Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реале. Т.3. Ч.1.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
1.87 Mб
Скачать

2. Поиск "истины", придающей смысл жизни

"Трактат об усовершенствовании разума" представляет собой разновидность беседы о спинозовском методе в области этики, в то время как Декарта интересовал гносеологический аспект. Другими словами, Спиноза не спрашивает себя, какова методология пости­жения истины и каковы ее отличительные признаки, чтобы удовле­творить абстрактный теоретический интерес, но исследует, какая истина способна придать смысл человеческому существованию, есть ли она благо, которое, будучи обретенным, обеспечило бы человеку счастье.

Чтение этого трактата заставляет вспомнить об античных гречес­ких "увещеваниях" типа некоторых сочинений св. Августина, либо цицероновского "Гортензия". Интересующая Спинозу "истина" не является математической или физической: эту истину ищут, чтобы пользоваться ею и наслаждаться; совершенствуя существование, она несет счастье.

Поиск "истины ", придающей смысл жизни

235

Во вступлении, представляющем собой самую прекрасную и яркую часть произведения, открывается ракурс, позволяющий уви­деть духовный мир автора, понять причины и цели, побудившие его начать философствовать. Спиноза говорит, что ощутил суетность повседневной жизни и открыл, что вещи представляются "благом" или "злом" только в той мере, в какой их воспринимает душа, тогда как в действительности все они "ни хороши, ни плохи" (здесь переплелись друг с другом стоическая и библейская точки зрения). Поэтому Спиноза решает, "в конце концов", поискать, достижимо ли "подлинное благо", а следовательно, существует ли нечто, чем овладев, человечество смогло бы "вечно наслаждаться неизбывной высшей радостью".

Казалось бы, отваживаться на такое дело не слишком благоразум­но, поскольку в любом случае следовало бы отказаться от таких бесспорных вещей, как удовольствия, богатство, почести, получив взамен — неизвестность. Останется ли время для поиска благ более высокого плана, если в житейском нет счастья, а продолжать зани­маться им в равной мере означало бы потерю "высшего счастья"?

Тогда он принялся за новую жизненную программу, не изменяя, однако, общепринятых правил поведения, ведь поиски вещей, обыч­но высоко ценимых людьми — удовольствий, богатства, почестей, — казались абсолютным препятствием. Он говорит:

а). Душа, захваченная удовольствиями настолько, что погружает­ся в них полностью, ничем другим уже заниматься не может. Однако наслаждение уходит, и возникает глубокая грусть. Спиноза пишет: "Ублажение чувств, например, настолько полно захватывает душу, что словно погружает вас в благодать, тогда вы полностью лишены возможности думать о чем-либо ином; но после наступает глубокое уныние, разум сначала охватывает смятение, а потом — отупение";

б). Когда добиваются богатства ради него самого (или же в качестве высшего блага), оно последовательно засасывает человека, заставляя его направлять все свои поступки и действия к его умно­жению. Чем больше состояние, тем сильнее желание приумножать его (здесь нет остановки для раскаяния, как при чувственном насыщении). Напротив, если поиски богатства не увенчались успе­хом, охотник чувствует себя поверженным;

в). То же самое можно сказать и о почестях, но здесь есть усугубляющее ситуацию обстоятельство: чтобы добиться от других воздаяния почестей, мы должны устраивать свою жизнь так, как это нравится другим, "избегая того, чего они обычно избегают, и доби­ваясь того же, чего ищут они".

После этих размышлений Спиноза заключает, что следовало бы оставить сомнительные блага, однако способ достижения несомнен­ного по природе блага неясен. Значит, в последнем анализе речь шла

236

Спиноза

о том, чтобы "потерять несомненное полузло в обмен на неясное благо". При внимательном рассмотрении все беды человечества происходят именно из-за ошибочных поисков того, что кажется благом.

"Поистине вещи, которых добивается простонародье, не только ничем не помогают, но даже вредны, поскольку часто приводят к смерти их обладателей и всегда ведут к смерти тех, кто ими одержим. Сколько доведенных до гибели из-за своих богатств, и сколькие подвергаются опасностям из-за страсти к накопительству, платя жизнью за собственное безрассудство! Не меньше и тех, кто, чтобы добиться почестей или сохранить их, закончили самым жалким образом. И, наконец, бесчисленны примеры людей, приблизивших свою гибель из-за чрезмерного сладострастия. Так в чем же причина этих зол? Мне казалось, что любое счастье или несчастье зависят только от природы предмета, к которому нас привязывает любовь. Действительно, из-за вещей безразличных никогда не возникает ссор, не бывает печали, когда их теряют, зависти, если ими владеют другие, они не вызывают ни страха, ни ненависти, в общем, никаких страстей: все, напротив, обычно случается из-за любви к тем вещам, которые могут погубить. Иначе происходит с любовью к.тому,что вечно и нескончаемо: она наполняет душу чистой радостью, очищая от печали; именно такого блага мы должны желать и искать всеми силами".

Решение всех сомнений может прийти следующим образом. Удо­вольствия, богатство, почести, говорит Спиноза, — зло, если их добиваются как цели (ведь они таковыми не являются), но как средства, т. е. инструменты, необходимые для жизни в соответствии с высшей целью, они нейтральны: "...поиски денег, наслаждений, любовь к славе — препятствия в том случае, если кто-нибудь доби­вается их ради них самих, а не в качестве средства для чего-либо другого; наоборот, если они нужны как средство, то не становятся препятствием, поскольку могут принести большую пользу".

Следовательно, высшее благо, по Спинозе, не аннулирует всего прочего, но полностью переоценивает его значение, тесно соединяя разум со всей природой при участии максимально возможного числа людей.

В философии Спинозы центральное место отведено идее Бога, (понимаемого как вечный порядок Природы). По мнению Спинозы, следует знать о природе только то, что обязательно для осуществле­ния указанной задачи; построить общество, которое сможет привес­ти к достижению намеченной цели возможно большее число людей; принять мораль и педагогику в соответствии с данной целью; развивать медицинскую науку, которая, сохраняя здоровье, облегчит

Концепция Бога: геометрический порядок 237

достижение целей; развивать механику и технику, экономящую время и усилия; совершенствовать и очищать разум.

Тем временем, пока происходит постепенное усовершенствова­ние человека в рамках возможного, нужны некоторые временные правила жизни, сводящиеся к трем постулатам. Необходимо:

— говорить в соответствии с уровнем восприятия простого народа и приспосабливаться к его манере поведения во всем, избегая препятствий к достижению наших целей;

— ограничиваться только теми из удовольствий, которых доста­точно для поддержания доброго здравия;

— добиваться денег или иных материальных ценностей только в той мере, в какой это необходимо для жизни и здоровья и согласуется с обычаями и традициями нашей страны, а также не противоречит нашим целям.

Спиноза первым начал претворять в жизнь эти максимы. А ко­роткий девиз: "Caute", о котором говорилось выше, как общий знаменатель, точно подводит итог смыслу упомянутых правил.

Итак, мы готовы приступить к рассмотрению центральных поло­жений "Этики", их теоретической основы и понимания Бога. Как никому другому подходит Спинозе знаменитая поговорка: "Скажи, какому Богу ты молишься, и я скажу, кто ты".

3. КОНЦЕПЦИЯ БОГА КАК ОСЬ ФИЛОСОФИИ СПИНОЗЫ

3.1. Геометрический порядок

Шедевр творчества Спинозы, "Этика", построен в манере Евк­лидовых "Начал", т. е. акцентирует внимание на дефинициях, аксиомах, суждениях, доказательствах, схолиях (пояснениях). Речь идет о дедуктивно-геометрическом методе, примененном Декартом и высоко ценимом Гоббсом; однако Спиноза придает ему особое значение.

Почему наш философ выбрал именно этот метод толкования о высшей реальности, т. е. о предметах, для коих математические методы могут показаться неадекватными и слишком узкими? Этот вопрос, задают себе все комментаторы. При всей своей видимой ясности данный метод часто не раскрывает, а скрывает сокровенные мотивы Спинозы, и кое-кто может отбросить проблему без решения, избавившись от строгой научности, а затем пространно обсуждать

238

Спиноза

ее в затяжной дискуссии. Опрометчивое решение, поскольку выбор Спинозы основан не на одной мотивации, а на многих.

Постараемся определить главные из них.

Итак, нам ясно, против чего протестовал Спиноза, используя как орудие геометрический метод. Он стремился отвергнуть: а) свойст­венный многим схоластам абстрактный метод построения силлогиз­мов; б) правила риторики, присущие эпохе Возрождения; в) чрез­мерно многословный (раввинский) метод изложения.

Стиль Декарта и вообще вкус к научным методам XVII в. вдох­новлял философа.

Тем не менее, метод и способы, применяемые Спинозой в "Этике ", нельзя считать только формальной оболочкой, как кажется многим; их невозможно объяснить заурядной уступкой интеллекту­альной моде. Связи, объясняющие реальность, как ее понимает Спиноза, являются выражением некой абсолютной рациональной не­обходимости. Будь то Бог (или субстанция), либо треугольник, все рассматривается с такой же точностью, с какой решаются теоремы: они "действуют" строго по правилам, иначе быть не может. Следо­вательно, если все, включая Бога, гипотетически можно "доказать" с такой же абсолютной строгостью, то евклидов метод оказывается наиболее адекватным.

Кроме того, метод дает преимущество неэмоционального толко­вания предмета, обеспечивая беспристрастную объективность, сво­бодную от иррациональных и алогичных искажений, что в большой степени благоприятствовало воплощению идеала: увидеть самому и заставить других видеть то, что выше страстей, смеха и слез, в свете чистого разума. Этот идеал точно выражен в следующей максиме: "Nee ridere, пес lugere, neque detestari, sed intelligere" ("He смеяться, не плакать и не отворачиваться, но понимать").

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]