Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копинг-профилактика.doc
Скачиваний:
245
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

1.4. Сущность и характеристика понятия «копинг-поведение»

Психологическая защита включается автоматически и является неосознанной. Однако личность, будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, безусловно, способна разрешать внутренним и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно сформулированной программой.

Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведения, или осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Изучение проблемы адаптации личности к различным трудным жизненным ситуациям привело к появлению нового направления исследований – изучению копинг-поведения, которое активно развивается как за рубежом (Р. Лазарус, С. Фолкман, С. Олдвин, М. Паркер, Д. Эндлер, М. Пере, и др.), так и в нашей стране (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Р. М. Грановская, Л. И. Дементий, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, С. К. Нартова-Бочавер, И. М. Никольская, М. В. Сапоровская, Н. А. Сирота, С. А. Хазова, М. А. Холодная, В. М. Ялтонский и др.).

Понятие «копинг» происходит от английского «to cope» (справляться, преодолевать). В современной психологической литературе его переводят как «адаптивное, преодолевающее поведение» или «психологическое преодоление». В работах немецких авторов используется термин «bewaltigung» (преодоление). Под копинг-поведением понимают индивидуальный способ совладания человека с трудной жизненной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, предопределяющими поведение личности.

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [41, 70]. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией. Термин «coping» трактовался автором как стремление ребенка решить определенную проблему.

Постепенная смена модели стресса, разработанной Г. Селье в 1956 году, произошла после выхода в 1966 году книги Р. Лазаруса «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним»). В последующем понимание совладающего поведения тесно связано с исследованиями психологического стресса, где копинг, как уже было показано выше, рассматривался как центральное звено стресса, которое способствует психосоциальной адаптации человека в период воздействия стрессового фактора. Р. Лазарус в своей книге обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Понятие «coping behavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных жизненных ситуациях. Р. Лазарус и С. Фолкман определили его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведеческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека [Фолкман, Лазарус, 1984 – цит. по: [58].

Иными словами, копинг рассматривается как «попытка преодоления состояния ущерба, угрозы или вызова, когда обычные или автоматические ответы трудно достижимы, а требования среды должны быть встречены новыми поведенческими решениями, или старые поведенческие решения должны быть приспособлены к встрече с возникшим стрессором» [71, 18].

Представители трансактной когнитивной модели психологического стресса Р. Лазаруса подчеркивают роль когнитивной оценки ситуации, которая обуславливает впоследствии выбор способов реагирования на жизненные проблемы.

Р. Лазарус выделяет два вида подобной оценки – первичную и вторичную. По его мнению, в возникновении ощущения угрозы основную роль играет первичная когнитивная оценка, являющаяся связующим звеном между угрозой и негативной эмоциональной реакцией субъекта. Как только некое событие или обстоятельство оценивается человеком как угрожающее, запускаются процессы, функция которых заключается в уменьшении или ликвидации ожидаемого вреда. Эти процессы в целом можно определить как совладание, которое, в свою очередь, также сопровождается когнитивной активностью, составляющей уже вторичную когнитивную оценку.

На вторичную когнитивную оценку оказывает влияние целый ряд факторов: помимо субъективно оцениваемого уровня угрозы, равное значение характеристики ситуации и личностные факторы (мотивация, определяющая ценность того или иного способа совладания). Собственно вторичная когнитивная оценка угрозы и является определяющей при выборе индивидом той или иной формы (стратегии) совладания.

Согласно Р. Лазарусу, различие между первичной и вторичной когнитивными оценками можно определить по вопросам, которые задает себе человек. Если первичная когнитивная оценка отвечает на вопрос: «Я попал в беду или данная ситуация для меня выгодна?», то вторичная оценка сообщает ответ на вопрос: «Какие действия я могу предпринять в данной ситуации?». При этом субъективная степень стрессогенности ситуации и качество эмоциональной реакции на нее формируется при взаимодействии первичного и вторичного оценивания. Возможна также дальнейшая переоценка ситуации, которая базируется, как правило, на новой информации, поступающей от окружающей среды, однако, как утверждают Р. Лазарус и С. Фолкман, на процесс когнитивной переоценки ситуации большее влияние оказывают личностные качества субъекта (например, его потребностно-мотивационная сфера), нежели объективное давление ситуации. Очевидно, что при этом вторичная оценка представляет собой сам способ совладания с трудной ситуацией. С данной точки зрения говорить о качестве способа совладания (эффективном или неэффективном) можно только после вторичной оценки ситуации. [Фолкман, Лазарус, 1988; 1998 – цит. по: [5].

В связи с этим одним из перспективных направлений изучения психологических особенностей копинг-поведения человека в трудных жизненных ситуациях является изучение его отношения к событию. Несмотря на разнообразие поведения людей в стрессовой ситуации, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолкман, копинг обозначается в двух формах:

1) активной – проблемно-ориентированный стиль копинга, при котором человек непосредствен­но обращается к трудной стрессовой ситуации, чтобы устранить или изменить ее влияние, снизить эмоциональное напряжение;

2) пассивной – эмоционально-ориентированный стиль, когда личность старается приглушить или минимизировать свое эмоциональное состояние, вызванное стрессовой ситуацией, с использованием различных механизмов психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации [Лазарус, Фолкман, 1984 – цит. по: [62].

Таким образом, можно говорить об активном и пассивном копинг-поведении. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение трудной жизненной ситуации.

В рамках ценностно-смысловой теории Л. И. Анцыферовой была описана динамика копинг-поведения. Стрессовые события, угрожающие индивиду, неожиданны. Человек реагирует сначала на эмоциональном уровне – состоянием оцепенения, которое быстро сменяется активностью личности – «когнитивным оцениванием» [4]. Это процесс оценки особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее сторон, определения смысла и значения происходящего. От уровня развития данного механизма, от способности человека с разных точек зрения оценивать и рассматривать трудную ситуацию, прибегать к приемам повторной оценки зависит правильный выбор стратегии совладания с трудным событием. Главным результатом «когнитивного оценивания» является выбор человеком стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией.

Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства».

Таким образом, для совладания с трудной жизненной ситуации необходимо соблюдать, по крайней мере, три условия: во-первых, достаточно полно осознавать возникшие трудности, во-вторых, знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа и, в-третьих, уметь своевременно применить их на практике [41, 48].

Подчеркнем, однако, следующие два обстоятельства. Во-первых, при любых трактовках понятие совладания соединяет в себе два акцента: акцент на ситуацию, в которой действует субъект, и акцент на личностные особенности, в ней проявляющиеся. Во-вторых, каким бы широким ни было понимание совладания, оно неминуемо апеллирует к процессу адаптации как своей основной функции: психологическое предназначение совладания состоит в обеспечении адаптации человека к требованиям ситуации.

Обобщая данные многих исследований, выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности;

2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [Лазарус, Фолкман, 1984 – цит. по [33, 56].

Преодоление стресса, по мнению В. А. Бодрова, является процессом формирования и реализации когнитивных и поведенческих действий, усилий, а также защитно-приспособительных эмоциональных реакций, направленных на реализацию внешних и внутренних требований среды. Этот процесс включает следующие этапы:

1) мотивационно-целевая направленность на преодоление стресса в конкретных условиях;

2) оценка ситуации и собственных ресурсов человека на основе восприятия и сопоставления информации о них, подготовка и принятие решений об использовании адекватных стратегий поведения;

3) включение механизмов эмоционально-волевой регуляции особенностей проявления выбранной стратегии;

4) мобилизация энергетических ресурсов для достижения выбранной формы поведения по преодолению;

5) реализация конкретных действий по преодолению;

6) оценка достигнутого результата и при необходимости (в случае недостаточности эффекта (прогнозируемого или реального) использованных усилий или ограниченных личных возможностей (ресурсов) – когнитивную переоценку стрессогенного события.

Таким образом, процесс совладания с трудной жизненной ситуацией представляет собой последовательную смену компонентов психологической системы деятельности по оценке (переоценке) стрессогенной ситуации и собственных ресурсов конкретного человека, а также по выбору и реализации адекватной стратегии поведения и действий в условиях развития стресса, контроля за процессом и эффективностью преодоления и при необходимости его коррекции [8, 114].

Преодоление стресса является процессом, который разворачивается на протяжении всей стрессовой ситуации, начинается иногда еще до ее возникновения и продолжается даже после завершения воздействия стресс-фактора.

Теоретико-эмпирическое исследование, проведенное учеными под руководством Т. Л. Крюковой (1999–2005), позволило обосновать новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение.

Т. Л. Крюкова доказала, что существует особый вид социального поведения человека, которое поддерживает, либо разрушает его здоровье и благополучие. Совладающее поведение определяется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией – изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю) [13, 180].

Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, Т. Л. Крюкова относит совладающее поведение к факторам активности человека, называет его дескриптором субъекта и поведением субъекта [33, 57].

Если субъект не владеет адаптивными копинг-стратегиями, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия, ведущие к дезадаптации личности.

При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей.

С этой точки зрения совладающее поведение может быть представлено в виде отдельных этапов. Сначала человек выделяет ситуацию как угрожающую или мешающую удовлетворению собственных потребностей, что вызывает у него чувство тревоги и фрустрацию из-за неспособности справиться со стрессором, что заставляет его занять оборонитель­ную поведенческую позицию. Данная реакция названа Р. Лазарусом «периодом шока», когда человек накапливает силу для будущего совладания. Следующий этап – «защитное отдергивание» – может быть как способствующим адаптации, так и затрудняющим ее [13, 181].

Таким образом, совладающее поведение может в общем виде быть как адаптивным, так и неадаптивным. Целью адаптивного поведения в данном случае является поиск оптимального решения, приемлемого в данной трудной жизненной ситуации. Оно направлено не только на то, чтобы справиться с конкретной ситуацией, но также может обеспечить индивиду за­служенное чувство успеха, победы и подготовить его к подобным ситуациям в будущем. Такая модель поведения является биологи­чески закрепленной.

Такое копинг-поведение спо­собствует адаптации и ведет к позитивным результатам, росту и до­стижению успеха. Оно включает в себя достижение цели своими силами, обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом решения подобных проблем, тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения, переосмысление про­блемной ситуации, изменения в себе самом, в системе привычных стереотипов и установок.

Неадаптивное поведение, в свою очередь, тоже выполняет защитную функцию, однако часто не снижает тревогу и не является эффективным для использования в будущем. Ис­пользование такого копинг-поведения обычно только усиливает стресс, а негативные последствия могут привести к возникновению новых стрессовых ситуаций в различных областях жизнедеятельности. К неадаптивному совладанию относятся различные способы психологической защиты, пассивность и избегание, импульсивное поведение (эмоциональные срывы, экс­травагантные поступки, агрессивные реакции) [крюкова, 2004]. Длительное использование неадаптив­ных копинг-стратегий может негативно отражаться на поведении и состоянии здоровье индивида. Приме­ром неадаптивных моделей совладания может быть как откладыва­ние решения проблемы со дня на день или отрицание ее наличия, так и более дезадаптивные и даже саморазрушающие способы совладания, например, курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Вместе с тем необходимо отметить, что совладание не имеет негативных значений.

В то же время невозможно заранее определить все копинг-стратегии как адаптивные или дезадаптивные, конструктивные или неконструктивные, поскольку для каждого человека в каждой ситуации существуют свои наиболее удачные варианты совладания.

М. В. Сапоровская предлагает рассматривать такие общие характеристики совладающего поведения, заданные на основе двух полярных шкал, как эффективность / неэффективность и конструктивность / деструктивность.

Опираясь на понимание эффективности деятельности, принятое в социальной психологии, в качестве критериев эффективности копинга она предлагает рассматривать его продуктивность, т. е. решение задач совладания в соотношении с затратами копинг-ресурсов, и состояние удовлетворенности субъекта, обусловленное его определенными притязаниями и возможностью их достижения.

Конструктивность / деструктивность копинг-поведения определяет показатель качества преобразований, которые происходят с человеком в результате совладания.

Таким образом, совладание может быть эффективным и конструктивным, когда человек справляется с трудной жизненной ситуацией, не растрачивая при этом весь потенциал копинг-ресурсов, испытывает состояние удовлетворенности результатами совладания, что приводит к позитивным последствиям, например, снижается уровень психической напряженности, улучшается психическое здоровье человека, повышается его самооценка, уверенность в себе.

Вместе с тем совладание может быть эффективным, но деструктивным, в частности курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ снижает уровень напряжения, однако ведет к саморазрушительным последствиям, зависимому поведению, деградации личности.

А если человек не справляется с трудной ситуацией, растрачивая при этом копинг-ресурсы (или не использует их вообще !), испытывает состояние неудовлетворенности, что приводит к ухудшению психического здоровья индивида, снижению уровня психологического благополучия, то его совладающее поведение можно отнести к неэффективным и деструктивным [50, 360].

По мнению ученых, наиболее полная классификация копинга, включает продук­тивный копинг, приводящий к разрешению проблемы и снятию напря­жения; непродуктивный копинг, снимающий напряжение методом ухода от разрешения ситуации; и социальный копинг, переходный от непродук­тивного к продуктивному, подразумевающий помощь извне при решении проблемы [13, 182].