Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Генова_монография (макет).doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
4.11 Mб
Скачать

Заключение

В данной монографии, на наш взгляд, решен целый ряд важных и ответственных задач, связанных с новым подходом к конфигурации культуротворческих процессов, определяющих характер культурной политики в регионе. В пространстве культурной политики различные компоненты культуры определяют содержание и иерархию её развертывания в инфраструктурном выражении. С этой точки зрения с инфраструктурой культуры связаны понятия «социально-культурная среда», «культурные объекты» и «социально-культурные векторы развития и сохранения культуры». Актуализируется возможность структурировать в культуре основные и субкультурные сообщества, сосредоточенные в локальных культурно-исторических хронотопах и пространственно-семантической среде культурной политики. На этой основе выявляются управленческие, знаковые, организационные, синергетические и тактико-стратегические предпосылки её инфраструктурной обусловленности. Поэтому с применением системно-структурного подхода к анализу культурного пространства региона, способов его организации и управления мы приходим к многофакторности её конфигурации, что в региональном измерении связывается с особенностями региона. Специфика и многоуровневость региональной культурной политики связаны с реализацией культурного потенциала организации, инфраструктурной организацией пространства культуры, ориентируемой, благодаря определенному инфраструктурному потенциалу культуры, в рамках различных уровней социально-культурной среды внутри регионов и между ними. В понятии «культурная политика региона» объектная и субъектная стороны культурного процесса в наибольшей степени смыкаются, вследствие чего выделяются сферы локализации культурного пространства. Исходящее понятие «структура региональной социально-культурной политики» позволяет выявить инфраструктуру культуры как многоаспектное производное в системе условий создания, сохранения, воспроизводства и трансляции культурных ценностей. Данные результаты получены с помощью методов системного, структурного и сравнительного анализа.

Использование факторного анализа и системного подхода позволило прийти к следующим результатам. Региональное культурное пространство в составе верхней, конфигуративной, и нижней, процессуальной, части подвержено перманентной культурной эволюции, качественные изменения которой располагаются вокруг культурного ядра региона, распространяющегося на различные уровни социально-культурной среды. Таким образом, обосновывается комплексный подход к региональной культурной политике, который предусматривает как результат культурный потенциал региона, включающий в качестве ведущего звена качество жизни. Оно выражается в культурном благополучии и комфорте в социально-культурной среде населения. Это подтверж­дают локальные особенности инфраструктуры культуры социально-культурным ландшафтом региона.

Детерминация культурной политики определяет виды эволюции инфраструктуры культуры: эволюцию локальной культурной среды, влияние изменяющегося культурного ландшафта, культурные продукты и архетипы, культурно-исторические слои, культурно-экологические пласты и другие, формирующие личностное пространство регионально-культурной среды, эволюцию личности как субъекта среды культуры, смену пространственно-культурных конфигураций и соотношений векторов культурного развития. Четыре уровня эволюции инфраструктуры культуры свидетельствуют о высокой степени поликультурности и о наличии «ядра» культурной политики. Установление связи инфраструктурного подхода к культурной политике с пространственным подходом к культуре в целом позволило наметить блоки структурной детерминации региональной культурной политики: управленческий, коммуникативный, аккумулятивный и метафункциональный. Соответственно данным стратегическим подходам формируются культурные отношения в пространстве аудитории культуры, локальный культурно-творческий рельеф с присущей ему циркуляцией, подчиненный объектно-деятельностной иерархии; специфические формы воздействия и взаимодействия в направлении организационно-технической модернизации и функционально-культурной регуляции, основанной на ценностных ориентациях субъекта культурной деятельности.

С этими позициями смыкается системное понимание инфра структуры культуры, основанное на взаимодействии объекта и субъекта культуры в культурной среде, которое включает в себя содержание и характер деятельности. С этой точки зрения выделяются четыре механизма культурной политики, рассматриваемые в организационной системе: проектируемое и планируемое содержание, заданные технологии культуры и потенциальные ресурсы культурной деятельности. Благодаря установленным взаимосвязям наглядно просматривается система модернизации региональной культурной политики с целью её регуляции и саморегуляции, включающая типологизированные, индивидуальные и субкультурные компоненты. Действие функционально-цен­ност­но­го подхода обнаружилось в механизмах культурной политики через человеческий капитал. В этом контексте региональные особенности культуры рассматриваются соответственно методологическим позициям. Объектно-деятельностный подход обеспечивает характер локального культурно-творческого рельефа и комплексную циркуляцию компонентов культурного пространства. Личностно-ценностный подход апеллирует к ценностным отношениям аудитории культуры региона. Организационно-техно­ло­ги­ческий подход направлен на аккумуляцию результатов социально-культур­ного воздействия. Наконец, функционально-цен­но­стный подход дает о себе знать в функционально-культурных регуляторах региона, которые служат своеобразной системой социально-куль­турных фильтров. Системные проявления структуры культуры проявляются в отражении её сфер в инфраструктуре. Здесь выделяется организационная, ресурсная и другие сферы. Данное положение опирается на обусловленность культурной политики материальными, духовными, общекультурными, генетическими и личностными аспектами культурной деятельности в процессе создания культурного продукта. Отсюда обозначаются материальная и духовная инфраструктура, отражающиеся в соответствующей деятельности и культурном развитии личности, между которыми стоит характер деятельности.

Многоаспектный теоретический анализ с применением метода концептуальной разработки теории дал возможность увидеть следующее. Осмысление, обобщение и систематизация теории управления развитием инфраструктуры культуры и моделей государственной культурной политики позволяют выработать концептуальные основы региональной культурной политики с учетом региональной специфики. На основе ключевой схемы используются известные модели культурной политики с учетом следующих подходов: социостатического, социодинамического, полиаспектного, просветительского, этнокультурного, имиджевого и охранительного. Выявление региональных особенностей концептуального обоснования культурной политики позволило определить, что инфраструктура культуры в её суммативном выражении результирует характер и структуру управления культурой, структуру культурного продукта и культурного наследия с разветвленной структурой: литературного, художественного, этнокультурного, конфессионального и духовного.

Концепция мобильной культурной политики в динамике инфраструктуры культуры региона исходит из уровней распределения социально-культурной среды в предметном, природном и социально-культурном аспектах. Динамика культурного пространства, складывающаяся в процессе интеграции локально-мемориального, культурно-рекреативного и культуротворческого компонентов социально-культурной среды в культурное пространство региона, обретает черты его культурного имиджа. Это создает условия соответствующей иерархии управления и находит результирующее выражение в мобильном изменении культурной политики через систему организации и самоорганизации, структуре культурного потенциала региона и его культурного наследия в медиаинформационной и межрегиональной средах.

Субъектно-ориентированная инфраструктура культуры в культурном пространстве региона выражается в соответствующей ресурсной базе, совокупности стратегических, организационно-управ­ленческих и информационно-коммуникативных компонентах. Последний компонент инфраструктуры включает в себя хранителей информации, её потребителей и тип социально-куль­тур­ной среды, соответствующий данному направлению информационно-коммуникативной деятельности, направленной на самые разнообразные слои, входящие в аудиторию культуры – от жителей микрорайона до национальных групп и эмигрантов. При этом характер потребляемой информации полиаспектен, разносторонен и имеет многофункциональное значение.

Объектно-ориенти­ро­ванная инфраструктура культуры содержит соответствующие ресурсы: содержательно-деятель­ност­ный, пространственный, материально-экономический и институциональный. Центральным звеном принятия управленческих решений являются формы распределения материальных и финансовых ресурсов. Здесь содержательно-деятельностная инфраструктура построена на взаимосвязи направлений и условий культурно-до­су­говой деятельности, формальных ресурсов, потенциала средств. Основное содержание культурной политики укладывается в шесть направлений: 1) охрана и пропаганда культурного наследия; 2) формирование национальной идентичности и возрождение народных традиций; 3) развитие самодеятельности и народного творчества; 4) историко-культурная реконструкция; 5) организация отдыха и развлечений; 6) формирование культуры досуга (культурного образа жизни).

Анализ статистического материала и документов, проведение опросов и наблюдений позволили выявить следующее. Основные направления реализации культурной политики в контексте инфраструктуры культуры Сибири заключаются в обеспечении, поддержке, охране, развитии культурных явлений и процессов и распределяются по десяти компонентам инфраструктуры. В результате подобной дифференциации формируется целый ряд региональных особенностей, присущих разным компонентам инфраструктуры культуры, которые способствуют мобильной аккультурации и межкультурному обмену, гармонизирующим изменениям.

Благодаря использованию метода моделирования культурных процессов получена инновационная модель культурной политики в инфраструктуре культурного пространства региона. Налицо повышение роли субъектов культуры, культурной индустрии и государственного регулирования процессов организации и самоорганизации. Этот процесс основывается на организационно-правовой базе, с одной стороны, инициативной культуре – с другой, и направлена на экономическую, политическую и организационную стабильность в условиях культурного плюрализма согласно принципам социодинамики в условиях непрерывной адаптации и мобилизации культурного пространства региона. Культурным ядром модели является культуротворческий процесс. Его осуществление связано с локальным, общецивилизационным и национальным типами инфраструктуры культуры, создающими своеобразную конфигурацию инфраструктуры культуры региона, отражающуюся на его культурном облике (имидже), который формируется на основе объектов культурной индустрии локального культурно-исторического пространства.

Системообразующими основами модели являются: типология культуры, культурной среды, особенности культурных традиций, хронотопов и субкультур. В результате моделирования выделились компоненты культуротворческого процесса: воссоздание и сохранение культуры, придание статуса культурным ценностям, их сохранение, экспонирование и трансляция продуктов культуры. Сочетание и взаимодействие компонентов позволяют увидеть внутри модели систему инфраструктурной организации культурной деятельности. С целью мобильного регулирования ресурсами и формирования модели культурной политики необходимо рассмотреть инфраструктуру культуры региона, которая, в свою очередь, зависит от региональных приоритетов в культуре.

В контексте основных направлений реализации культурной политики региона на основе изменяющейся инфраструктуры культуры выделены следующие блоки культурной деятельности: национально-культурный, культурно-экологический, массово-зре­лищ­ный и локально-интегративный. Внутри них определяются основные сферы культурной экологии, имиджмейкерства, использования коммерческой деятельности в культуре, некоммерческого партнерства, охраны культурного наследия. К механизмам реализации культурной политики в регионе примыкают исходящие из блоков культурной деятельности и отвечающие ориентирам культурной политики, определенным в концепции, особенности возрождения, стабилизации, идентификации, интеграции, обмена, восстановительной, брендовой, пропагандистской, регулятивной, социально-культурных акций, обеспечивающих соблюдение принципов гуманности в культурной деятельности.

За рамками монографического исследования остались существенные вопросы, связанные с регулированием социально-культурных последствий модернизации и глобализации, этнокуль­турного развития региона. Мало исследован аспект, связанный с сохранением культурного генофонда России в разрезе взаимодействия государственной и региональной культурной политики. Несомненно, немалый интерес для последующих исследований представляет разработка отдельных направлений региональной культурной политики: культурно-оздоровительной, культурно-образовательной, репертуарной, медиакультурной деятельности, цель которых – становление полноценной многосторонней личности будущего гражданина России XXI в.