Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Синайский_Русское ГП.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
3.69 Mб
Скачать

II. Начало физического лица

1. В современном праве всякий человек есть физическое лицо, т.Е. Способен иметь права и обязанности.

Поэтому слова: человек и физическое лицо – однозначащи. Иначе было в древности: рабы не могли иметь гражданских прав и обязанностей, поэтому они и не были лицами в праве. Правда, можно было бы указать и ныне на лишенных всех прав состояния, как на людей, которые по-видимому, не имеют гражданских прав и обязанностей. Такое указание будет, однако, совершенно неправильно. Лишенным всех прав «дозволяется владеть и пользоваться в месте ссылки своей некоторыми имуществами», даже недвижимыми (ст. ст. 422, 423 Уст. о ссыльн.). Таким образом, люди могут быть ныне лишь ограничены в праве иметь те или другие права, как, напр., иностранцы в праве приобретать земельную собственность на окраинах другого государства (IV).

2. Если ныне всякий человек есть лицо в праве (физическое лицо), то становится он этим лицом лишь с момента своего а) рождения б) живым.

а. Рождением считается полное отделение ребенка от матери, потому что только с этого момента человек приобретает отдельное существование. Наше законодательство умалчивает, однако, о полном отделении ребенка от матери как конечном моменте рождения ребенка. Возникает, далее, сомнение, нельзя ли считать началом физического лица зачатие ребенка. Сомнение это находит, по-видимому, некоторое подтверждение в том, что от права наследования не устраняются дети, зачатые при жизни отца, но еще нерожденные до его смерти (п. 2 ст. 1106). Выходит, что зачатый уже имеет права, в данном случае право наследования. Такой вывод неправилен. Зачатый не имеет никаких прав.Право наследования для него лишь охраняетсяна случай его рождения живым (б).

б. Родившийся ребенок должен быть живым. Требование это вытекает само собой из понятия о лице в праве как существующем в гражданском обороте. Человек мертвый, или родившийся мертвым, не существует в гражданском обороте. В противоположность некоторым законодательствам, наш законодатель не говорит также ничего о других условиях признания родившегося живым ребенка физическим лицом, как-то: выношенности и жизнеспособности, наличности у него человеческого образа. Молчание наших законов недопустимо, однако, толковать в смысле ограничений человеческой личности.

III. Конец физического лица

1. Концом физического лица будет смерть человека

С момента смерти человек теряет все свои гражданские права и не может приобретать их вновь: он перестает быть лицом в праве. Возможно, однако, и здесь сомнение, не считается ли умерший человек физическим лицом в тех случаях, когда имущество умершего остается более или менее долгое время без наследников и в это время происходит даже увеличение его. Такое имущество умершего лица, которое лежит в ожидании наследников, «лежачее наследство», как бы свидетельствует о том, что умерший человек еще живет в праве, т.е. считается физическим лицом. Иными словами, не следует ли считать концом физического лица момент перехода имущества умершего лица к наследникам или казне, а не смерть человека? Гражданское право дает на это отрицательный ответ: оно не признает умершего человека физическим лицом. Признание лицом умершего нарушило бы в корне гражданский оборот. Тем не менее, наше законодательство дает основание признавать наследодателя лицом в процессе. Ст. 215 Уст. гражд. суд. постановляет, что «суду предъявляются иски к лицу умершего собственника, буде нет ввиду признанных или вступивших во владение наследников». И Сенат допускает такие иски (10/74), разъяснив, чтов данном случае суд обязан предоставить истцу право просить о назначении опекуна (74/829).

Постановление нашего законодательства о возможности признания в процессе умершего человека лицом неправильно по существу и по форме. Но пока закон не отменен, он должен действовать.Не следует лишь расширять его. Итак, человек перестает быть лицом в момент своей смерти.