Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3. История политической мысли (Мухаев).doc
Скачиваний:
109
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
291.84 Кб
Скачать

Тема третья: поиск основ устойчивого порядка

Интеграция граждан в единое политическое сообщество и его стабильность зависят не только от благочестивых намерений правителей, но и от законопослушания подданных. Общее согласие достигается, по Аристотелю, приверженностью власти и граждан одним мораль­ным ценностям: счастью, красоте, справедливости, порядку. В связи с этим он трактовал политику как публичную этику, как мораль соединения. Цицерон же пошел дальше, предполагая, что взаимоотношения правителей и подданных должны не только осуществляться на принципах справедливости, но и регулироваться нормами естественного права, которое он ценил выше, чем писаный закон. Тем самым Цицерон ввел новое понимание государства и политики как согласованного правового общения, целью которого является реализация общего интереса. Высказанная Цицероном идея «правового государства» как формы связей правителей и граждан трактовала политику в терминах взаимодействия народа и власти.

Следует отметить, что, несмотря на морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике (что обусловлено отсутствием четкой границы между философией, этикой и политикой) И ограниченный рационализм, концепции классической политической философии содержали положения, которые затем составили фундаментальные максимы западной политической науки и стали базовым компонентом западной политической культуры.

3. 3. Политическая теология и политическая наука в Средневековье Истоки религиозной и светской политической традиции

Развитие политического знания в период Средневековья было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, формированием феодального уклада и складыванием централизованных государств, нуждавшихся в нормативном обосновании нового политического порядка.

Во-вторых, борьбой католической церкви и светской власти в лице монархов за политическое господство. Под напором варваров сепаратизм суверенных полисов рухнул, и на их развалинах образовалось множество раздробленных феодальных княжеств и городских коммун. Они представляли две тенденции общественного развития - аристократическую и демократическую, носители которых противостояли друг другу в политической борьбе. Объективные потребности социального прогресса требовали преодоления политической и экономической раздробленности, прекращения феодальной междоусобицы, приносившей беды и страдания простым гражданам. Интеграция общих и частных интересов могла происходить путем концентрации политического господства в руках сильной королевской власти. Однако абсолютизм монархов порождал ответное стремление к суверенитету со стороны феодалов и городских коммун, тяготившихся могуществом сильной центральной власти.

В-третьих, растущим влиянием католической церкви и ее притязаниями на политическую власть. Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского общества. Потребности духовного доминирования над людьми требовали единой монотеистической религии. Уже при Константине христианство было признано государственной религией. Тогда церковь стала составной частью аппарата политического господства. Однако церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров.

Лишь начиная с VII в. папская курия стремится достичь гегемонии над светской властью.

Воздействие данных факторов привело к тому, что политические представления в Средневековье развивались, концентрируясь в основном вокруг анализа четырех противоречивых, но взаимосвязанных проблем, решение которых имело прикладное значение:

1) обоснование нормативных оснований нового политического порядка, опирающегося на абсолютную власть монархов или церковных иерархов;

2) поиск средств ограничения сильной центральной власти;

3) определения приоритета характера власти - духовной или светской;

4) выявления технологий завоевания и сохранения власти.

Осмысление этих проблем и способы их разрешения в Средневековые сформировали две традиции политического анализа - теологическую и светскую.