Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Одиночество, как психологическое явление .doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
276.99 Кб
Скачать

1.2. Подходы к изучению одиночества и его виды

Проследим подходы к пониманию феномена одиночества в основных психологических школах: с точки зрения гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между «истинным» и «социально-желательным Я»; экзистенционалисты видят истоки одиночества в самой природе человека; с позиций неофрейдизма состояние одиночества определяют внешние условия, формируя у человека патологические черты характера или мешая ему реализовать свои глубинные потребности; а в социологической традиции одиночество индивида рассматривается как нормативный среднестатистический показатель, зависящий от процессов, происходящих в обществе [39, 122].

Одиночество можно определить как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации. И как психологический феномен, одиночество включает в себя три ключевых структурных компонента: 1) осознание состояния одиночества; 2) эмоциональную оценку состояния одиночества (как правило, одиночество оценивается человеком как тягостное, несущее в себе отрицательную эмоциональную окраску); 3) интерпретацию психосоциальных связей личности в состоянии одиночества [4].

Но особняком от других стоит модель одиночества У. Садлера, в которой феномен одиночества определяется через внутренний мир личности, или мир Я, как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека: утрата основополагающих связей личностно-значимых для человека в его внутреннем мире, что и ведет к переживанию чувства одиночества. По У. Садлеру, одиночество – это субъективное переживание, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений мира личности [14: 18].

Попадая в кризисную ситуацию и затруднения с реальным субъектом общения и переживая одиночество, некоторые люди начинают вести диалог с воображаемым собеседником, т.е. воображаемым субъектом общения. Персонифицируя Бога, Богородицу, Ангела-Хранителя или святых и через “разговор“ с ними, индивид может найти выход из кризиса и перейти на более высокий духовно-нравственный уровень личностного бытия. [3, 14]

Феномен одиночества имеет сложное содержание, включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми. По утверждению Н.В. Шитовой, в научном рассмотрении одиночества можно выделить две тенденции, обусловленные его негативной и позитивной направленностью. Существующее противоречие в оценке характера влияния одиночества на жизнь человека выражается в том, что, с одной стороны, оно понимается как деструктивное для личности, с другой – считается необходимым этапом самопознания и самоопределения [37, 10].

По мнению Е.В. Неумоевой, позитивный смысл одиночества (одиночество как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий.

Негативный характер одиночества (одиночество как проблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие.

Диалектическое понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт совладания с трудностями, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер [22, 13].

В отечественной психологии принято различать три типа одиночества.

  • Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

  • Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо психотравмирующих событий в жизни человека. После некоторого времени дистресса индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

  • Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят [37, 13].

Определение видов переживания одиночества представлено в исследовании С.Г.Корчагиной, которая выделила три вида одиночества:

  • «отчуждающее одиночество» - вид состояния одиночества связанный с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом.

  • Второй вид одиночества – «самоотчуждающее одиночество» – обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествляться с другими людьми или группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. При отсутствии психологической помощи отчуждающее и самоотчуждающее одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства.

  • Третий вид представляет собой единственный вариант субъективнопозитивного проявления одиночества в жизни человека – уединенность. Это состояние является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику [16, 50-55].

По мнению Н.В. Шитовой среди реактивных состояний, к которым может привести одиночество можно выделить депрессию, агрессию, аутоагрессию, фрустрацию, тревожность и психастению.

Иногда, погружаясь в одиночество, человек осознает тягостность нежелательного состояния, переживает чувства грусти, уныния, покинутости, безысходности, несчастья, – все эти симптомы характерны для депрессии [37, 13].

Агрессия и аутоагрессия появляется у одиноких людей, когда они осознают «некачественность» своего взаимодействия с окружающими людьми, не могут устанавливать контакты, не имеют длительных отношений. Если при этом одинокие наблюдают успешное взаимодействие других людей, то нередко возникает чувство обиды и зависти к ним, а к себе проникаются глубокой жалостью и злостью [37, 14].

Фрустрация обычно возникает на невозможность преодоления препятствий к достижению желаемого. Что касается взаимоотношений в социуме, то не всегда они проходят в желательном «запланированном» варианте. Одинокие женщины, встречаясь с трудностями в общении, часто испытывают чувство подавленности и не предпринимают попыток исправить положение.

Тревожность – неотъемлемый компонент негативного состояния одиночества. Тревожность имеет сходство со страхом (З.Фрейд даже не различает эти состояния, употребляя единое понятие «Angst»), ведь в обоих случаях проявляется реакция на опасность. Обычно тревожность в отличие от страха представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Тревожности свойственна протяженность во времени, она постоянно повторяться или становиться непрерывной. При хроническом одиночестве тревожность вызывает широкий спектр психосоматических расстройств.

Астенические состояния – следствие продолжительного, чаще всего вынужденного одиночества. Астения проявляется сниженным эмоциональным фоном, отсутствием аппетита, потерей социального интереса, чувством беспричинной усталости, расстройствами сна, слабостью и раздражительностью. При отсутствии помощи астеническое состояние приобретает клиническую симптоматику [27, 14-15].

Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Одиночество бывает культурным, космическим, межличностным и социальным.

Космическое одиночество – это переживание человеком своей отдаленности от «всеобъемлющей» сущности, каковой может представляться: а) природа, космос, мир; б) Бог, «высший разум»; в) человеческая история (здесь имеется в виду душевное состояние человека, осознающего, что его «жизненная программа» остается нереализованной, что его личность не замечена обществом, что он не оставил «свой след в истории») [9, 123].

Культурное одиночество – переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания у окружающих людей. Ситуации, в которых у человека возникают такого рода переживания, могут быть обусловлены следующими факторами:

  • миграция (переезды людей на жительство в другую страну, город, деревню);

  • быстрая переориентация общества на новые ценности (чаще всего в связи с революциями, крупными реформами. В таких ситуациях типичны "конфликты отцов и детей", представляющих старую и новую культуру);

  • быстрое интеллектуальное развитие отдельной личности, делающее проблематичным общение с близкими прежде людьми [9, 123].

Межличностный тип одиночества является эпизодическим обостренным чувством напряжения и беспокойства, связанным с необходимостью иметь дружеские или интимные связи и отношения. Он может быть вызван отсутствием желаемого круга общения и характеризуется ощущениями социальной и эмоциональной изоляции. Межличностный вид одиночества может перейти в безнадёжную апатию, если станет хроническим.

Социальное одиночество – переживания человека, обусловленные исключением его из определенной группы или невозможностью вступления в группу. Такого рода ситуации чрезвычайно многообразны. Назовем наиболее распространенные: увольнение с работы, отставка, выход на пенсию, исключение из команды, остракизм, неприятие коллективом по новому месту работы и т.п. Наиболее подвержены социальному одиночеству люди, относящиеся к двум возрастным группам – подростки и старики: первые испытывают острую потребность впервые обрести друзей, но еще не имеют необходимых навыков общения; вторые, в силу преклонного возраста, покидают привычные и обжитые сферы деятельности, утрачивают прежних друзей [9, 123-124].

Г.Р. Шагивалеева классифицирует одиночество на основании трех показателей: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим миром, б) по временной протяженности, в) по происхождению (причинам, факторной структуре).

В рамках первого основания классификации она выделила ситуации одиночества 4 уровней:

а) физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;

б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;

в) эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;

г) духовное одиночество, понимаемое нами как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений [35, 54].

Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве. По третьему из приведенных оснований Г.Р. Шагивалеевой выделяются две отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное [35, 55].

Рассматривая эволюцию методик измерения одиночества Ж.В. Пузанова выделяеь два основных концептуальных подхода. Первый – одномерный, рассматривающий одиночество как единое явление, отличающееся главным образом интенсивностью переживания. При этом подходе допускается, что в переживании одиночества имеются «общие темы», и практически не принимается во внимание, чем для индивида является каждый отдельный случай такого переживания. Согласно идее одномерного подхода, одна и та же шкала должна уловить различные состояния одиночества. Однако подобный способ измерения не выявляет генезиса одиночества и его качественных характеристик.

Другой – многомерный подход, напротив, концептуализирует одиночество как многогранное явление, которое не соотносимо с измерением «глобального» одиночества. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на том общем, что лежит в основе испытываемого одиночества у всех индивидов, этот подход пытается выделить гипотетические типы или проявления одиночества [27, 25].

Вне зависимости от типа одиночества оно может иметь как положительный, так и отрицательный заряд, сильно влияя на жизнь человека, способствуя или притормаживая его личностное развитие.