Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответ.docx
Скачиваний:
174
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
1.01 Mб
Скачать

13. Рецессионный и инфляционный разрывы. Парадокс бережливости.

Если фактический равновесный объём выпуска Y0 ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т. е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полой занятости ресурсов, хотя равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD = AS) достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и определяет рецессионный разрыв (рис. 4.3).    Рецессионный разрыв - это величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до уровня полной занятости. Рецессионный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть расходов сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и снижением уровня занятости. А затем в силу эффекта мультипликатора приведёт к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечёт за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике.

Рис. 4.3. Рецессионный разрыв

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие их точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода составит:

Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 больше потенциального Y, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты. Возникает инфляционный разрыв (рис. 4.4).    Инфляционный разрыв - это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I > S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстаёт от инвестиционный потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутой полной занятости нет, постольку объёмы совокупного предложения возрасти не могут. Население всё большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растёт, а в силу эффекта мультипликатора нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

Рис. 4.4. Инфляционный разрыв

Преодоление инфлционного разрыва предполагает сдерживание совокупного проса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет:

Если, используя модель «AD-AS» интерпретировать график совокупных расходов как совокупный спрос, а линию 45° - как совокупное предложение, то рецессионный разрыв можно определить как превышение совокупного предложения над совокупным спросом на уровне, соответствующем потенциальному ВВП. Соответственно превышение совокупного спроса над совокупным предложением на уровне, соответствующем потенциальному ВВП, представляет собой инфляционный разрыв.    Не следует смешивать рецессионный или инфляционный разрыв с разрывом ВВП. Разрыв ВВП - это разница между равновесным и потенциальным уровнями ВВП, или Y*. Графически разрыв ВВП изображается на оси абсцисс.

Парадокс бережливости

Традиционный взгляд классической теории на процессы сбережения и инвестирования подчёркивает благотворность высоких сбережений. Ведь чем выше сбережения, тем глубже «резервуар», откуда черпаются инвестиции. Поэтому высокая склонность к сбережениям, по логике классической школы, должна способствовать росту инвестиций, дохода и процветания нации.    Взгляд Кейнса на эту проблему коренным образом отличается от классической трактовки. Кейнс пришёл к выводу о том, что с ростом доходов стремлении сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Но увеличение сбережений сокращает расходы на потребление. Это, в свою очередь, вызывает сокращение совокупного спроса и объёма реализованного ВВП. В силу эффекта мультипликатора произойдёт сокращение дохода на большую величину, чем первоначальное увеличение сбережений.    На графике (рис. 4.5) экономика стартует в точке А. В ожидании спада производства домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: график сбережений перемещается от S до S1, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1, а вот сбережения в точке В окажутся теми же, что и в точке А.    Если одновременно с ростом сбережений от S до S1 возрастут и запланированные инвестиции от I до I1, то равновесный уровень выпуска останется равновесным Y0 и спада производства не будет. Напротив, в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создаст хорошее условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Рис. 4.5. Парадокс бережливости

Парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода. Если экономика находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к сбережению означает не что иное, как уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продавать свою продукцию. Затоваренные склады никак не могут способствовать новым инвестициям. Производство начнёт сокращаться, последуют массовые увольнения и, следовательно, падение объёма ВВП и доходов различных социальных групп. Это станет неизбежным результатом стремления больше сберегать. Добродетель сбережения, о которой говорили сторонники классической школы, оборачивается своей противоположностью - нация становится не богаче, а беднее.    Но следует заметить, что парадокс бережливости характерен только для условий неполного использования ресурсов в стагнирующей экономике. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный перегрев, увеличение склонности к сбережению может способствовать снижению уровня цен.