Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
spetsvopros.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
267.26 Кб
Скачать

2. Пять периодов творческого пути в.М.Дорошевича

Творческий путь Дорошевича можно разделить на пять периодов:

  1. Московский подготовительный (мелкое репортерство и работа в юмористических журналах),

  2. Московский фельетонно-хроникерский ("За день" в "Новостях дня" и "Московском листке") 1889-1892гг,

  3. Одесский ("Одесский листок" и путешествие на Сахалин) 1893-1899гг.,

  4. Петербургский ("Россия") 1899-1902гг.,

  5. Третий московский (создание "Русского слова") – самый важный и длительный 1902-1917гг.

С 1881 года Дорошевич сотрудничает с газетой «Московский листок». Пишет юмористические сценки, репортерские заметки. Публикуется анонимно. Выступает как составитель юмористических сборников «Московская стрекоза», в 1883 году, «Погремушка» в 1885 году. Работает под псевдонимом Веселый Москвич. Первая известная публикация выходит в журнале «Волна» в 1884 за подписью Дядя Влас. Это пародийный рассказ из театрального быта «Отомстила». В «Волне» же Дорошевич начинает вести публицистическую рубрику «Дневники профана» (подражание «Запискам профана» Михайловского). Эта работа не получает развития.

С середины 80гг. Дорошевич постоянно публикуется в журналах "Будильник", "Развлечения», а так же во многих других юмористических изданиях, в которых выступает как автор различных "сценок", рассказов "с натуры", фельетонных обозрений ("Картинки общественной жизни" и др.), рисующих типы московской жизни.

В этот период в его творчестве появляются мотивы социальной критики, зарождается индивидуальная творческая манера, на становлении которой сказалось увлечение раскованностью, хлесткостью стиля и мастерством каламбура французской журналистики (А. Рошфор, Ж. Клареси), отчасти влияние матери, выступавшей (под псевдонимом Синее Домино) с остроумными фельетонами на бытовые темы в московской печати. Громадным было воздействие Салтыкова-Щедрина, мотивы и образы произведений которого проходят через все творчество Власа Михайловича Он считал Салтыкова-Щедрина "великим и недосягаемым учителем русского журналиста", так он написал о нем в «Русском слове» в 1907 году.

В период работы в московских юмористических журналах Дорошевич знакомится с Чеховым. Чехов высоко ценил талант и ум зрелого Дорошевича. Они были близки до конца жизни писателя.

В 1889 - 1892 гг. Дорошевич сотрудничает с московскими газетами "Новости дня" и "Московский листок", ведет публицистические рубрики "Злобы дня" и "За день", ставшие традиционными в его последующей журналистской деятельности. Рост критических настроений особенно выразился в памфлете, посвященном подавлению рабочих волнений на Юзовских заводах (Московский листок.- 1890.№342). Нравы новых "хозяев жизни", купцов, буржуа он показывает в фельетонах и очерках, созданных на материале наблюдений на Нижегородской ярмарке, где редактировал филиал "Московского листка" - газету "Нижегородская почта" (см. положительный отзыв В. Г. Короленко - Минувшие годы - 1908. - №8).

Жаждущий большей творческой свободы, Дорошевич в 1893г. принимает приглашение стать фельетонистом "Одесского листка", крупной провинциальной газеты либерального направления. Однако первая же его публикация, направленная против городского головы (1893. - №248), вызывает такое недовольство местных властей, что он вынужден уехать на несколько месяцев в Петербург. Некоторое время печатается в "Петербургской газете" главным образом как театральный рецензент.

Вернувшись в Одессу, на протяжении шести лет (до апреля 1899 г.) публикует в "Одесском листке" фельетоны, очерки, рассказы, обозрения, стихи, театральные рецензии, в которых высмеивает бюрократизм местных властей, обнажает хищничество и бесчеловечность торговцев и предпринимателей, борется с традициями мещанской буржуазной культуры и одновременно выступает защитником одесских бедняков, передовых деятелей города, прогрессивных явлений в общественной жизни.

Завоевавший определенную известность в Москве, Дорошевич именно в Одессе приобрел широкую популярность, привлек к себе внимание демократической интеллигенции острокритическими произведениями, в том числе обличающими нравы бульварной печати. Как удачный сатирический образец такого выступления, М. Горький отметил (Самарская газета.- 1895. -№190) фельетон "Разговор с читателем" (Одесский листок.-1895-. - №222). Вместе с тем у Горького, как и у Короленко, в этот период вызвала критическое отношение развязность тона отдельных выступлений Дорошевича, его нетребовательность в отборе тем и фактов (см.: Короленко В. Г. Дневник. - Полтава, 1926.- С 185--189; М. Горький и В. Г. Короленко. Переписка, статьи, высказывания.- М., 1957.- С. 27, 30).

С 1895 г. в творчестве Д. возникает обширная зарубежная тема. В "Одесском листке" печатаются написанные на материале заграничных путешествий публицистические циклы "Путевые и непутевые заметки" (западноевропейские впечатления), "Америка", многочисленные репортажи и очерки, пронизанные критическим отношением к буржуазной морали, культуре.

Значительной страницей в творческой биографии Дорошевича стала поездка в 1897 г. на Сахалин, куда он отправился из Одессы на пароходе, везшем приговоренных к каторжным работам. Он проявляет большую находчивость и настойчивость для того, чтобы добиться возможности собирать материалы о каторге (Дорошевич В. Как я попал на Сахалин.- М., 1903; 2-е изд.- М., 1905). Итогом ее всестороннего изучения стали сахалинские очерки, публиковавшиеся в "Одесском листке" в 1897-1899 гг., затем в газетах "Россия" и "Русское слово". Они вызвали широкий общественный резонанс правдивым изображением одной из страшных язв самодержавия, перепечатывались многими зарубежными газетами. Вышедшая в 1903 г. книга "Сахалин (Каторга)" (4-е изд.- М., 1907) была изъята из публичных библиотек, общественных читален и запрещена для продажи. Она была высоко оценена демократической критикой.

В 1897-1898 гг. Дорошевич побывал в Китае, Индии, Японии, на Ближнем Востоке. Жизнь, культура восточных народов издавна интересовали его и дали богатый материал для многочисленных очерков, сказок, легенд. Широта интересов, глубокая осведомленность в разных областях экономики, истории, права, искусства, знание основных европейских языков в соединении с блестящим публицистическим талантом - все это делает Власа Михайловича одной из самых ярких фигур русской журналистики.

С 1899г. он ведущий сотрудник петербургской либеральной газеты "Россия", в которой публикует судебные очерки, обнажающие фальшь царского правосудия, добивается отмены ряда несправедливых приговоров. В эти же годы он печатает циклы испанских, итальянских, французских очерков, критически изображающих буржуазный быт и нравы, и также многочисленные восточные сказки и легенды, фольклорные образы и мотивы, которые часто использовались для сатирического осмеяния порядков царской России. Цензура остро реагировала на эти выступления журналиста. За его творчеством пристально следила демократическая общественность России и Западной Европы.

С 1902 г. по приглашению И. Дорошевич Сытина Д. становится во главе московской газеты "Русское слово" и превращает ее в "одну из самых распространенных в России либеральных газет" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.- Т. 24.- С. 116). Накануне и в период революции 1905 - 1907 гг. Влас Михайлович создает наиболее радикальные произведения, поднимаясь до резкой критики правящей верхушки ("Истинно русский Емельян", "И. Н. Дурново", "Депутат III Думы" и др.). В сатирических повестях "Вихрь" и "Премьер. Завтрашняя быль (Фантазия)" в острой художественно-публицистической манере Дорошевич развенчивает буржуазный либерализм, заключивший сделку с самодержавием. Позднее в той же манере он написал повесть "Гений" (Русское слово.- 1916.- 13-20 нояб.), показав полное разложение верхов.

В годы обострения классовой борьбы Дорошевич пытался удержаться на общедемократических позициях "здравого смысла", выступил с публицистическим циклом "При особом мнении". Утрата четких ориентиров и конфликт с тяготевшим к поддержке кадетов редакционным комитетом "Русского слова" привели Дорошевича в мае 1917г. к отказу от руководства газетой и отходу от нее.

Октябрьскую революцию Дорошевич встретил в Петрограде. В нач. 1918 г. он выехал для лечения на юг, жил в Севастополе. В годы гражданской войны решительно отказывался от сотрудничества в белогвардейской печати, вообще ничего не публиковал, находясь в состоянии духовного кризиса и борясь с тяжелой болезнью и нуждой. Изредка выступал с лекциями о журналистах Великой французской революции, с чтением своих восточных сказок. В 1920 г., после освобождения Крыма от белых, сделал заявление "о полном присоединении к Советской власти" (см.: Ефимович М. (Кольцов М.). Конец Дорошевича // Накануне.- 1922. - №17; Он же // Журналист. - 1980. №10). Дорошевич стремился к участию в новой жизни, сотрудничеству в советской печати. Последняя (посмертная) публикация - памфлет "Николай II" (Экран.- 1922.- №25).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]