человек является неотъемлемой частичкой общности, группы и должен защищать ее интересы, следовать ее правилам. Его индивидуальные достижения и успехи имеют значение лишь в той мере, в какой они приносят пользу общности, к которой он принадлежит. Отдельная личность, следовательно, занимает подчиненное положение, что закреплено в традиционном общественном сознании. Служение роду и семье, самопожертвование ради их блага, ради сохранения их чести и достоинства – одна из высших личных добродетелей [35, 11].

Такие принципы общественного устройства объективно не предполагают одиночества, но в то же время лишают личность значительной части ее свободы и независимости и, как следствие, порождают обратное движение. Как и на Западе, создается объективная основа для конфликта между личностью и общностью, но природа его другая, противоположная. Связи между людьми, как социальные, так и межличностные, слишком сильны, и они поддерживаются всей мощью культуры и общественного сознания. Люди следуют культурным канонам, но начинают испытывать потребность не столько в единении (его и так хватает), сколько в разъединении. Восток нашел способ решения этой проблемы не на пути трансформации социального устройства, а через развитие специфической культуры общения и межличностных отношений. Поощряются сдержанность и слабая эмоциональная экспрессия, которые создают внешне видимые межличностные барьеры; пропагандируются индивидуальная медитация и углубленное самопознание, требующие уединения. Переживание одиночества становится одним из психологических механизмов, призванных обеспечить гармонию личности и общества [35, 12].

Даже если рассматривать одиночество с позиции западного его понимания, явление одиночества сложно и многогранно. Невозможно однозначно сказать, имеет оно негативный или позитивный характер, связано ли напрямую с социальными отношениями человека, возрастом другими аспектами жизни личности [8].

В работе Е.Н. Заворотных [12] получены психологические портреты людей, имеющих различные виды одиночества как субъективного переживания:

испытуемые, имеющие низкий уровень одиночества («отрицаемое одиночество»), как правило, люди экстравертированного типа, одиночества не признающие и относящиеся к нему как явлению негативно, общее самочувствие благоприятное;

испытуемые, имеющие средний уровень одиночества («комфортное одиночество»), как правило, люди интровертированного типа, испытывающие оптимальное одиночество и относящиеся к нему как к явлению позитивно, общее самочувствие благоприятное;

и, наконец, испытуемые, имеющие высокий уровень одиночества как субъективного переживания («деструктивное одиночество»), как правило, не имеют ярко выраженной градации по шкале «экстра-версия-интроверсия», то есть представляют собой категорию людей, у которых проявляются в одинаковой мере черты, свойственные экстравертам и интровертам; при этом испытывают одиночество достаточно сильно, однако в целом к нему относятся позитивно, общее самочувствие недостаточно удовлетворительное [12, 17].

Болгарский психолог Л.Симеонова сделала попытку сгруппировать людей, подверженных к одиночеству, по их характерным поведенческим особенностям и выделила следующие типы:

  • Люди с ненасытной потребностью в самоутверждении, у которых в центре внимания стоит только собственный успех.

  • Люди с сильно выраженной стереотипизацией поведения, вследствие которой они не в состоянии выйти из рамок выбранной ими роли и не могут позволить себе раскованность.

  • Люди, отличающиеся, напротив, сильной нестандартностью в поведении, у которых мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в доступных для них группах правилам и нормам.

  • Люди, сосредоточенные на своём внутреннем мире, представляющие события собственной жизни и свои внутренние состояния исключительными, не похожими на все то, что происходит с другими.

  • Люди застенчивые, с заниженной самооценкой, недооценивающие себя как личность и в силу этого боящиеся быть неинтересными, стремящиеся всегда держаться в тени. В результате они действительно никем не замечаются, что, в свою очередь, болезненно переживается [36, 180].

Каждый человек, страдающий от одиночества, стремится компенсировать это переживание и использует для этого различные способы. Выбор их весьма индивидуален и зависит от множества факторов, таких как личностные особенности, интересы, возраст, виды деятельности, в которых человек успешен и ряд других. Реже испытывающий одиночество человек не испытывает связанного с ним дискомфорта и даже наслаждается им, получая возможность работы над собой, самопознания и самосовершенствования. Однако второй вариант переживания одиночества в большей мере характерен для восточной культуры [8].

Негативное переживание одиночества (отчуждающего и самоотчуждающего) может быть трансформировано в его субъективно позитивный вид – уединенность средствами целенаправленной психокоррекционной работы, в которой за счет переструктурирования сознания, изменения переживаемого отношения к себе и к миру, повышения эмпатии и актуализации ее поведенческих проявлений приобретается психологическая устойчивость личности как динамическое равновесие противоборствующих тенденций идентификации и обособления [34, 18].

Можно подвести итог, что переживание одиночества зависит от самого человека, уровня его развития, образования, отношения к жизни, наличия у него стереотипов, восточной или западной ментальности жизни в обществе и т.д. Большое значение также имеет способность переживать одиночество в позитивном ключе, определяя его как стимул для развития, возможность лучше понять самого себя, и поставить важные жизненные цели.