Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2. Удельный период.docx
Скачиваний:
67
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
6.13 Mб
Скачать

Монголо-татарское иго

В отличие, например, от Китая, где долгое время правила монгольская династия Юаней, на Руси не было не только иноземных правителей, но даже поставленной завоевателями администрации. Важной чертой ига являлось то, что монголы не пытались бороться с православной верой, даже освободили церковь от уплаты дани.

После нашествия Батыя над Русью устанавливается монголе-татарское владычество (иго) – комплекс экономико-политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды над той частью территории Руси, которая оказалась под контролем ее ханов.

Главной формой зависимости была уплата дани. Ее собирали так называемые баскаки, во главе которых стоял великий баскак. Его резиденция находилась во Владимире. Баскаки имели особые вооруженные отряды, всякое сопротивление жестоким поборам и насилию беспощадно подавлялось. В 1257 г. и 1272 г. монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число» и, исходя из результатов, стали исчислять дань. В города посылали бесерменов (мусульманских купцов), которым на откуп отдавался сбор дани (выхода). Постоянная дань дополнялась «запросами» – единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. В 1262 г. произошли одновременные восстания во многих русских городах (Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Ярославль и др.) против баскаков. Эти бунты были подавлены ордынскими военными отрядами, находившимися в распоряжении баскаков. Но с 1263 г. сбор дани и ее доставка в Орду перешли в руки русских князей. За общий сбор дани стал отвечать великий князь Владимирский.

Политическая зависимость выражалась в том, что русские князья должны были получать у хана утверждение своих политических прав на принадлежавшие им владения – им выдавался ярлык, т.е. документ, подтверждающий их права на княжения. Формально главой русских земель считался князь, получивший от хана ярлык на княжение во Владимире. Баскаки следили за деятельностью князей, донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли. Ордынские правители не допускали значительного усиления власти кого-либо из русских князей и, следовательно, долгого пребывания на великокняжеском престоле. Кроме того, отобрав ярлык у очередного великого князя, они отдавали его князю-сопернику, что приводило к княжеским распрям и борьбе за получение владимирского княжения при хаиском дворе.

Регулярные приезды русских князей и их родственников по вызову ханов в Орду постепенно сложились в своеобразную вассальную повинность. Всего за 188 лет (с 1242 по 1430 гг.) князья приезжали в Орду 70 раз. Многие князья были во время этих приездов казнены, убиты, отравлены или просто скончались от стресса. Истинная роль князей во время этих поездок сводилась к роли заложников, т.е. вещественных гарантов вассальной зависимости соответствующих княжеств от Орды и гарантов лояльности политики своих государств в отношении Орды. Аналогов такой практики в истории международных отношении не встречается более нигде. Продуманная система мер обеспечила Орде прочный контроль над Русскими землями.

С православной церковью у ханов сложились особые отношения. Как и большинство язычников, они чтили богов покоренных народов и покровительствовали жрецам, считая, что это умилостивит чужих богов и привлечет их на сторону монголо-татар. В результате русские митрополиты получили от ханов ярлыки, которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также охрана имущества церкви. Веротерпимость монголо-татар распространялась столь далеко, что православная церковь смогла учредить епископскую кафедру в столице Орды – Сарае. Единственным требованием к православной церкви у ордынцев были молитвы за здоровье великого хана.

В татарах на Руси видели «наказание божье», ниспосланное на Русскую землю за грехи. Эта позиция не только весьма пассивна, но фактически снимает вину за порабощение Руси и с монголо-татар, и с русских князей, допустивших такое, и перекладывает эту вину целиком на народ.